search
main
0

Они свои проблемы не скрывают Качество знаний у американских школьников остается низким

Когда в самом начале 90-х гг. американцев спросили, что будет определять развитие их страны через 25 лет – образовательная система, экономика или вооруженные силы, то 89 процентов опрошенных ответили, что это будет образовательная система. Все последующие опросы, вплоть до последних дней, демонстрируют, что это отношение не изменилось. Насколько существующая система (далее речь будет идти только о государственных школах) справляется со своей задачей, существует несколько мнений. Все они опираются на цифры. Вот некоторые из них. В соответствии с одним исследованием, изучавшим успехи учащихся разных стран мира по 19 учебным дисциплинам, американские школьники не заняли ни одного из первых мест. Более того, по математике они на последнем, а по естественным наукам – на одном из последних. Каждый четвертый ученик бросает школу, не доучившись до конца. В тех случаях, когда речь идет о так называемых innercity schools, т.е. учебных заведениях, расположенных в центре города, это число доходит до 50 процентов. Более 10 процентов учащихся из тех, кто все же заканчивает школу, умеют читать и писать на уровне шестиклассников.
Каждое учреждение, которое сталкивается с такой молодежью, сталкивается с тем, что новое пополнение не обладает достаточными знаниями и умениями, чтобы выполнять свои рабочие обязанности. Эти молодые люди не только не умеют как следует читать, писать, считать, но не обладают такими необходимыми качествами, как трудовая дисциплина, желание учиться и делать карьеру. Вооруженные силы США тратят ежегодно десятки миллионов долларов на то, чтобы научить грамоте своих новобранцев. По данным ВМС США, каждый четвертый военнослужащий не может понять инструкцию по технике безопасности, если она составлена в письменном виде. Ежегодно американская промышленность тратит несколько десятков миллиардов долларов на обучение своих сотрудников. Из года в год все большая часть этих денег идет на обучение азам, т.е. тому, что те не получили в школе. Даже колледжи, куда, как считается, попадает более квалифицированная часть выпускников, оказываются не в лучшем положении – от 25 до 40 процентов первокурсников нуждаются в том, что американцы из чувства политкорректности называют remedial help, т.е. в тех же азах – чтение, письмо, арифметика.
В различные вузы США поступает в конечном итоге три пятых всех выпускников, но почти сорок процентов поступивших бросают учебу в течение первого года. Представители крупных и средних компаний высказывают озабоченность тем, что с такой рабочей силой Америка не сможет справиться с высокими требованиями, которые предъявляет современная мировая экономика, и будет проигрывать своим иностранным конкурентам. Им вторят и многие госчиновники. Если судить по тому, насколько США нуждаются в отечественных специалистах высокого профиля не только в области точных технологий, становится ясно, что эта озабоченность не высосана из пальца.
Может сложиться впечатление, что американские дети изначально не способны к нормальной учебе. Это совсем не так. В соответствии с теми же исследованиями, опирающимися на сопоставимые данные по разным странам мира, учащиеся четвертых классов школ США обгоняют своих заокеанских сверстников по математике и естествознанию, восьмиклассники занимают место уже посередине, а учащиеся выпускных классов скатываются на самое дно. Взрослые же американцы, как это странно ни покажется, считаются одними из наименее грамотных представителей развитых стран, если верить исследованию, проведенному Организацией экономического сотрудничества и развития в 1999 году. Особо надо отметить тот факт, что государственные школы в США – это не просто один из институтов общества, это один из важнейших символов американской демократии. На свою школу американцы, конечно, не молятся, но считают ее оплотом стремления нации к равенству, справедливости и одинаковым возможностям для всех. В государственных школах, куда попадают дети, представляющие самые разные культуры и традиции, все они получают одно и то же образование и учатся демократическим ценностям, включая уважение ко всем людям вне зависимости от расы, национальности и религии. Для страны, борющейся с расизмом и испытывающей постоянный приток новых иммигрантов со всех концов света, которых нужно приучить к новой действительности, нередко радикально отличающейся от того, к чему они привыкли у себя на родине, будь это Югославия или Эфиопия, роль школы, где и происходит социализация граждан, чрезвычайно важна и постоянно растет.
Именно на отсутствие традиционной демократии и жалуются многие современные родители. Недавно мне попалась на глаза статья, которую написал один американский журналист, отец 14-летнего юноши. Они с семьей переехали в новый район и стали искать для мальчика новую школу – современную и прогрессивную, берущую за свои услуги совсем не мало – от 15 до 20 тысяч долларов. В год. Это заняло у отца с сыном много больше времени, чем они предполагали, а их опыт оказался настолько неприятным, что это подтолкнуло автора заняться проблемой глубже и познакомить со своими мыслями и находками широкую общественность. Их проблемы начались с того, что ребенка не захотели взять ни в одну из школ, куда они обращались. Причина была одна – нет мест. Т.е. они есть, но не для всех, и здесь выясняется самое главное – принцип отбора. Прежде всего не хотят брать тех, кто пришел со стороны. Оказывается, что таланты и способности – не самая важная вещь, когда в общей очереди стоят дети родителей, сделавших большой взнос в кассу школы, затем дети учителей и членов администрации школы, дети, чьи братья и сестры учатся в этой школе, и все остальные. Но даже если не все свободные места разобраны, то это не гарантия, что вас возьмут.
