search
main
0

Он уважать себя заставил… Учителю даже в искусстве сегодня трудно

Искусство пристрастно и субъективно. Но именно оно способно поймать глубинную, спрятанную суть любых явлений, показать истинное и наносное, нажать на самые болезненные точки и вызвать все лучшее в читателе, зрителе, слушателе. Школа всегда была моделью общества, предоставляя неисчерпаемый, казалось бы, материал художникам, в котором есть место как возвышенным проявлениям духа, так и острым конфликтам. Какими видят учителей и детей современные кино, театр и литература, мы постарались понять в нашем предварительном обзоре искусства 2013 года.

«Я теперь знаю, почему нет книг о нынешней школе. Писать о школе напыщенно и исключительно в превосходной степени, как было положено раньше, – значит лицемерить. Слава богу, оных дел мастера нынче не востребованы. Пусть лучше ничего не будет. Молчание честнее». Эти слова из книги «Ёлка» Ольги Камаевой (издательство «Астрель-СПб», февраль 2013 года; несколько глав из нее наши читатели могли прочесть на сайте www.ug.ru в разделе «Книжная полка») легко отнести не только к словесности, но и к любому жанру современного искусства. Говорить о чем-либо честно трудно всегда, потому что, продолжаю цитировать того же автора, когда заглядываешь по-настоящему глубоко, «не все, что там видишь, приятно». И тем ценнее, когда художник выдает правду, какой бы она ни была. К счастью, в 2013 году есть что почитать на близкие учителям темы. Более того, я бы советовала вышеназванную «Ёлку» всем поступающим в педвузы к обязательному прочтению (при этом она будет интересна абсолютно всем – детям и подросткам, родителям, бабушкам и дедушкам). И не потому что в июне 2012 года она стала лауреатом национальной премии «Рукопись года», благодаря чему и увидела свет. А потому что, если после прочтения книги они захотят остаться в школе, чтобы ее изменить, значит, скорее всего пройдут испытание жизнью. Не пугайтесь, «Ёлка» – никакая не чернуха, напротив, книга оправдывает свой подзаголовок: «Из школы с любовью, или Дневник учительницы». Она действительно написана со всей горячей силой любви, на которую способна юная, любящая, отчаянно жаждущая правды во всем душа. Главная героиня книги – только что пришедшая в школу учитель истории Елена Константиновна, или, как ее прозвали в школе, Ёлка, именно такая, и ей автор, проработавшая 13 лет в школе, отдала свои лучшие чувства и мысли. Вот, к примеру: «Я выросла и теперь никак не могу понять другое: почему у людей обратное развитие? Мысли малышей гораздо чище и добрее, логичнее и понятнее. Черное они называют черным, белое – белым. Но проходят годы, а с ними приходит умение врать, молчать, изворачиваться и лицемерить. Взрослые называют это умением жить. Не владеющий сим сомнительным искусством попадает в число простачков, чудиков или даже местных сумасшедших. А он просто остался таким, каким был в детстве, – светлым и чистым». Все – дружба, любовь, профессия – пропущено через сердце и при этом убедительно воплощено в слове, так что Ёлка постепенно становится родной и близкой. А обилие и прямоту ее размышлений оправдывает сам дневниковый жанр. Это удивительно честная книга, своего рода новая «Педагогическая поэма» (с Макаренко у героини особый диалог). Каждый учитель найдет в ней то, что происходит в нынешней школе и что наверняка раздражает и его лично. Не меньше откровений и про нынешнюю власть, и про учителей, которые соглашаются эту власть обслуживать (например, когда школьников сгоняют приветствовать депутатов и прочих «важных лиц» и не пускают при этом погреться в здании, чтобы «не натоптали»). А этот диалог родителей с Ёлкой о ее работе с учениками – о всех нас: «- А толку им понимать происходящее? Изменить-то все равно ничего не смогут. Так зачем чужими проблемами голову забивать?У меня вырвалось:- Почему чужими? Это их страна, им в ней жить. А если каждый так будет думать?Кто-то удивленно покачал головой, а многие, в том числе лысый, откровенно рассмеялись:- Уже! Думает!»Понятно, что человека, не желающего мириться с таким положением вещей, выдавливает не только школа – жизнь. Поэтому финал гарантирует вам горловой спазм, слезы и даже валерьянку, но книга того стоит. И может быть, вы найдете в себе силы поспорить с автором.А почерпнуть силы жить и работать дальше можно у мудрых. Рекомендуем необычный тематический сборник афоризмов «Хочешь быть счастливым? Учись жить достойно!» (издательство «Питер»), составленный Ириной Барановской.Особенность и привлекательность этого сборника не столько в мудрых словах Сократа, Вергилия, Плутарха, Сенеки, Монтескье, Гете, Толстого и других великих людей – книг с таким содержанием можно найти десятки, – а в очень продуманном подходе в их подаче. Автор-составитель выбрала темы, волнующие каждого подростка: о необходимости воспитания и образования, о лени, упрямстве и капризах, о благодарности, о достоинствах и недостатках людей и умении прощать, о дружбе и успехе, о мудрости и счастье. Книга сделана с большой любовью, ведь посвящена она внукам «с надеждой, что их взрослая жизнь будет интересной, целеустремленной, умной и доброй, а значит, счастливой». Не об этом ли мечтаем все мы, взрослые? Вот поэтому книга для детей «Хочешь быть счастливым? Учись жить достойно!» сначала все-таки для педагогов и для любящих родителей! Это нам предстоит объяснить ребенку смысл каждой мудрой фразы и мысли, чтобы запустить в его душе позитивный созидательный процесс и помочь понять, почему эти афоризмы передаются из поколения в поколение как величайшая ценность. Ирина Барановская убеждена, что воспитание – «это колоссальный труд, предполагающий колоссальную самоотдачу», поэтому предлагает родителям и педагогам взять себе в помощники авторитетные мнения ученых, поэтов, писателей, философов. Эта подборка афоризмов, распределенных по тематическим разделам, – замечательное подспорье для вдумчивой и тонкой работы юной души. Ученик, правильно и вовремя прочитавший эту книгу вместе со взрослыми, уже никогда не позволит себе бесстрастно и формально включить цитату в свое сочинение, отобрав ее лишь по ключевому слову.Еще одна особенность этого издания – гармония формы и содержания: тонированные страницы, интересные заставки, буквицы, портреты авторов изречений и, главное, великолепные репродукции классических полотен. Без цитаты здесь никак не обойтись: «Недостаточно оставить тело и душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой, – мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим» (Лукиан). Книга Ирины Барановской об этом и для этого. Завершает наш книжный обзор книга – лауреат Немецкой премии по детской литературе «Руди-пятачок» Уве Тима (издательство «Самокат»). Эту симпатичную детскую повесть можно и нужно читать своему чаду на ночь. Ему будет интересно послушать о приключениях поросенка Руди, которого «усыновила» городская семья, а вам посмотреть на жизнь немецких коллег, ведь глава семейства в книге – мама-учительница (папа безработный). Не знаю, утешит вас это или нет, но у них тоже случаются неприятности с учениками. Так, однажды после очередной выходки хулигана мама не выдержала и встряхнула его, на что он, «не будь дурак, ущипнул себя за руку, а потом дома наябедничал папаше и показал синяк». В итоге учительницу заставили писать объяснение и вызвали к школьному инспектору. К счастью, как и положено в детской книге, все закончилось благополучно (в том числе благодаря Руди): отец мальчика отозвал свою жалобу и даже попросил, чтобы учительница звонила ему, когда сын снова начнет безобразничать. «А уж он тогда сам во всем разберется и задаст сыну хорошую трепку. Он просто не хочет, чтобы трепку парню задавали другие», – говорит мама. Хулиган, конечно, терроризировать класс не перестал, но «теперь доставалось не тем, кто прилежно работал на уроке, а тем, кто отвлекался и шушукался», проявляя «уважение» к своей наставнице. Такие вот общие педагогические проблемы…Десятая муза в этом году не «выдала» каких-то особенно громких или скандальных лент на педагогические темы. И все же есть несколько фильмов, достойных внимания.