Учитель обычного школьного предмета, как бы трепетно он к нему ни относился, никогда не ставит перед собой цели сделать всех до одного учеников физиками, химиками или филологами. Преподаватель гражданско-правоведческого цикла всегда преследует одну и ту же задачу – вырастить из каждого ребенка достойного гражданина своей страны. И потому каждое совещание педагогов, ведущих учебные курсы этого направления, становится своего рода смотром того, насколько удалось продвинуться в решении проблем, имеющих отношение к гражданскому образованию. Именно таким смотром было совещание педагогов, руководителей областного образования, представителей общественных организаций, собравшихся за “круглым столом” в г. Тамбове.
Татьяна ДЕРЕВЯГИНА, кандидат педагогических наук, председатель областной общественной организации “Молодежная инициатива”:
– Наша организация существует уже несколько лет. Мы входим в Российский союз молодежи. Одна из наших основных задач – воспитать достойных граждан нашей страны. В частности, гражданским воспитанием занимаемся через поисковый клуб “Искатель”, летом организуем для подростков лагерь труда и отдыха. Сейчас разрабатываем программу “Молодежь и образование”. Думаю, что в ней могут участвовать и школы.
Есть у нас еще интересная программа “Детские суды”. Это игра. Все роли исполняют школьники – прокуроры, следователи, судьи, адвокаты, они же и правонарушители. Конечно, чтобы провести такую игру, дети сначала должны познакомиться с некоторыми законами в зависимости от конкретного судебного дела. Просто так читать Уголовный или Гражданский кодексы неинтересно, а найти статьи, которые потребуются по данному делу, – тут и возникает настоящий интерес. Ребята по очереди исполняют то одну, то другую роль, становятся присяжными заседателями. Они стараются использовать знания, полученные на уроках права и граждановедения.
Думаем в дальнейшем создать молодежные правозащитные организации. Чем мы еще занимаемся? Много времени уделяем подготовке и проведению Всероссийской студенческой олимпиады, которая проходит ежегодно. Сначала на региональном уровне. Это грант Фонда правовых реформ.
Важной стороной своей деятельности считаем просветительскую. У нас есть несколько юридических консультаций. Мы представляем в суде интересы молодых граждан. К нам обращаются за юридической помощью и представители других слоев населения.
У нас две программы. Одна называется “Юридическая карьера”. Здесь у нас собрались люди думающие, у которых есть правовая практика. Мы заключаем договоры с коллегией адвокатов, чтобы они помогали нам проводить практикумы. Студенты юридического факультета проходят у нас практику. По сложным вопросам мы обращаемся к практикам, которые сейчас работают адвокатами, юристами, имена которых известны и в городе, и в области.
Вторая программа связана с обучением молодежи правоведению и праву. Привлекаются студенты с актерского факультета, они показывают сценки судов по разным проблемам.
Можно также будет организовать постоянно действующий консультативный центр для учителей и для родителей. Мы хотим выйти на широкую аудиторию по развитию правовой культуры среди молодых людей и подростков.
Накануне выборов проводили свои выборы. У нас было все как и в настоящих выборах: избирательная комиссия, избирательные участки, партии, кандидаты со своими программами. Мы проводили ее в школах и в университете. Перед этим участники знакомились с избирательным законодательством, работой общественных организаций.
Ирина ШЕПИЛОВА, главный библиотекарь областной детской библиотеки:
– Мы тоже стараемся помочь гражданскому воспитанию детей. Сотрудничаем в основном со школой N 8, но открыты и для других.
В прошлом году мы провели конгресс. Участвовали все классы. Дети познакомились с Конвенцией о правах ребенка, с Декларацией прав человека.
Конгресс был посвящен теме нарушения прав человека. Дети сами узнавали о случаях нарушения прав человека и разбирали их, определяли, какие статьи нарушены.
Минувшим летом восьмиклассники проходили в областной библиотеке производственную практику. Они сначала посетили те организации, которые занимаются непосредственно проблемами детей. Это центр временной адаптации детей, муниципальный детский дом, детский приют, дошкольный детский дом, комиссия по правам человека. Подростки в основном общались с руководителями этих организаций. Собрали интересный материал. Обширный, конкретный. Они познакомились с теми проблемами, которые буквально возникают на их глазах. Кстати, участие в этом социальном проекте предусматривает обращение к депутатам областной Думы, в депутатскую комиссию по проблемам ребенка: что нужно сделать на областном уровне, чтобы улучшить жизнь социально не защищенных детей. Затем проходил конкурс по защите социальных проектов “Мы не хотим молчать”.
В этом году мы снова проведем такое мероприятие, только исследоваться будут более сложные вопросы.
Когда мы с детьми узнавали о судьбах социально не защищенных детей, у меня возникла еще одна тема. Мы договорились с директором муниципального детского приюта, с кафедрой социальной педагогики проводить библиотерапию для детей-сирот. Что я имею в виду? Из интернета я узнала, что только две библиотеки в стране работают с социально не защищенными слоями населения, правда, не с сиротами, а с инвалидами. Почему дети – сироты? Ребята должны знать, что такое социальные сироты. Сами они живут в благополучных семьях, с папой и мамой.
Библиотерапия предусматривает любыми средствами и посредством художественной литературы помочь обездоленным детям выжить. Это будет определенная помощь им. Такова социальная практика подростков. Они не готовятся к ней, они уже действуют, они живут в этом обществе. И они стараются каждый день менять что-то в нем.
Для нас, взрослых, не секрет, что если эти сироты не нужны для своей матери, то они никому не нужны. Я несколько раз подчеркивала, что в принципе детей после детского приюта отправляют в никуда. Закончат они ПТУ, но работу им, как правило, не предоставляют, жилья у них нет. Поэтому среди таких молодых людей часто бывают случаи суицида, наркомании, пьянства. И мы хотим этим детям помочь. Разработали социальный проект совместно с кафедрой социальной педагогики и уже в следующем году будем заниматься этим. Сейчас принимаем участие в конкурсе, который организуют Российская историческая библиотека, “Ребенок и история. На пути детства”. Одно из направлений этого конкурса – “Дети-сироты”. Конкретно мы берем Мариинский детский приют. Изучаем его историю. Нас интересует судьба выпускников детского приюта. Насколько нам известно, в прошлые годы – начале века – была широко развита благотворительность. Мариинский приют сам зарабатывал средства. Детей готовили к дальнейшей жизни. Они получали рабочие специальности и не чувствовали себя ущербными, потому что знали, что устроятся на работу. И самое главное – детям выдавали такую сумму, на которую они могли достойно жить, купить жилье и т.д. Теперь это муниципальный детский дом. И у него много проблем, поможем их решить сообща.
Игорь ЗАРЕЦКИЙ, учитель права:
– Мы в своей школе особое внимание уделяем работе с родителями, потому что без них не будет достигнута цель. Параллельно с отцами и матерями мы рассматриваем темы, что и с детьми. Привлекаем всех участников образовательного процесса и правового воспитания. И здесь, пожалуй, бывает тяжелее с учителями, нежели с детьми. У нас нет сквозного курса преподавания основ права.
У школы есть престиж среди населения. Мы сотрудничаем с педагогическим колледжем. Работа ведется по всем направлениям. В рамках университета педагогических знаний мы ведем непосредственно работу с родителями, где я тоже часто выступаю. У нас есть родительская газета. Раздаем ее родителям бесплатно. Говорим с ними о правах и обязанностях и родителей, и детей, и учителей. И пытаемся со всеми сотрудничать, договариваться. Что-то получается. Видимо, в правильном направлении действуем. Большую работу ведем со старшеклассниками. Я сам преподаю курс у них – “Политика и право”, сам занимаюсь правоведческими вопросами. Ребята участие принимают и в олимпиадах. Учителя даже удивились, насколько детям все это интересно и насколько они умеют применить юридические знания.
Николай ВОРОБЬЕВ, председатель областной избирательной комиссии, кандидат юридических наук:
– Я каждый раз с удовлетворением отмечаю живой интерес у наших школьников к избирательным кампаниям, самим выборам, в которых участвуют их родители. Мы помогаем проводить в школах и вузах викторины, олимпиады, устраиваем выборы школьных лидеров. Проводим свои “выборы” в Государственную Думу, президента, когда школьники голосуют за тех же кандидатов, из числа которых их родители выбирали депутатов, главу государства. Подобные акции будем проводить и дальше. Они проходят в рамках программы “Повышение правовой культуры избирателя”. Ведь нынешние наши дети завтра окажутся полноценными избирателями, и от их выбора будет зависеть будущее России. Кто станет управлять страной, областью, городом и т.д.? Поэтому мы считаем, что необходимо совместно с учителями нам продолжать наше содружество.
Татьяна АВДЕЕВА, руководитель ресурсного Центра школьного и гражданского образования:
– Николай Иванович является активным участником нашей команды, претворяющей программу “Школа – правовое пространство”. Во время наших олимпиад он обычно возглавляет жюри.
Светлана ФУРСОВА, кандидат исторических наук, преподаватель Тамбовского технического университета:
– Я преподаю политологию в университете. Поддерживаю связь со школами, я видела, какие героические усилия предпринимаются в 32-й и 8-й школах. В них действительно создан правовой микроклимат. Но те студенты, которые приходят в наши университеты, как правило, слишком далеки от этого, они не подготовлены к тому, чтобы защищать, отстаивать свои права и права других.
Я проводила анкетирование два года подряд и могу сделать некоторые выводы. Старшекурсники прекрасно представляют, что такое гражданское общество, и могут достаточно полно отвечать на этот вопрос, а когда я спрашиваю, что вы сможете сделать, чтобы наша страна стала правовым государством, почти все ответили одно и то же: от меня ничего не зависит. Получается, что еще в школе у детей закладывается понятие, что путь к достижению этих ценностей для них не ясен, не определен, они не видят своего места в общественной жизни.
Поэтому сегодня мы должны говорить о том, что нужно сделать, чтобы правовое воспитание школьников стало системой, причем не только во всех школах, но продолжалось в вузах. Уже сегодня мы должны думать о том, как начатое в школах продолжить дальше. Иначе мы не достигнем необходимого результата. Ведь у ребят после школы наступает именно такой момент, когда они все чаще и чаще могут проявлять себя как активные граждане, защищать более уверенно свои права.
Да, в целом ряде наших школ уже накоплен положительный опыт, который смело можно распространять на другие учебные заведения, но в вузах гражданско-правовое воспитание еще не сложилось.
Татьяна АВДЕЕВА:
– Мне кажется, что нам нужно подумать о форме обучения лидеров из числа школьников и студентов. Здесь нам могут помочь руководители общественных молодежных организаций. Скажем, Игорь Алексеевич Зарецкий – тренер учителей, учитель права школы N 36 города Тамбова.
Игорь ЗАРЕЦКИЙ, учитель права:
– Мы, можно сказать, случайно оказались участниками проекта “Школа – правовое пространство”. Чтобы знать, как действовать, как развивать эту программу, я закончил курсы учителей-тренеров в Российской академии подготовки и переподготовки работников образования. Эта программа позволит нашей стране стать единым правовым пространством, а впоследствии и войти в единое мировое правовое пространство.
Если старшему поколению нередко очень сложно изменить свои взгляды, то дети, понятно, легко схватывают новое, особенно те знания, которые по их ощущению им обязательно потребуются в жизни. Мы все больше становимся открытым обществом, теперь мы уже можем сравнивать активность основной массы нашего населения и за рубежом.
Когда я начинал работать в старших классах, то был удивлен их интересу к политическим вопросам как в России, так и во всем мире. Особо они интересовались выборами. Мы даже провели игру “Выборы в школе”. Было удивительно, насколько серьезно отнеслись ребята к ней.
И вот когда директору нашей школы было предложено включиться в этот проект, он поинтересовался: что это дает коллективам учителей и учеников? Когда я обрисовал картину, показывающую, насколько может улучшиться жизнь в школе, как изменятся взаимоотношения на уровне учитель – ученик – родители, тогда он согласился ввести основы права в нескольких классах. Уже первая школьная олимпиада показала, насколько важен этот предмет для учащихся. Мы стали использовать его и на классных часах, и на общешкольных мероприятиях, потому что администрация убедилась, что такие занятия приносят конкретные плоды. Дети получают знания, которые тут же можно использовать.
Скажу вам откровенно, что ребята, у которых ведется этот предмет, сильно отличаются от тех, которые его не изучают. В моем классе, где я преподаю право, мне не надо повышать голос. В те моменты урока, когда нужно, стоит тишина. Дети знают свои права и обязанности, права и обязанности учителя.
В этом учебном году мы постарались охватить правовым обучением всех ребят начиная с начальной школы и кончая одиннадцатым классом. В начальных классах мы изучаем такие курсы, как “Учимся договариваться”, “Учимся принимать решения”, “Права ребенка”, “Ваши права”. В 5-6-х классах – “Путешествие юного гражданина”. В 7-м классе – “Основы права”. В 8-м классе гражданско-правовое обучение проходит в рамках обществознания. В 9-м классе – тоже “Основы права”. В 10-11-х – “Права и экономика” Кашаниных.
Мы создали творческую группу учителей. Разработали цикл собственных уроков. Есть видеоуроки, на которых хорошо видно, какие навыки и умения приобретают ученики на таких занятиях. Эти уроки помогли нам создать особый климат в классах, ребята почувствовали, насколько им комфортно стало учиться.
Мы стараемся проследить, как наши дети реализуют свои знания на практике. Могу привести конкретный пример. Я классный руководитель кадетского класса. У этих ребят есть удостоверение, позволяющее им ездить бесплатно на городском транспорте. Однажды они ехали на троллейбусе, и контролер, не вняв предъявленным документам, потребовал с подростков плату за проезд. Когда же они отказались, он применил рукоприкладство. Тогда ребята направились прямо к его начальнику и предъявили тому свои претензии. Они рассказали ему весь алгоритм своих действий, которые они предпримут, чтобы защитить свои права. Начальник выслушал внимательно моих учеников и принял меры. Больше никто не видел того контролера на этом маршруте.
Изменяются отношения подростков со своими родителями. Одни матери и отцы говорят, что их дети стали больше с них требовать, другие радуются, что сын или дочь стали к ним относиться с большим уважением, больше помогать по дому.
И мы, педагоги, изменили свои взаимоотношения с родителями. Мы стали союзниками. С учителями труднее. Они часто не очень склонны говорить с детьми об их правах, правах человека вообще, потому что они у нас не соблюдаются. Порой наши коллеги просто недооценивают необходимость гражданско-правового воспитания.
Интерес самих детей к правовым проблемам очень большой. Старшеклассники с особым пристрастием сравнивали законы о труде в России и США. Как-то они исследовали такой вопрос: обязано ли государство так опекать личность, как это было у нас в советское время?
Фактически этот курс решает основную задачу школы – готовит их к жизни. Учитель должен воспитать каждого ребенка прежде всего гражданином, и в этом нам помогают основы права.
Татьяна АВДЕЕВА:
– Это очень хорошо, что в нашей области нет единой модели гражданско-правового образования. Ведь здесь все зависит от личности учителя, от руководителя школы. Там, где успешно реализуется проект “Школа – правовое пространство”, созданы особая атмосфера, особые отношения участников образовательного процесса.
Светлана ФУРСОВА:
– Мы все делаем общее дело: общественные организации, школы, университеты, избирательные комиссии. Мы хотим, чтобы не только школьники, но и все наше население было активным в гражданском отношении. И мы будем этого добиваться.
Олег МОРОЗОВ, председатель Тамбовского регионального отделения молодежного Союза юристов РФ:
– Уполномоченного по правам ребенка у нас нет и на федеральном уровне, хотя в аппарате Уполномоченного по правам человека при президенте есть комиссия, которая занимается правами детей. В рамках нашей организации мы тоже предпринимаем такие попытки. И что-то уже удается сделать. Думается, что и в школах тоже нужны свои омбудсмены, видимо, это должен быть человек, который не подчиняется администрации школы.
Светлана БУГОРОВСКАЯ, специалист областного управления образования и науки:
– Я хочу поднять планку нашего разговора вот в каком отношении. Много здесь сказано о проектах, о программах. Я хочу спросить, а страна наша представляет собой правовое пространство? Насколько мы законопослушные граждане? Пока на эти вопросы положительно никто не ответит. Но мы должны к этому стремиться. И что-то уже делаем. Об этом уже многие сказали. Есть и собственные проекты. Прежде чем создать какой-то проект, необходимо отработать процедуру его разработки, как это, скажем, делается в Госдуме, нашей областной Думе. Осенью прошлого года я побывала на парламентских слушаниях, где шла речь о проекте закона по обеспечению прав граждан на бесплатное образование. Мне понравилось, как всесторонне рассматривается эта проблема.
Интересно было слушать, как депутаты предлагают выйти из сегодняшнего состояния нашего образования. Все представители разных фракций очень активно обсуждали проект закона. Понравилось выступление Александра Тубельского. Было много предложений, направленных на то, чтобы поднять статус школы, статус учителя. И, естественно, речь шла о повышении зарплаты педагогам.
Проект этого закона представляла фракция “Яблоко”. Многие депутаты из других фракций тоже обеспокоены тем, насколько обеспечиваются конституционные права наших детей на бесплатное образование. Вот так всесторонне мы должны обсуждать и наши проекты.
Татьяна ДЕРЕВЯГИНА:
– В последнее время мы немало делаем по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию детей. Два года назад был создан правовой центр. Совместно с Союзом молодых юристов мы проводили юридические олимпиады. На них приезжали представители нескольких областей нашего Черноземья.
В прошлом учебном году у нас были попытки вести просветительскую работу в профтехучилищах. Ребята из правового центра разыгрывали там юридические сценки. Но этого недостаточно. Все учебные заведения необходимо охватить правовым образованием. И мы готовы помогать. Я давно состою в молодежном движении и хочу сказать, что именно сейчас наступает момент, когда на нас начинают смотреть как на партнеров. Мы это почувствовали. Сейчас наступает какой-то перелом. И мы хотим более тесно сотрудничать с ресурсным центром.
Елена ПОПОВА, учитель школы N 8:
– Наш “круглый стол” помог высветить не только проблемы, но провести своего рода “смотр” того, что у нас уже есть, каким опытом располагаем. Усилия каждого из нас принесут большую пользу, если умело их скоординировать. Любое наше воспитательное действие должно быть каким-то образом социально сориентированным. Очень важна социальная практика наших детей. Ведь не учатся жить, они уже живут в этом обществе, и об этом надо нам помнить.
Когда мы два года назад совместно с Институтом “Открытое общество” начали этот проект, он нам казался идеалистическим. Что значит “Школа – правовое пространство”, когда в стране царит правовой беспредел. Предложил его А. Тубельский. Он говорил, если ребенка воспитывать в правовом пространстве, то, выйдя за стены школы, он будет строить это правовое пространство вокруг себя.
Наш проект “Правовое пространство” – это и есть социальная практика. Если научим детей еще в школе действовать в рамках закона, уважать свои права, права окружающих людей, мы действительно подготовим то гражданское общество, которого пока у нас нет.
Но для того, чтобы заниматься этим делом, конечно, нужна поддержка. Нашей школе помогают многие из присутствующих. В том числе и председатель областной избирательной комиссии Николай Иванович Воробьев. Наши ученики из года в год участвуют в его игровых проектах “Голосуем вместе”.
Те игры, которые проводит областной избирком, имеют огромное воспитательное воздействие на детей. Посредством их ребенок включается в политическую, гражданскую жизнь общества. Он интересуется, как проголосовали его родители и вообще пришли ли они на избирательный участок. Это тоже можно считать социальным проектом. Это не просто игра, а подготовка активного избирателя, разумного, мыслящего, умеющего делать осознанный, трезвый выбор.
В последнее время мы очень тесно стали сотрудничать с областной детской библиотекой. Ирина Захаровна Шепилова – это человек, который подхватывает эти идеи и умеет воплощать их в увлекательный проект. Она помогает нам воспитывать будущих граждан. Уже сейчас школьники могут реализовать свои возможности, применить знания и умения на практике.
Татьяна БУЛГАКОВА, первый заместитель начальника управления образования и науки Тамбовской области:
– Вот уже несколько лет наше управление занимается проблемами гражданско-правового образования. Для нас оно одно из приоритетных направлений в работе школы. Мы внимательно следим, как в школах реализуется проект “Школа – правовое пространство”, анализируем уже имеющийся опыт, поддерживаем все начинания наших педагогов, которые помогают воспитывать активных граждан нашего региона.
Думаем в дальнейшем провести широкую конференцию в нашей области, чтобы обсудить возникающие проблемы, трудности, мешающие дальнейшему развитию правового обучения.
Этот “круглый стол”, возможно, и явится тем прологом, началом подготовки к намечаемому форуму по гражданско-правовому воспитанию молодежи, на котором мы постараемся наметить конкретные пути, задачи. Решение их поможет нам подойти к созданию гражданского общества.
Маргарита КУРГАНОВА
Комментарии