Отсутствие в начальной школе уроков истории и обществознания лишает маленького человека очень важной для него информации о государстве, гражданином которого он уже является, об обществе, о себе, о своих правах и обязанностях, которыми он обладает, несмотря на совсем еще юный возраст. У маленького гражданина в такой учебной ситуации нет возможности поговорить со взрослыми наставниками о своих проблемах, поделиться житейской философией, задать вопросы, которые появляются всякий раз, когда он слушает новости, смотрит телерепортажи, идет с родителями на избирательный участок или оказывается свидетелем взрослых “бесед на кухне”.
Постепенно запутанный и незнакомый мир, к которому не дали приобщиться ребенку в любопытствующем возрасте, тускнеет и теряет свою привлекательность. А в восьмом или девятом классе, когда в учебном расписании наконец-то появляется курс обществознания, педагоги удивляются низкой политической культуре детей, правовому нигилизму, равнодушному отношению к понятиям “Родина”, “патриот”, “гражданин”.
Убеждение в значимости гражданского образования на всех ступенях школьного обучения, подтвержденное результатами конкурса “Большой урок для маленького гражданина” (январь – май 2000 г.), утвердило инициативную группу “Право” в намерении продолжать в Хабаровском крае реализацию проектов гражданского образования.
Учитывая удаленность многих районов края от центра и большую заинтересованность педагогов и школьников в гражданском образовании, инициативная группа “Право”, созданная из энтузиастов краевой ассоциации учителей истории, решила создать “Заочную школу юного гражданина”, которая индивидуально будет работать с каждым ее слушателем. Проект направлен на воспитание у ребят 5-6-х классов уважения к правам личности ребенка, на формирование правовой культуры и преодоление стереотипов тоталитарного мышления.
Занятия организованы на основе методов дистанционного обучения: в течение пяти месяцев слушатель получает два комплекта адаптированных источников и заданий к ним аналитического, проблемного и творческого характера. Это должно пробудить интерес к практическому анализу правовых документов, к разработке детьми школьных (классных) конституций (кодексов, конвенций). По итогам проекта будет подготовлено учебно-методическое пособие “Права ребенка”.
Осталось добавить, что, как и первый этап, конкурс “Большой урок для маленького гражданина” проводится при поддержке издательского дома “Частная коллекция” фонда “ИСАР – Дальний Восток” и заинтересованным отношением Комитета общего образования администрации Хабаровского края.
Ныне завершился второй этап конкурса. В теме “Декларация прав человека” были предложены вопросы:
1. Что заставило людей собраться вместе и написать Декларацию прав человека? Почему они решили, что всем должны принадлежать одинаковые права?
2. Подумай, почему Декларация прав человека была принята в 1948 г. Какие исторические события в мире подтолкнули людей собраться вместе?
3. (Для 5-8-х классов). По Декларации прав человека составь книжку-малышку “Я имею права” с иллюстрациями.
3. (Для 9-11-х классов). Представь, что ты участвовал в обсуждении Декларации прав человека и сегодня, вернувшись на Родину, должен рассказать своим соотечественникам об этом документе. (В своем выступлении уточни, представителем какой страны, каких убеждений ты являешься).
4. Порассуждай, кто дает права человеку (государство, родители, природа…). Почему они столь важны для человека?
5. Декларация прав человека указывает на наличие у человека права на свободу. А что ты понимаешь под этим словом? Возможно ли при таком понимании свободы наличие вообще свободы у человека как его права?
6. Права легко нарушить. О каком условии сохранения и существования прав должен помнить каждый человек? Как данное условие прописано в Декларации прав человека?
В теме “Конвенция ООН о правах ребенка” были предложены следующие вопросы:
1. В Конвенции сказано, что ребенок имеет право свободно выражать свое мнение. Означает ли это, что ребенок может говорить обо всем, что ему захочется и как захочется? (По статье 13).
2. Что ты понимаешь под словами: ребенок имеет право на свободу совести и религии? (Посоветуйся при поиске ответа со взрослыми). (По статье 14).
3. Может ли каждый раз ребенок при попытке взрослых применить к нему воздействие, расценивать эти действия как вмешательство в его личную жизнь? (По статье 16).
4. Почему государство сохраняет за собой право в случае необходимости оказать ребенку особую защиту и помощь? В чем это может выражаться? Известны ли тебе такие примеры? (По статье 20).
5. Почему в Конвенции о правах ребенка специально оговорены права неполноценных в умственном или физическом отношении детей на достойную жизнь? Согласен ли ты с таким подходом? (По статье 23).
6. Насколько, по твоему мнению, российская школа соответствует принципам образования, провозглашенным в статье 29 Конвенции по правам ребенка.
7. Почему в Конвенции по правам ребенка выделено право ребенка на отдых и досуг? Вспомни случай из своей жизни, когда взрослые нарушили это твое право. Считаешь ли ты, что они поступили правильно? (По статье 31).
8. Как ты думаешь, почему в 1992 году Российская Федерация присоединилась к Конвенции прав ребенка?
Следует добавить, что вопросы были даны в сопровождении адаптированных текстов первоисточников.
Уже к концу декабря стали приходить пухлые конверты с ответами из Солнечного, Хабаровского, Вяземского районов, из г. Хабаровска. И все же самыми активными оказались ребята из “глубинки”.
В этом члены жюри убедились, когда поток конвертов превратился в реку. Оказалось, что дети рассуждают очень ответственно, болея душой за страну и будущее не только свое, личное, но и всей Земли. Так, Женя Шевченко из 10-го класса с. Дуки, размышляя о том, почему появилась на свет Декларация прав человека, написала: “Люди на Земле равны, какими бы они ни были: богатыми или бедными, красивыми или некрасивыми. Люди задумались о том, что мир нужно изменить, чтобы ни в чем не нуждаться, ничего не бояться. Поэтому и написана Всеобщая декларация прав человека”.
А вот рассуждения маленькой девочки Алены Седых, ученицы 6-го класса из поселка Солнечный Хабаровского края:
“Российская Федерация – это цивилизованная страна, которая входит в ООН. Думаю, что поэтому наше государство присоединилось к Конвенции прав ребенка. Потому что все поняли, если у ребенка нет прав, то он будет больше похож на беспризорных детей. Если каждый ребенок будет иметь свои права, то, когда он станет взрослым, он будет интеллигентным человеком”.
А вот Аня Суртаева из 8-го класса поселка Дуки Солнечного района Хабаровского края сочинила сказку-сопровождение своей книжки-малышки “Я имею права”:
“Жил на свете маленький человек. Звали его Соня. Был он меньше ростом, чем остальные. Соня знал все законы и права человека. Однажды, когда Соня лег спать, услышал тихий стук в дверь. Он быстро оделся и вышел на улицу, где увидел огромный плакат “Страна Беззакония”. Удивился Соня, обернулся, а от его домика и след простыл, а вместо него поля, где работают люди. Соня подошел к ним и спросил: “На кого вы работаете и сколько вам платят?”
– Нам не платят ни гроша, а работаем мы на нашего хозяина Дрода, – ответили рабочие дрожащими голосами.
– Вы, наверное, сделали что-то очень плохое, и вас осудили на каторгу? – спросил Соня.
– Нет, просто мы бедны, – с грустью ответили рабочие.
– Этого не может быть! Все на Земле равны и свободны! Государство должно вас защитить, – воскликнул маленький человечек.
Соня и все рабочие пошли к Дроду и сказали о своем решении, отказываясь работать бесплатно. После этого все от мала до велика узнали от Сони о всех своих правах и свергли Дрода с престола. Соня ходил по всей стране и помогал всем, кто встречался на его пути, рассказывая о правах людей. Соне подарили благодарные люди резную тросточку и шляпу. Однажды вечером он лег спать у друзей, а когда проснулся, оказался у себя дома! Соня подумал, что это был сон, но на столе лежали его трость и шляпа”.
Вот такие сказки пишут дети нынешнего поколения, мечтая жить в правовом, справедливом обществе.
Конкурс продолжается. Размышляя о правах человека, о Родине, о чести и достоинстве, маленький человек взрослеет, становясь настоящим гражданином.
Юлия КОСТЕРИНА,
учитель истории
Хабаровск
Комментарии