Современная школа стремится, чтобы так называемый гендерный баланс или просто соотношение мальчики-девочки был строго 50 на 50. Мальчиков до определенного возраста не просто больше девочек, мальчики, как свидетельствует статистика, чаще меняют школы, нежели девочки. К тому же в современной Америке на существ мужского пола частенько смотрят как на потенциальных преступников и насильников, существ, к которым надо относиться с подозрением и недоверием (так говорят многие феминистки, а к ним прислушиваются).
Прогрессивная школа должна думать о своем имидже, а он определяется еще и тем, какой процент школьников составляют представители меньшинств. Их в США приблизительно 14 процентов, значит, столько же должно быть и детей с иным, нежели белый, цветом кожи. Конечно, родителей, которые могли бы позволить себе отправить своих отпрысков в частную школу среди меньшинств меньше, чем среди белых. Но для малоимущих представителей этих групп населения существуют различные стипендии и льготы, в том числе и государственные. Так что если у вас нет пресловутых 14 процентов, вас могут обвинить в расизме, а этого никому не хочется. Поэтому белых мальчиков и отсеивают, чтобы взять не тех, кто более достоин, а тех, кого надо. Я даже не говорю здесь о том, что впечатление о способностях подростка нередко формируется в результате двадцатиминутной беседы, а согласно статистике, единственному ребенку в семье, который привык к общению со взрослыми, гораздо легче общаться с незнакомыми людьми, нежели детям из семей, где больше одного ребенка. А последних в Америке сегодня довольно много (экономика на подъеме, люди могут позволить себе заводить много детей).
Кто в этом виноват? Многие считают, что учителя. В этом есть определенная истина. Действительно, профессия педагога в современной Америке совсем не престижна, заработок невысок и, как следствие, нехватка кадров огромна – около одного миллиона человек по всей стране. В качестве замены берут всех – отставных военных, студентов-старшекурсников, а нередко и просто выпускников средней школы. Как результат – школам остро не хватает грамотных специалистов. Половина преподавателей естественных наук, треть учителей математики и каждый второй учитель английского языка и литературы не специализировались по этому предмету во время учебы в вузе.
Педагоги, соглашаясь с тем, что есть их доля вины, говорят, что существующая система ничего не дает им в качестве стимула. Если педагог делает свое дело хорошо и воспитывает отличных школьников, его ничто и никто не награждает за это. Если он плохо справляется со своими обязанностями, то с ним, как правило, ничего не случается (выгнать учителя из государственной школы можно только за преступление – профсоюз не даст, и с этим приходится считаться администрации). Значительная доля правды в этом имеется, и самым лучшим доказательством является следующий факт. Многие педагоги не просто не особенно верят в свои школы – каждый третий из них отдает своего ребенка в частное учебное заведение.
Беда заключается, полагают другие, в том, что школы слишком либерально распоряжаются своей программой – убирая из нее все сколь-либо сложное. И вот результат. В Советском Союзе на середину 80-х гг. дифференциальное исчисление изучали пять миллионов школьников по сравнению со 100 тысячами американских подростков (население у нас на тот момент было приблизительно одинаковым). По причине более продолжительного учебного дня и года японские выпускники проводят за партой в общей сложности на четыре года больше и практически все заканчивают школу успешно. Во многих развитых странах учащиеся начинают изучать химию, физику, биологию, географию и более сложную математику в шестом классе. К окончанию школы они проводят за изучением этих предметов в три раза больше времени, чем их американские сверстники.
Из государственных школ просто бегут – на протяжении 90-х годов число учащихся частных школ увеличивалось ежегодно на 12 процентов, а число тех, кто решил перейти на домашнее обучение, – на 15 процентов. Одна из ключевых причин, по которой американцы переезжают с места на место, – это поиск лучшей школы для своих детей.
Вы скажете – что за бред, это не Америка, а карикатура какая-то. Не может быть, чтобы там все было так плохо. Ведь это Штаты, богатейшая страна, всем подающая пример, неужели у них все так запущено. Согласен, впечатление может сложиться не лучшее, но весь материал основан на документальных фактах, широко обсуждаемых в американском обществе и доступных каждому желающему.
Симпатично мне то, что проблемы свои американцы не скрывают, охотно обсуждают и, надеюсь, смогут решить. Государство тратит на улучшение образования десятки миллиардов долларов. Кандидаты на выборах спорят до хрипоты и входят в такие мелочи, что даже не верится, что они сами понимают, о чем идет речь. А у нас даже до основных школьных проблем правительству нет дела.
Автор хочет воспользоваться возможностью поблагодарить Фонд Кеттеринга за предоставленные материалы в рамках программы National Issues Forum для подготовки этой статьи.
Борис ДЕМИДОВ
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте