search
main
0

Они были первыми

Михаил Иванович Изотов победил в 1991 году. Тогда конкурс был исключительно делом «Учительской газеты», которая проводила его тихо, скромно, не претендуя на особые лавры. Для газеты главным было рассказать о лучших учителях России, показать их во всей красе, пропагандировать и популяризовать профессию учителя, опровергая досужие домыслы о том, что в педагоги идут личности скромные и незаметные. Символичным было то, что первым учителем года Москвы стал учитель труда школы №223 Михаил Иванович Изотов.

Александр Евгеньевич Глозман стал первым московским учителем года России. Надо сказать, что тоже весьма символично, что первым москвичом – победителем российского конкурса стал учитель технологии. А еще символично, что – представитель педагогической династии.

Начиная поиск Изотова, путешествую по интернету: там у Михаила Ивановича есть своя страничка, чтение которой оказывается делом увлекательным. После окончания 101-й московской школы он не стал поступать в институт, хотя школа та была в ту пору одна из лучших столичных школ – прообраз современных лицеев и гимназий, с сильным преподавательским коллективом и дружным ученическим, и подготовку для поступления в вуз давала хорошую. Ребята в той школе ходили в турпоходы, там возникала у них удивительная дружба, которая, к слову, сохранилась до сих пор. Как ни складывалась жизнь, где бы ни учился, ни работал Изотов, он всегда ходил в походы. В 2006 году исполнилось сорок лет со дня их первого большого похода на Кольский полуостров. Уже у Изотова и дети взрослые, и внучка не маленькая, а он все ходит и ходит в эти дальние и ближние походы: Кольский, Кавказ, Памир, Таймыр, Хабаровский край, Алтай, Саяны. В последние годы Камчатка стала его любимым местом для походов. На сайте много интересных фотографий последних лет, особенно та, на которой он с эвенками и удивительно похож на товарищей по фотографии, вроде бы и у него глаза стали уже. «Обстановка накладывает отпечаток!» – смеется Михаил Изотов.

После школы он отслужил, как положено настоящему мужчине, в армии, потом поступил на работу в седьмой московский таксомоторный парк и вдруг все бросил и поступил лаборантом в Институт трудового обучения и профессиональной ориентации тогдашней Академии педагогических наук СССР, где отработал девять лет, закончил физико-математический факультет Московского государственного заочного педагогического института, участвовал в исследованиях проблем формирования трудовых умений и навыков, вел самостоятельную научно-практическую работу, проводил экспериментальные занятия в школах, работал в экспериментальном пионерском лагере «Маяк», вырабатывал новые подходы к преподаванию, опубликовал много интересных научных работ. И снова вдруг все бросил. В жизни Изотова, можно сделать такой вывод, судя по биографии, вообще много таких «вдруг», когда он бросает то, чем занимался, и начинает новое интересное дело. Впрочем, нет, не бросает, а на новом витке продолжает уже начатое: из Академии педнаук он уходит в школу учителем труда, чтобы проверить свои новые подходы к преподаванию в практической работе. Согласитесь, не каждый на такое способен, во всяком случае, тогда учителя мечтали, чтобы их заметили и взяли в науку, а чтоб из науки да в школу, такое и нынче диковинка. А Изотов на такое пошел. И наверное, не напрасно, если, работая в этой школе, он стал победителем первого московского конкурса «Учитель года».

Звоню в школу №223, спрашиваю, работает ли Изотов. Не работает, о нем не помнят и не знают, как сложилась его судьба, но предпринимают поистине титанические усилия и находят домашний телефон. Спасибо школе и ее директору, такой отзывчивости можно только позавидовать, вот что значит люди понимают, как нужно работать с газетой, как необходимо помогать, ведь общее дело делаем, товарищи!

Конечно, я ждала, что Изотов все же не бросил учительский труд – пусть он и работает в другой школе, но учителем. А выдающийся педагог 1950 года рождения, то есть возраста еще совсем не пенсионного, руководит (для души!) очень небольшим неформальным общественным объединением под названием «Бюро технических писателей» и находится в творческом и трудовом поиске. Имеет право, ведь отработал на ниве образования больше 35 лет. Из них 16 – в школе №223 учителем труда, физики, информатики. Почему победил в том давнишнем конкурсе? Потому что не мог не победить. Во-первых, в то время был труд в чести, как и мастеровые мужики, обучавшие детей трудовым навыкам. Во-вторых, работал Михаил Иванович уж очень интересно: занимался интеграцией производительного труда и содержания предметов естественнонаучного цикла, создавал и внедрял в реальную педагогическую практику авторские программы, нацеленные на освоение учениками широкого спектра технологий на основе их научных принципов (сегодня бы его назвали педагогом, внедряющим инновационные технологии в образовании, и наверняка он бы победил в конкурсе лучших учителей в рамках нацпроекта «Образование»). В-третьих, Изотов создал в своей 223-й школе лучшие мастерские Москвы, собрал там больше 20 станков, создал 40 рабочих мест для ручной обработки материала, школьники выпускали продукцию и получали зарплату; сегодня Изотова бы подняли на щит, как человека, кующего кадры для российской промышленности, а работодатели, вполне возможно, рассказывали бы всей стране об этом удивительном педагоге. Он в самом деле был удивительным – работая в школе, защитил кандидатскую диссертацию по педагогике, создал негосударственный научно-методический центр «Новая технологическая школа» и негосударственную «Экономико-технологическую школу». Москва еще не подозревала, что пройдет десять с небольшим лет и станут возникать школы полного дня, а Изотов уже старался создать такую школу, в которой ученикам в начальной школе не задают заданий, в средней дают работу на дом по минимуму, в старшей – специальные занятия по технологии, для всех – занятия по интересам. Россия еще не думала о Едином госэкзамене, вузы пока еще тоже, может быть, только помышляли о совмещенных – школьных и вступительных – экзаменах, а Изотов уже предлагал, чтобы в школу пришли вузовские преподаватели, которые потом принимали бы выпускные экзамены еще и как вступительные в высшее учебное заведение. Казалось бы, все так хорошо складывается, что работай в удовольствие, но победитель первого московского конкурса «Учитель года Москвы», к тому времени уже ставший заслуженным учителем РФ, вдруг понял: работать так, как он хочет, ему просто не дадут. Тогда еще действовали жесткие каноны, еще всесильны были чиновники от образования и даже не на московском, на федеральном уровне, которые, узнав о таком необычном учителе, постоянно лезли в школу со своими указаниями, замечаниями, проверками, а тут еще и негосударственные дела учителя не давали покоя многим. А он разработал и внедрил концепцию экономико-технологического образования и программу трудовой технологической подготовки, концепцию дистанционного образования (еще тогда, когда о дистанционном обучении мечтали немногие энтузиасты), создал и представил для открытого доступа материал по физике (раздел «Механика») для дистанционного образования, разработал и использовал компьютерную тестовую систему «Психологический портрет» (что было такой новинкой, что публикация о том появилась в серьезном журнале «Вопросы психологии»). Понять, зачем все это нужно простому учителю труда в простой московской школе, чиновникам было трудно, да и не хотелось.

Словом, в один далеко не прекрасный для всех момент Михаил Иванович Изотов из школы №223 ушел. До сих пор – нож острый – переживает: через год после ухода из школы мастерские в школе ликвидировали за ненадобностью: то ли учителя под стать Изотову найти не могли, а потому не желали снизить уровень преподавания, то ли уже наступали на материальные технологии информационные, которые в конце концов одержали сокрушительную победу: теперь настоящую мастерскую в школе днем с огнем будешь искать и не найдешь, а между тем разговоры о том, что нам нужны рабочие кадры, идут постоянно. Вот только откуда их возьмешь, эти кадры, если детей в школе не приучают к настоящему труду.

