search
main
0

Олимпийское ценообразование. Установлен рекорд по бегу на финансовые дистанции

О деятельности министерств нынче откровенно говорить не принято. Дескать, это дискредитирует честных чиновников федерального уровня. Между тем подобная информация чрезвычайно интересна простому люду… На Олимпиаде в Ванкувере Россия выиграла мало медалей, и Счетная палата решила провести по этому поводу расследование. Провела и ахнула, узнав, как обстояли дела с тратами бюджетных денег. Мы-то считали, что спортсмены буквально купались в деньгах. Ан нет, все обстояло совсем по-другому.

Еще после завершения XX зимних Олимпийских игр 2006 года в Турине была разработана Концепция подготовки спортсменов России к Играм в Ванкувере, которую утвердили в феврале 2007 года. На основании этой Концепции должны были разрабатываться планы подготовки к Олимпиаде по видам спорта. В 2007 году Росспорт утвердил целевые комплексные программы подготовки сборных команд России к Играм 2010 года, но по отдельным направлениям эти программы никто фактически не реализовывал и не финансировал. Например, для сборной команды России по горнолыжному спорту не покупали экипировку, лыжи, палки. В 2008 году Федерация лыжных гонок России попросила приобрести 180 комплектов спортивной формы для спортсменов, тренеров и специалистов, но в итоге были приобретены лишь 120. Сегодня Минспорттуризм еще не разработал и не утвердил программы развития соответствующих видов спорта общероссийских спортивных федераций в рамках комплексной подготовки российских спортсменов к XXX Олимпийским и Паралимпийским летним играм 2012 года в Лондоне и к XXII зимним Играм 2014 года в Сочи. Спрашивается, как побеждать будем?

Президент РФ еще в мае 2007 года издал распоряжение, в соответствии с которым Правительству РФ было предписано создать Оргкомитет по подготовке и участию российских спортсменов в XXI зимних Олимпийских играх и X зимних Паралимпийских играх. Комитет был создан спустя два года, за 11 месяцев до начала Игр, причем единственное заседание Организационного комитета состоялось 12 августа 2009 года. (В это верится, так как Оргкомитет по проведению Года учителя тоже собирался всего один раз и то не в начале года.) Естественно, Оргкомитет и созданные Минспорттуризмом России штабы по подготовке к Играм просто не могли обеспечить подготовку спортсменов.

В состав команды на Олимпийские игры были включены жены, дочери, прочие родственники, знакомые видных спортсменов и начальников, а врачи, массажисты, сервисеры, техники были включены в минимальном количестве. Тренеры, которые вошли в состав сборных команд, подчас не имели соответствующей квалификации и высшего педагогического образования: главный тренер сборной команды России по бобслею Любовицкий имеет высшее образование по специальности «технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты», а также по специальности «юриспруденция», а в сборной команде России по шорт-треку тренер Трифонова имеет квалификации «инженер, химик-технолог» и «экономист». Практически в каждой сборной команде России у большинства тренеров отсутствует квалификация тренера по конкретному виду спорта, а имеется лишь квалификация «учитель физического воспитания средней школы» либо «учитель начальных классов, физической культуры». Из 204 тренеров, состоящих в штате ФГУ «ЦСП», за 4 года олимпийского цикла переподготовку прошел всего один человек.

Теперь самое время сказать о деньгах. Сегодня называют суммы, уплаченные в Ванкувере за номера в отелях, питание, билеты на самолет, но это верхушка айсберга. Всю работу по подготовке к Играм Центр спортивной подготовки вел через коммерческие структуры, с которыми заключал государственные контракты по результатам проведенных конкурсов. В 2006-2007 годах это было ООО «ГФУП «Агентство физкультурно-спортивных мероприятий» (ООО «ГФУП «АФСМ»), в 2008-м – ЗАО «Олимп», в 2009-м – ООО «Европроект», в 2010-м – ООО «Агора АйТи». Механизм такой: ЦСП на конкурсной основе ежегодно выбирает коммерческую организацию, с которой заключает государственный контракт на 2-3,5 миллиарда рублей и которая за вознаграждение около 24 миллионов рублей в год фактически выполняет агентские функции, то есть на свое усмотрение заключает около 4000 договоров с соисполнителями в рамках смет, утвержденных центром на каждое мероприятие, а в последующем предъявляет к оплате выполненные исполнителями работы. Таким образом, в течение всего олимпийского цикла 2006-2010 годов непосредственным финансированием работ, связанных с подготовкой спортсменов, занимались коммерческие организации (при этом среднесписочная численность некоторых из них составляет 7 человек).

Когда речь шла о мероприятиях, на конкурс выносилось нечто неопределенное – «Оказание услуг по организации и проведению физкультурных и спортивных мероприятий». Оценка заявок участников производилась, в частности, на основании так называемой суммы единичных цен, которая включает в себя услуги по обеспечению автотранспортом, наградной атрибутикой, экипировкой. В нарушение установленных нормативов формирование «единичной цены» завышалось еще на начальном этапе при составлении конкурсной документации. Например, Минспорттуризм России в ноябре 2008 года своим приказом установил такой уровень расходов на обеспечение автотранспортом участников спортивных мероприятий – час аренды микроавтобуса не может превышать 550 рублей, аренды легкового автомобиля – 600 рублей, аренды грузового автотранспорта (грузоподъемностью до 3,5 тонны) – 600 рублей. Фактически в нарушение установленных норм в конкурсной документации, утвержденной приказом ЦСП в декабре 2008 года, цены были установлены на 33-52 процента больше. На основе подобного «ценообразования» сумма единичных цен составила 420,53 тысячи рублей, а общая цена госконтракта – 4 миллиарда рублей. В проведенном ЦСП конкурсе победило ООО «Европроект», предложившее сумму единичных цен в размере 126,42 тысячи рублей и общую цену контракта 3,5 миллиарда рублей. Таким образом, ООО «Европроект» предложило сумму единичных цен в 3,33 раза меньше, чем было установлено в конкурсной документации. Соответственно если сумма единичных цен, предложенная победителем конкурса, меньше в 3,33 раза, то и общая цена государственного контракта тоже должна была бы быть меньше в 3,33 раза, то есть составлять 1,2 миллиарда рублей, а не 3,5, как это было в заключенном госконтракте. Этот простенький пример свидетельствует о ценообразовании при заключении договора в части подготовки спортсменов и характеризует устанавливаемую цену как экономически не обоснованную, не привязанную к рыночным реалиям или же вовсе носящую формальный характер. Подобное «ценообразование» приводит к тому, что в распоряжение организаций-агентов сверх необходимого для выполнения их обязательств поступают значительные средства федерального бюджета, которые согласно применяемой схеме выходят из бюджетной системы и на длительное время поступают в распоряжение коммерческих банков и организаций.

Для выполнения задач госконтрактов организации-агенты открывают в коммерческих банках расчетные счета. Анализ движения денежных средств по этим счетам свидетельствует о том, что единственный источник их пополнения – средства федерального бюджета. По истечении сроков действия госконтрактов денежные средства продолжают оставаться на счетах организаций-агентов еще несколько месяцев и потом возвращаются в федеральный бюджет. Например, ЗАО «Олимп», исполнявшее соответствующий госконтракт в 2008 году, возвратило в федеральный бюджет неиспользованные средства в сумме 191 миллион 289,23 тыс. рублей только в феврале 2009 года. ООО «Европроект», исполнявшее госконтракт в 2009 году, на момент проверки такие средства еще не возвратило, а это около 200 миллионов рублей. Понятно, что, получив в распоряжение подобные объемы денежных средств, в течение определенного времени организации-агенты используют их в своих целях.

За счет средств федерального бюджета финансируются расходы (аренда спортсооружений, заработная плата судьям, охрана, всестороннее, включая медицинское, обеспечение) на проведение различных спортивных мероприятий на территории Российской Федерации. Доходы, получаемые от их проведения, распределяются между третьими лицами и сторонними организациями. Федеральный бюджет соответствующего долевого участия в распределении доходов не принимает – действующие нормативные правовые документы не предусматривают возможности получения и зачисления в федеральный бюджет доходов от проведения этих спортивных мероприятий.

Сегодня в системе Минспорттуризма России нет подразделения, отвечающего только за подготовку сборных команд России, обладающего для этого всеми необходимыми материальными ресурсами и способного нести за это ответственность. Вот и идет обман просто по-черному. Например, ООО «ЦСС» приобрело тренажер с набором дополнительных принадлежностей за 6115,94 тыс. рублей, а реализовало его ФГУ «ЦСП» за 10126,44 тыс. рублей. Разница, оплаченная за счет средств федерального бюджета, составила 66 процентов от стоимости закупки. ООО «ЦСС» приобрело ковер с помостом за 15600 тыс. рублей, а реализовало его ФГУ «ЦСП» за 18850 тыс. рублей, разница, оплаченная за счет средств федерального бюджета, составила 21 процент от стоимости закупки. В некоторых случаях указания, связанные с подобным расходованием средств федерального бюджета, дает непосредственно Минспорттуризм России. Например, в апреле 2009 года Минспорттуризм сообщил ЦСП, что заключение контрактов с четырьмя компаниями нерационально, а потому предложил в качестве единого поставщика спортивного оборудования, инвентаря и спортивной экипировки «Спорт-Инжиниринг», предприятие, которое занимается капитальным строительством и частично поставкой в строящиеся спортивные комплексы спортивного оборудования и инвентаря. Раз министерство сказало, ЦСП заключил государственный контракт на сумму 126542,92 тыс. рублей. «Спорт-Инжиниринг», не имеющий опыта закупок экипировки в свою очередь заключил договор на поставку аналогичного товара с ООО «ЦСС» на сумму 112571,76 тыс. рублей. Таким образом, в итоге поставку осуществляло ООО «ЦСС», которое в свою очередь закупало бобслейные сани у ООО «Альма-Матер-Лтд». Таким образом, в результате прямого указания Минспорттуризма России в рамках этого госконтракта было перечислено 3796,3 тыс. рублей, которые составили оплату посреднических услуг ФГУП «Спорт-Инжиниринг», а поставку в итоге осуществляли организации, которые изначально и предлагало ЦСП. Можно сделать вывод, что сложившаяся в системе Минспорттуризма России практика реализации предоставленных законодательством прав на заключение госконтрактов на бесконкурсной основе фактически сводится к получению дополнительной прибыли за счет средств федерального бюджета отдельными организациями. Ежегодно в распоряжение этих организаций поступало 2-3,5 миллиарда рублей. Сделав дело, в последующем эти «фирмы-одногодки» ликвидировались. Через систему спортмероприятий фактически финансируется деятельность подведомственного Минспорттуризму России федерального государственного учреждения «Управление по организации и проведению спортивных мероприятий», которое расположено в здании министерства и деятельность которого с 2005 года нарушает все основополагающие принципы бюджетного законодательства: из года в год ему не утверждается бюджетная смета доходов и расходов, а финансово-хозяйственная деятельность осуществляется через расчетный счет в коммерческом банке. Это учреждение фактически вводит в заблуждение спонсоров по поводу наличия у него соответствующих прав на проведение спортмероприятий (в том числе мероприятий на призы Председателя Правительства РФ).

Другая интересная статья – выплата грантов спортсменам и тренерам из Фонда олимпийцев: в 2009-2010 годах были выплачены 585 тысяч рублей спортсменам, дисквалифицированным за применение запрещенных препаратов и выведенным из состава сборной команды России по лыжным гонкам, и 24,53 миллиона рублей – начальникам команд, государственным тренерам и администраторам команд.

Кстати, в состав бюро оперативного штаба в качестве заместителя руководителя делегации (без аккредитации) был включен заместитель министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Юрий Нагорных, который отсутствует в списке официальной заявки делегации. За счет наличных средств непосредственно на зимних Олимпийских играх была осуществлена выплата суточных в общей сумме 160,1 тысячи долларов США. Из них 178 спортсменам сборных команд России выплатили 58,8 тысячи долларов, официальным лицам спортивной олимпийской делегации России – 101,3 тысячи долларов, 45,9 тысячи долларов – иным 45 официальным лицам. В то же время околоолимпийские дельцы деньги делали даже на «своих» – билеты на Олимпийские игры для иностранцев уполномоченная организация продавала с минимальной наценкой, а россиянам – с торговой наценкой, превышающей предельно допустимый уровень в 11 и более раз.

Интересно, будут ли отданы под суд те, кто обменял наши победы на валютные серебреники?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте