Здоровье и физическое воспитание детей дошкольного возраста – одно из главных направлений работы нашего педагогического коллектива. Надежда Викторовна, мама семейного детского сада, – наш педагог. Нам удалось наладить с ней тесное творческое сотрудничество, благодаря чему дети постоянно посещали физкультурные занятия по расписанию их возрастных групп.
Интересен опыт по освоению детьми семейного детского сада дополнительного образования по обучению действий с мячом. Упражнения в бросании и катании мяча способствуют развитию глазомера, координации действий, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Чем больше видов и способов действий с мячом и их сочетаний в арсенале детей, тем активнее их взаимодействие со сверстниками, успешнее ориентировка в окружающей обстановке. Поэтому в нашем учреждении занятия «Школы мяча» пользуются наибольшей популярностью.
Дети семейного детского сада занимаются индивидуально в удобное для них время. У нас возникла практика разновозрастного объединения детей на таких занятиях.
Организация игровых занятий детей разного возраста на физкультурных занятиях построена в соответствии с физиологическими, психологическими, педагогическими закономерностями формирования двигательных умений и навыков. Особенностью занятий стало взаимообучение детей, когда игровой опыт передается от старших детей к младшим: большие учатся объяснять, показывать, они выступают в роли воспитателя, маленькие понимают их, стараются им подражать. Такие занятия вызывают положительные эмоции, формируют дружеские взаимоотношения и обогащают двигательную деятельность детей.
Игровые физкультурные занятия в разновозрастной группе строятся традиционно. Каждое состоит из трех частей – вводной, основной и заключительной. Образовательные задачи решаются подбором игр и игровых упражнений, умелым распределением физической нагрузки детей старшего и младшего дошкольного возраста. Занятия разработаны по учебно-методическому пособию для педагогов Н.Николаевой «Школа мяча». Очень активно мы используем на занятиях футбольный мяч с резиновым шнуром. Резиновый шнур прикреплен одним концом к петле, другим специальным пластиковым замком фиксируется на талии ребенка. Благодаря резинке мяч не теряется и ведет себя «послушно». Дети чувствуют себя профессиональными футболистами и выполняют простейшие технико-тактические действия с мячом.
Игровые упражнения с мячом на резинке
Ведение мяча
И. п. – основная стойка, мяч на ковре. Отбивать мяч от внутренней стороны стопы правой ноги к внутренней стороне стопы левой ноги. Движение можно выполнять на месте, двигаясь по прямой, по кругу, между кеглями.
Вбрасывание мяча из-за линии футбольного поля
И. п. – стойка ноги на ширине плеч, мяч поднят над головой. Бросать мяч вперед из-за головы, слегка прогнувшись назад, после отскока мяч следует поймать.
Жонглирование бедром
И. п. – стойка ноги вместе, шнур длиной 30-40 см в правой руке, согнутой на уровне груди. Поднимать поочередно согнутые в коленях ноги, наносить удары по мячу бедрами.
Игра головой
И. п. – стойка ноги вместе, мяч опущен вниз. Подбросить мяч до уровня лба, шагнуть вперед и ударить мяч головой; после отскока от пола поймать его.
Удары ногой
И. п. – основная стойка, мяч на полу. Отвести ногу назад, ударить по мячу с заданной силой и поймать или остановить его после отскока от пола.
Игра вратаря
И. п. – основная стойка, мяч опущен вниз. Подбросить мяч выше уровня головы и, подпрыгнув вверх, с силой ударить по нему кулаком.
Подвижные игры с мячом для разновозрастных групп
Игра «Горячая картошка»
Цель игры: учить детей ловить и передавать мяч друг другу с небольшого расстояния.
Ход игры: стоящие по кругу дети по сигналу «Горячая картошка!» начинают перебрасывать или передавать мяч друг другу. Если ребенок «обжегся», то есть не поймал мяч, он должен пробежать круг и вернуться на свое место.
Игра «Мячи-лягушки»
Цель игры: ознакомить детей со свойствами мяча.
Ход игры: перед детьми кладут резиновые мячи. Это лягушки. Задача ребят – ударами по мячу ладонью заставить мяч прыгать. Кто сумеет быстрее заставить свою лягушку запрыгать – победил.
Игра «У ребят порядок строгий»
Цель игры: учить детей бросать мяч об пол вниз и ловить его двумя руками после отскока от пола.
Ход игры: играющие строятся в шеренгу с мячом в руках. По команде «Начинай!» игроки расходятся по площадке с бросанием мяча об пол вниз, ловлей его и напевают:
У ребят порядок строгий,
Знают все свои места.
Ну, трубите веселее:
«Тра-та-та, тра-та».
По следующему сигналу воспитателя «Становись!» играющие быстро должны встать на свои места, где они стояли в начале. Игрок, который самый последний встал в строй, становится в конец шеренги.
Игра «Защищай ворота»
Цель игры: научить детей прокатывать мяч в разных направлениях.
Ход игры: играющие становятся по кругу в положении ноги врозь так, чтобы пятки рядом стоящих игроков соприкасались. В середине круга водящий с мячом. По сигналу водящий, применяя различные обманные движения, старается руками прокатить мяч под ногами играющих. Если ему это удается, то он меняется местом с игроком, под ногами которого мяч выкатился из круга. Играющим разрешается отбивать мяч только руками.
Светлана ЛЕВИНА, воспитатель по физкультуре ЦРР – детского сада №2626
Комментарии