То, чем занимался Изотов, уйдя из школы, он сам считает отклонением от основной линии жизни. Этим отклонением была работа в фирме «Астроинформ», где он занимался «проблемами трехмерной реконструкции по оптическим изображениям и смежными проблемами технических измерений», а проще говоря, физическим и компьютерным моделированием съемки, разработкой и изготовлением устройств для моделирования, программным обеспечением стенда моделирования, программным обеспечением решения задач из области трехмерной реконструкции и области технических измерений. Проект, по которому велись эти работы, сейчас заморожен, в том числе и направление, которым руководил Изотов. Осталась команда и бездна идей, вот только нет денег на реализацию смелых планов, но он держит себя в форме, иногда решает сложные задачи, так как ему это по-прежнему интересно.

А еще он работал в «СПСР-Экспресс» – создал почти с нуля учебный центр и стал его начальником, выстраивая систему профессиональной подготовки и переподготовки кадров в рамках отдельно взятой организации, за два года создал там Центр дистанционного обучения, наладил учебный процесс.

Такой удивительный человек, которому все интересно, который в любое дело старается внести педагогику, который в общей сложности отдал ей более 35 лет.

Если кому-то теперь покажется, что «не тот человек» был избран в 1991 году учителем года Москвы, то он ошибется – тот, творческий и умный, умеющий ради идеи жертвовать собой и своим благополучием. Просто так сложилась жизнь, просто в такое время выпало Михаилу Изотову служить московскому образованию. Сегодня и в том же проекте «Школы будущего» или «Школы информатизации» ему нашлось бы место, но тогда, когда он был первым, лидером и творцом, приходилось вести нешуточную борьбу за свое право творить и лидировать, предлагать свои идеи и добиваться их реализации.

Александр Глозман

Александр Евгеньевич Глозман стал первым московским учителем года России. Надо сказать, что тоже весьма символично, что первым москвичом – победителем российского конкурса стал учитель технологии. А еще символично, что Александр Глозман – представитель педагогической династии.

Москвичам трудновато приходится на российских конкурсах: коллеги из регионов почему-то считают, что столичным педагогам все чуть ли не с неба падает, что кто-то им все подносит на тарелочке с голубой каемочкой. Александр победил только потому, что жюри не могло не отдать ему эту победу: так хорош, серьезен он был, такой высокий уровень преподавания демонстрировал что на уроках в классе, что на публичном мастер-классе. На том конкурсе Саша Глозман – молодой педагог, хотя к тому времени уже и папа двух очаровательных девочек – покорил всех удивительным товарищеским отношением к коллегам-учителям, его победе так радовались учителя из разных регионов страны, что можно было считать его победу двойной – еще одна была над предубеждением и вымыслами о сладкой жизни столичных педагогов. А потом началась жизнь после победы. Он по-прежнему хороший товарищ, к нему теперь из многих регионов коллеги приезжают не только сами, не только с семьями, но и с учениками, которые никогда не бывали в Москве, которые, может быть, никогда сюда и не попадут. И Александр Евгеньевич, ставший уже директором Центра образования №293, по выходным дням расстилает в классах матрацы и спальники, варит пельмени, чтобы поздно ночью приехавшие автобусами ребята смогли поесть и отдохнуть. А еще – в главных! – заслуженный учитель РФ Александр Евгеньевич Глозман устраивает конференции и семинары, он разрабатывает новые технологии, старается сделать лучший опыт достоянием всех, вместе с победителями конкурса разных лет работает в координационно-экспертном совете, в Большом жюри конкурса «Учитель года Москвы», выполняя ответственную роль его секретаря. Когда в 2004 году в тройку победителей московского конкурса вошел учитель материальных технологий Глеб Мочалов, Глозман тут же предложил ему перейти на работу в ЦО №293. Теперь Глеб Александрович работает в центре и всегда участвует в организации и проведении московского конкурса «Учитель года». Во всяком случае его дружеские шаржи интересны, смешны и не обидны для конкурсантов, что, согласитесь, тоже немаловажно.

Глозман удивительно скромный человек. Тогда, в 1997 году, когда победа в конкурсе расценивалась по меньшей мере как полет в космос, его старались одарить по-царски. Одну «Волгу» ему подарили после победы на московском конкурсе, вторую – после победы на российском. Но тем не менее мэр Москвы решил сделать тогдашнему учителю материальных технологий еще один подарок, и снова «Волгу». Юрий Михайлович был потрясен тем, что Глозман отказался и честно сказал, что нужно отдать автомашину тому, кто очень-очень в ней нуждается – ветерану или семье с детьми-инвалидами. Были потрясены и те, кто знал, как скромно живет семья Глозманов, как они с отцом – два мастера – подрабатывают у частников сварочными работами. Мог бы, конечно, взять «Волгу», продать, использовать деньги на что-то необходимое, но был честен. Годы проходят, а Глозман остается все таким же – честным, порядочным, умным, отзывчивым и, самое главное, творческим педагогом. Кстати, и человеком, занимающимся наукой: уже после победы Александр Евгеньевич защитил кандидатскую диссертацию.

Анна Мехед – математик с сердцем лирика

Анна Григорьевна МЕХЕД – московский учитель математики – стала учителем года России после 10-летнего перерыва, ведь Глозман победил в 1997 году, а она – в 2007 году.

Анна Мехед – учитель удивительный. Она преподает математику, у нее есть разработанный курс логики. Это значит, что она человек, который знает, как логично поступать в каждой жизненной ситуации, и потому может быть уверенной и четкой. Она держит себя в руках, она уверена в правильности той педагогической концепции, которую реализует в повседневной практической деятельности, она действительно четко планирует свою работу, но как при этом она удивительно лирична и нежна, сдержанна и скромна. Недаром ее так всегда любили и любят ученики, недаром ее так уважают коллеги. С немалым удивлением воспринимают Мехед управленцы: она ведет себя так, как будто победа была легкой и предсказуемой, еще никогда ничего ни у кого ни для себя, ни для своей школы не просила, хотя ее победа была немалым вкладом в престиж московской системы образования.

До учительского конкурса Анна Мехед участвовала еще в одном – в конкурсе на должность заместителя директора школы №2030, которую нынче в Москве зовут «Школой будущего». В эту школу, как известно, и директора определяли по конкурсу, объявленному в Центральном округе, и руководящий состав тоже проходил неслабый конкурсный отбор. Мехед тоже прошла. 2007 год вообще, можно сказать, был для нее удачным. Победа в московском конкурсе, победа в российском конкурсе. Ей было безумно сложно, ведь основным конкурентом был питерский педагог-математик, а кто нынче не уверен изначально в победе питерских? Но академик РАН ректор МГУ Виктор Садовничий, сам математик, не мог не оценить красоты того, что делает на уроках Анна Мехед. В 2007-м победителей российского конкурса было двое – москвичка и санкт-петербуржец. По большому счету, то была большая победа Анны Григорьевны Мехед во имя Москвы. Победа заслуженная и честная!

Сегодня Анна Мехед работает в школе №2030. На ее плечи, как и на плечи директора Натальи Рябковой, ее коллег, постоянно падает довольно хлопотная обязанность приема различных делегаций из России и из-за рубежа. Всем охота посмотреть на «Школу будущего». Как при этом коллектив успевает работать, и работать довольно интересно, большая загадка. Вообще когда-то говорили, что победителю конкурса «Учитель года» будут давать творческий отпуск на год – пусть ездит, пусть занимается творчеством, но, увы, пока о таком отпуске Анна Мехед может только мечтать – как же бросишь такое интересное дело, как работа над моделью «Школы будущего»!

Подарок за победу учителю года Москвы, подобно тому, как сделали когда-то Александру Глозману, город не дарил. Может быть, еще и потому, что с мэром столицы Юрием Михайловичем Лужковым Анна Мехед так и не встретилась. Зато префект Центрального округа Сергей Львович Байдаков, с особой любовью относящийся к педагогам и детям, преподнес победительнице ключи от иномарки. Анна Григорьевна сразу села за руль и поехала, оказывается, права она получила давно, остановка была лишь за автомашиной.