Например, замечательная тонкая драма «Охота» именитого датского режиссера Томаса Винтерберга. Ее отметили критики Каннского кинофестиваля еще прошлого года, а исполнитель главной мужской роли Мадс Миккельсен даже получил актерский приз фестиваля. В российский же прокат лента вышла в конце февраля 2013 года и обсуждения в нашем обществе не вызвала, а жаль. Фильм поднял чрезвычайно болезненную тему, которая уже актуальна и для отечественной системы образования, – педофилия. Вернее, обвинение в этом грехе педагогов. Иногда неоправданное.Главный герой «Охоты» – 42-летний бывший учитель Лукас (он потерял работу из-за закрытия школы) – в начале фильма вполне доволен жизнью. Даже несмотря на то, что вынужден устроиться в детский сад «безусым нянем» на маленькую зарплату, и то, что бывшая жена не позволяет часто видеться с любимым сыном. Такой уж он человек – с достоинством и мудростью принимает то, что не может изменить, и ценит то, что имеет. У него, как кажется, много друзей – все любят его за отзывчивость и надежность. Лукас без всяких упреков готов снова и снова отводить домой маленькую дочь своего лучшего друга Клару, которая живет в своем мире фантазий и представлений и частенько уходит из дома куда глаза глядят. Но однажды девочка обижается на Лукаса и неожиданно для самой себя говорит слова, услышанные от старшего брата, смысл которых не понимает. Заведующая детским садом озадачена – неужели речь идет о сексуальном домогательстве воспитателя к ребенку? Клару расспрашивают, разумеется, говоря с 4-летней малышкой о сексе обиняками, и та, вновь не понимая, о чем идет речь, соглашается с тем, о чем так настойчиво желают знать взрослые. Позже девочка пытается сказать, что это неправда, но ее уже не слушают. С этого момента жизнь героя летит под откос: его увольняют с работы, на него заводят уголовное дело, но главное, от него отворачиваются все жители поселка, которые прежде так хорошо к нему относились. Начинается травля – прямо как на охоте, которой увлекаются все здешние мужчины. Но больнее всего для Лукаса то, что ему не верит даже лучший друг, отец Клары, с которым они знакомы с детства. Дело доходит до того, что в магазине Лукаса избивают, а его собаку убивают… Через какое-то время конфликт утихает – отец Клары все же слышит свою дочь, а суд также оправдывает Лукаса, поскольку детские показания (вслед за Кларой и другие дети насочиняли страшилок о воспитателе) оказываются слишком неточны. И вроде бы все идет как прежде – нашего героя как прежде принимают в обществе, но его глаза порой выдают настороженность и затаенную боль. Наверное, он никогда уже не сможет верить людям, раз побывав в шкуре загнанного оленя. А передо мной, как перед зрителем и мамой, после просмотра встал мучительный вопрос: кому бы я поверила – своему ребенку или лучшему другу? Возможно, стоит смотреть и обсуждать подобные фильмы с родителями и детьми?Американский фильм «Учитель английского» Крейга Зиска, пусть и в более легком жанре, рассказывает о близкой к этому теме – разрушения учительской репутации. 45-летняя Линда Синклер в исполнении Джулианны Мур – лучшая учительница английского языка в школе, которую можно представить хоть в Нью-Йорке, хоть в городке вроде Кингстон, штат Пенсильвания. Она типичный идеалист и романтик, поэтому, разумеется, не замужем и всю себя отдает работе, видя смысл своей жизни в «раздувании искр страсти к литературе» у учеников. И делает это настолько успешно, что один из бывших учеников Джейсон Шервуд оканчивает факультет драматургии в Нью-Йорке и пишет блистательную пьесу. Однако ее никто не хочет ставить, и, чтобы помочь Джейсону, Линда добивается постановки драмы в своей школе. И что же? Учительница слишком погружена «в нас возвышающий обман», чтобы увидеть ложь обычную, бытовую. Бывший ученик бьет на жалость, и вот неожиданно для себя Линда поддается порыву внезапного плотского желания прямо в школьном кабинете. Она не собирается и дальше спать с Джейсоном (хотя они, в общем-то, взрослые люди и давно вышли из отношений «учитель – ученик»), но об этом случае становится известно одному из юных участников спектакля. Ни он, и никто из учеников не пощадил ее прежде безупречной репутации. И почему мы обожаем вываливать в грязи бывших кумиров? Героиня находит в себе силы завершить постановку, хотя все лавры достались не ей, а Шервуду и ее другу, режиссеру спектакля, который тоже предал Линду, и прощает своих обидчиков. Она по-другому не может. Но самое неожиданное, что Линда находит в себе силы выйти из своего тихого книжного прибежища и начать жить в реальности. Финал полон светлого юмора: закадровый голос тщетно призывает: «Линда Синклер, что ты делаешь? Ты должна сидеть дома! Там же жестокий, неумолимый мир!», но учительница, улыбаясь, выходит за порог и идет на свидание… с отцом Джейсона.Российское кино в этом году тоже было благосклонно к школьным темам. «УГ» уже писала о двух очень ярких отечественных фильмах – «Частное пионерское» Александра Карпиловского (№18 от 30 апреля) и «Географ глобус пропил» Александра Велединского (№28 от 9 июля). Всем искренне рекомендуем посмотреть. «Частное пионерское» можно будет увидеть в кинотеатрах с 19 сентября, а «Географа…» – с 7 ноября.Сцена нечасто балует нас спектаклями о педагогах, но зато многие постановки так или иначе затрагивают проблемы воспитания. Иногда в откровенно провокативном ключе. Так, эстонский NO99 в июне эпатировал воронежских зрителей показом на III Платоновском фестивале «Педагогической поэмы» Тийта Оясоо (ее премьера, правда, состоялась в октябре 2012 года). «УГ» (№25 от 18 июня) писала об этом скандальном спектакле, когда часть зрителей покинула зал, возмущенная ненормативной лексикой и откровенными сценами. Создатели постановки говорят, что отталкивались от одноименного  произведения Макаренко и книги Константина Станиславского «Работа актера над собой». Оттолкнулись очень далеко. От Макаренко в спектакле только заданные им когда-то темы перевоспитания, силы и власти в педагогике, а также игры в театр. Впрочем, многие критики и зрители называют спектакль гениальным. Возможно, но от Макаренко он безмерно далек.«Семья вурдалака» Сергея Тимофеева по пьесе Василия Сигарева в Омском ТЮЗе вроде бы тоже исследует скандальную территорию – наркомании, которая ломает жизнь не только юным, но и их семьям, но говорит об этом на адекватном языке. А главное, постановка преодолевает безысходность оригинала. Главный акцент постановки режиссер перенес на роль матери героя – Людмилы Ивановны, которая пытается любой ценой спасти своего сына Рому. По замыслу Тимофеева – это пьеса-предупреждение для юных зрителей: пусть мать своей любовью и не спасла жизнь сына, но дала ему возможность раскаяться в другом измерении, сберегла его душу от рассыпания на молекулы. «Можно ли напугать этим спектаклем подрастающее поколение? Я рад бы это сделать, чтобы молодые люди никакой гадости никогда не пробовали. Но, думаю, это невозможно. Можно только попытаться прожить всю историю с ее героями, понимать, что наркоманы тянут за собой близких людей. Вот этого нужно бояться. Мы все связаны одной цепью», – говорит режиссер. В Омском ТЮЗе считают, что спектакль рассчитан на подростков в компании с родителями и педагогами. Судя по напряженной тишине в зрительном зале в ключевых моментах, создатели спектакля старались не напрасно. Громких детских премьер в этом году немного. Из тех постановок, которых ждут с большими надеждами, назовем спектакль «Как мы строили ракету» молодого режиссера Рустема Фесака по «Денискиным рассказам» Виктора Драгунского в столичном РАМТе. И дело не только в чудесных историях Драгунского, но и в сложившейся уже атмосфере театра: четыре предыдущих детских спектакля РАМТа в постановке молодых режиссеров стали лауреатами «Золотой маски». Нынешняя постановка Рустема Фесака откроет проект «Большая сцена – детям».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте