Общероссийский народный фронт и фонд \”Национальные ресурсы образования\” провели опрос, посвященный качеству школьного образования. Его участниками стали более 1600 родителей из 84 регионов РФ.
Итоги опроса показали, что лучше всего, по мнению родителей, в школе знакомят с окружающим миром. Каждый второй респондент считает, что школа хорошо формирует физическую культуру. Качеством обучения музыке и изобразительному искусству довольны 47% родителей, еще 45% отмечают хорошее преподавание литературы, 43% — русского языка.Больше всего респонденты оказались недовольны качеством преподавания иностранного языка: 38% родителей хотели бы, чтобы он преподавался лучше, а ещё 19% считают, что ребёнка обучают плохо. Также респонденты хотели бы усилить преподавание информатики (41%), физики (40%), химии (39%), биологии (39%) и экономики (35%).— На пути в \”десятку\” мировых лидеров по качеству общего образования важно не только отслеживать место России в главных международных рейтингах. Следует взглянуть на нашу систему образования глазами ее непосредственных участников и понять, что для них важно. Оценка современной школы родителями — необходимый показатель, который нужно учитывать для осуществления прорыва\”, — считает координатор проекта ОНФ \”Равные возможности — детям\”, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по образованию и науке Любовь Духанина.Среди основных проблем школьного образования родители выделяют его слабую практикоориентированность: 62% считают, что школа недостаточно хорошо обучает детей принимать решения и планировать свои действия, 61% — что уделяется мало внимания умению предлагать разные варианты решения задач и выбирать наилучший. Также родителям хотелось бы усилить обучение детей работе с информацией, включая её поиск, анализ и выбор (59%), развитие инициативности и готовности нести ответственность за результат (57%), применение познавательных стратегий (57%).С тем, что школа хорошо учит представлять итоги своей работы, а также читать и понимать информационные тексты, инструкции и художественную литературу согласны только 27% родителей. С тем, что детей хорошо обучают извлекать главное из прочитанного или прослушанного — 26%. Вместе с тем, 28% родителей довольны тем, что школа учит детей вести здоровый образ жизни и формирует навыки командной работы.В качестве пяти важнейших направлений, необходимых для развития любого школьника, родители выбрали профориентационные занятия (55%), дополнительные занятия по предметам и подготовку к экзаменам (44%), иностранный язык (44%) и физическую культуру (43%). Пятое место разделили умение публично выступать, вести дискуссии и дебаты и умение оказать медицинскую помощь себе и другим (по 36%). Важность углубленного преподавания предмета сверх школьной программы для ребенка отметили 22,5% родителей.Многие семьи не против платить за получение детьми знаний или навыков. Лидером оказался иностранный язык — оплачивать ребёнку дополнительные занятия готовы 47% родителей, назвавших его знание важным фактором успешного обучения и карьеры. Менее всего родители готовы оплачивать изучение прав и обязанностей человека и гражданина, экологии, устройства общества, основ оказания первой медицинской помощи. Средняя сумма, которую родители могли бы потратить на коррекцию результатов обучения, достигнутых в школе, составляет 3 337 рублей в месяц.При этом многие семьи сталкиваются с необходимостью платить учителям за возможность осваивать предмет даже на уровне школьной программы. Так, 22% родителей заявили, что любые дополнительные занятия в их школах полностью платные, и если ребенок не понял что-то на уроке, второй раз объяснять ему пройденную тему учитель будет только за деньги. 36% родителей отметили, что учитель может объяснить что-то на перемене или сразу после уроков. А 21% респондентов сказали, что, если ребенок не усвоил информацию на занятиях, дополнительно с ним не будут заниматься даже за деньги: так высока нагрузка у педагогов. \”Нужно прибавить учителям зарплату и следить за их работой\”, — считают родители.Выходом из этой ситуации для многих родителей становятся услуги репетиторов: многие считают, что подготовиться к сдаче итоговых экзаменов в рамках школы ребенок просто не может (17,5%) или что набранных баллов не хватит для поступления в вуз (46%). Каждый пятый уверен, что ребенок может сдать экзамен только на тройку, и занятия с репетитором необходимы для получения более высокой оценки.— Общество ждет, что школа будет справедливой и доброй, умной и современной, понятной и вариативной, что она не будет закреплять социальное расслоение в обществе или увеличивать его, — отметила Любовь Духанина. — В школе должно быть интересно учиться разным детям, с разными возможностями и способностями. Эти ожидания важно учесть при решении задачи выведения российской школы в десятку лучших в мире, поскольку родители — не сторонние наблюдатели. В ближайшее время мы подведем итоги опроса школьников, чтобы учесть позиции всех участников образовательного процесса. Результаты по сложившейся традиции будут направлены во все субъекты нашей страны и профильные ведомства, ведь на выявление и ликвидацию слабых мест школьного образования у нас остается совсем немного времени.
Больше всего респонденты оказались недовольны качеством преподавания иностранного языка: 38% родителей хотели бы, чтобы он преподавался лучше, а ещё 19% считают, что ребёнка обучают плохо. Также респонденты хотели бы усилить преподавание информатики (41%), физики (40%), химии (39%), биологии (39%) и экономики (35%).
— На пути в \”десятку\” мировых лидеров по качеству общего образования важно не только отслеживать место России в главных международных рейтингах. Следует взглянуть на нашу систему образования глазами ее непосредственных участников и понять, что для них важно. Оценка современной школы родителями — необходимый показатель, который нужно учитывать для осуществления прорыва\”, — считает координатор проекта ОНФ \”Равные возможности — детям\”, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по образованию и науке Любовь Духанина.
Среди основных проблем школьного образования родители выделяют его слабую практикоориентированность: 62% считают, что школа недостаточно хорошо обучает детей принимать решения и планировать свои действия, 61% — что уделяется мало внимания умению предлагать разные варианты решения задач и выбирать наилучший. Также родителям хотелось бы усилить обучение детей работе с информацией, включая её поиск, анализ и выбор (59%), развитие инициативности и готовности нести ответственность за результат (57%), применение познавательных стратегий (57%).
С тем, что школа хорошо учит представлять итоги своей работы, а также читать и понимать информационные тексты, инструкции и художественную литературу согласны только 27% родителей. С тем, что детей хорошо обучают извлекать главное из прочитанного или прослушанного — 26%. Вместе с тем, 28% родителей довольны тем, что школа учит детей вести здоровый образ жизни и формирует навыки командной работы.
В качестве пяти важнейших направлений, необходимых для развития любого школьника, родители выбрали профориентационные занятия (55%), дополнительные занятия по предметам и подготовку к экзаменам (44%), иностранный язык (44%) и физическую культуру (43%). Пятое место разделили умение публично выступать, вести дискуссии и дебаты и умение оказать медицинскую помощь себе и другим (по 36%). Важность углубленного преподавания предмета сверх школьной программы для ребенка отметили 22,5% родителей.
Многие семьи не против платить за получение детьми знаний или навыков. Лидером оказался иностранный язык — оплачивать ребёнку дополнительные занятия готовы 47% родителей, назвавших его знание важным фактором успешного обучения и карьеры. Менее всего родители готовы оплачивать изучение прав и обязанностей человека и гражданина, экологии, устройства общества, основ оказания первой медицинской помощи. Средняя сумма, которую родители могли бы потратить на коррекцию результатов обучения, достигнутых в школе, составляет 3 337 рублей в месяц.
При этом многие семьи сталкиваются с необходимостью платить учителям за возможность осваивать предмет даже на уровне школьной программы. Так, 22% родителей заявили, что любые дополнительные занятия в их школах полностью платные, и если ребенок не понял что-то на уроке, второй раз объяснять ему пройденную тему учитель будет только за деньги. 36% родителей отметили, что учитель может объяснить что-то на перемене или сразу после уроков. А 21% респондентов сказали, что, если ребенок не усвоил информацию на занятиях, дополнительно с ним не будут заниматься даже за деньги: так высока нагрузка у педагогов. \”Нужно прибавить учителям зарплату и следить за их работой\”, — считают родители.
Выходом из этой ситуации для многих родителей становятся услуги репетиторов: многие считают, что подготовиться к сдаче итоговых экзаменов в рамках школы ребенок просто не может (17,5%) или что набранных баллов не хватит для поступления в вуз (46%). Каждый пятый уверен, что ребенок может сдать экзамен только на тройку, и занятия с репетитором необходимы для получения более высокой оценки.
— Общество ждет, что школа будет справедливой и доброй, умной и современной, понятной и вариативной, что она не будет закреплять социальное расслоение в обществе или увеличивать его, — отметила Любовь Духанина. — В школе должно быть интересно учиться разным детям, с разными возможностями и способностями. Эти ожидания важно учесть при решении задачи выведения российской школы в десятку лучших в мире, поскольку родители — не сторонние наблюдатели. В ближайшее время мы подведем итоги опроса школьников, чтобы учесть позиции всех участников образовательного процесса. Результаты по сложившейся традиции будут направлены во все субъекты нашей страны и профильные ведомства, ведь на выявление и ликвидацию слабых мест школьного образования у нас остается совсем немного времени.
По информации пресс-службы ОНФ
Фото Вадима Мелешко
Комментарии