Как складывается судьба победителей?

Из победителей конкурса «Учитель года Москвы» весьма успешны практически все. Выделяются победители 1995-го: тогдашний учитель химии школы №1164 Дмитрий Добротин, ставший «Надеждой российского образования», нынче кандидат химических наук, старший научный сотрудник лаборатории обучения химии РАО, на федеральном уровне он занимается содержанием единого государственного экзамена по химии; Елена Зотова, которая была учительницей музыки в школе №324, а теперь стала ее директором и работает над моделью «Школы будущего»; победитель конкурса «Учитель года Москвы-1996», учитель экономики школы №1151 Игорь Агапов, ставший директором этой школы, доктором педагогических наук.

Не изменили педагогике учитель английского языка, а теперь завуч школы №1240 Татьяна Архипова (учитель года Москвы-2002), учитель химии школы №1927 Ирина Хачатрян (учитель года Москвы-2000), учителя русского языка и литературы школы №1081 Татьяна Федорова (учитель года Москвы-2003) и школы №1741 Юлия Марчук (учитель года Москвы-2005). Став журналисткой, по-прежнему преподает латинский язык в гимназии №1567 учитель года-1999 Мария Филиппенко. Работая проректором Московского городского психолого-педагогического университета, продолжает давать уроки психологии в школе №1927 учитель года-2001 Андрей Милехин. Будучи методистом Южного окружного методического центра, преподает историю учитель года Москвы-2004 учитель истории школы №666 Андрей Лукутин, кроме того, возглавляющий нынче некоммерческое партнерство «Столичный учитель».

Своя мелодия в педагогическом хоре

Ольга Соболева, учительница начальных классов гимназии №1527, ставшая учителем года Москвы в 1993 году, пятнадцать лет назад была необыкновенной красавицей и умницей. Она излучала такую любовь к детям – ко всем, независимо от того, учила она их или нет, что жюри с великой радостью присудило ей первое место.

С тех пор много воды утекло. Ольга Евгеньевна по-прежнему удивительно красива, энергична, такое впечатление, что жизнь и непростая педагогическая работа не прибавляют ей лет (после победы родила дочь, она уже учится в девятом классе). Окончила педагогический институт и стала учителем истории, а самое главное кардинально поменяла свою жизнь, перейдя на работу в Московский музыкальный кадетский корпус. Директор пригласил ее на должность заместителя по воспитательной работе, Соболева согласилась и вот теперь занимается трудной деятельностью – воспитывает мальчишек. Это дело и так непростое, но усугубляется оно тем, что мальчишки ее – талантливые музыканты, а ведь к каждому талантливому нужен особый подход, особенно когда ты занимаешься военно-патриотическим воспитанием. Впрочем, военных в этом замечательном кадетском корпусе не воспитывают, тут готовят молодых людей к службе на благо Отечества, а вот уже какое поприще они для этого выберут, ребята решат сами. На недавнем городском конкурсе авторской песни мальчишечий коллектив Ольги Евгеньевны стал лауреатом. На финальном концерте она сидела в первом ряду и пела вместе с ними так громко и азартно, что весь зал мог только удивляться, какой замечательный, сильный голос у педагога и как она поддерживает своих питомцев.

Время от времени на сайтах попадается информация о том, что та или иная программа Ольги Соболевой опять заняла первое место. В кадетском корпусе все знают, что Соболева учится в аспирантуре. То есть занята, что называется, под завязку. Немногие знают еще и о том, что Ольга входит в Южный окружной совет профсоюза образования и отдается этому делу со всей страстью: проводит конкурсы, фестивали, разные мероприятия; занимается всем этим потому, что хочет сделать жизнь коллег интересней, хочет помочь им наилучшим образом проявить себя в творчестве.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте