search
main
0

Олимпиады для школьников: зачем их проводить и как заинтересовать ими учеников

Предметные олимпиады для школьников проводят в России уже более 150 лет. Когда-то они служили мотивацией для постижения наук. Сейчас их участники, помимо этого, могут побороться за бюджетные места в вузах, углубить знания по любимому предмету и стать устойчивее к соревновательному стрессу. Правда, педагогам бывает непросто мотивировать своих подопечных на участие. Екатерина Рыжова, директор образовательного ресурса «ЯКласс», рассказала, зачем школьникам нужны олимпиады, и как педагоги могут вовлечь в них своих учеников.

– Екатерина, зачем вообще придумали олимпиады?

– Олимпиады изначально организовывались, чтобы привлечь школьников к занятиям науками. Первые олимпиадники редко получали материальное вознаграждение за победу: конкурс становился для них возможностью заявить о себе. Современные школьники немного другие. Но тогда и сейчас интеллектуальные состязания были нужны, чтобы пробудить интерес будущих ломоносовых и менделеевых к новым технологиям и перспективным областям знаний.

– Сегодня в нашей стране проводят олимпиады двух типов: соревновательные и обучающие. Как они отличаются?

– Примерно так же, как большой спорт и уроки физкультуры. В соревновательных олимпиадах главенствует конкуренция, а их победителям обычно полагаются материальные призы и льготы при зачислении в вузы. Самая популярная – Всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ). Победа в ней гарантирует поступление в ведущие университеты страны без экзаменов, а в некоторых регионах – еще и денежный приз.

Обучающих олимпиад меньше, а выгоды от участия в них не такие «осязаемые». Но они хороши для тех, кому нравится принцип «главное не победа, а участие». Конкуренция в обучающих олимпиадах – не ключевой элемент, иногда она вообще сведена на нет (что особенно подходит для начальной школы). Радость от решения нестандартных задач доставляет участникам обучающей олимпиады удовольствие и подпитывает их исследовательский интерес.

К обучающим олимпиадам обычно допускаются все желающие: ученикам не нужно проходить жесткий многоступенчатый отбор. Для выполнения заданий будет достаточно базовых школьных знаний и немного смекалки (хотя разработчики учитывают разный уровень подготовки, в том числе и продвинутый). Обучающая олимпиада может помочь учителю раскрыть неожиданные таланты в уже знакомом классе, «просканировать» способности новых учеников, разнообразить уроки, добавить в них элемент игры, повысить интерес детей к предмету и мотивировать учеников на более значительные достижения.

– Какие это олимпиады, например?

– Среди обучающих можно выделить «Математический праздник» на базе МГУ, математическую олимпиаду имени Леонарда Эйлера и другие.

– Раз есть такой впечатляющий выбор, выходит, что современные школьники проявляют интерес к олимпиадам?

– Не всегда. Бывает, учитель бьется изо всех сил, директор требует высоких показателей вовлеченности в олимпиадное движение, громких наград и новых имен на школьной доске почета, а ученики не спешат оправдывать ничьи ожидания.

– Получается, подготовить ребенка к олимпиаде – это полбеды? Сначала нужно найти того, у кого есть желание посостязаться?

– Да, желание посостязаться и любовь к предмету. На пути к этому учителя нередко сталкиваются с несколькими проблемами.

Во-первых, не у всех учеников есть «искренний и неподкупный» интерес к внеклассной активности. Нынешние школьники – искушенные и прагматичные. Они знают множество вариантов, как провести свободное время, у них огромный выбор развлечений прямо из дома (в том числе благодаря интернету и гаджетам). Все их усилия должны иметь конкретный результат – и даже поступление в вуз может быть недостаточной мотивацией: высшее образование сегодня – не гарант и не маркер успешности. На образовательном рынке есть обучающие продукты, которые позволяют освоить престижную профессию («войти в IT»), научиться, как управлять бизнесом и майнить биткоины… Кто-то решает уделить время именно этому, а не олимпиадам.

Во-вторых, олимпиады сложные – к ним нужно усиленно готовиться, но далеко не все этого хотят. Сегодня у многих школьников (да и взрослых) есть трудности с концентрацией внимания: детям не интересны ни школьные предметы, ни внеурочные занятия, на которых они не могут сосредоточиться. Психологи считают, что это связано с «информационной перегрузкой».

В-третьих, у детей нет времени и сил на участие в дополнительных активностях: школьная программа и без того сложная. Родители зачастую озабочены вопросом, как снизить учебную нагрузку своих детей. Все знают: переутомление вредит здоровью. Примерно с 5 класса дети проводят в школе по 5-6 часов ежедневно. Существуют нормы: с седьмого класса – не больше семи уроков в день, включая факультативы. Но дети еще ходят к репетиторам и тратят по нескольку часов на домашнее задание.

– Как же увлечь учеников участием в олимпиадах? 

– Учителю, на мой взгляд, нужно создавать комфортную, безопасную и дружелюбную среду для подготовки к олимпиаде. Участие в олимпиаде для ребенка – это шанс оказаться среди единомышленников, найти приятелей по увлечению. Олимпиадные кружки учат уважать чужой образ мышления, помогают ребенку понять, как думают, рассуждают и находят ответы другие люди.

– Может, нужно подогревать конкуренцию?

– Наоборот, конкуренцию лучше не форсировать. Некоторые школьники решаются поучаствовать в олимпиаде, чтобы просто проверить свои силы. Скорее, важно открыто давать детям обратную связь. От учителя ребенок ждет тактичной честности, справедливой оценки, безусловного принятия и сдержанной похвалы за проявленную инициативу. Даже если ученик не хватает звезд с неба, ему важно видеть успехи других и убеждаться, что занять призовое место – это вполне достижимая цель. Здоровое сравнение себя с другими стимулирует развиваться и больше узнавать. А вот культивируемая конкуренция и навязанное стремление победить – все же не лучший стимул. Ведь проигрыш в олимпиаде – вполне возможный – вызовет чувство стыда и даже спровоцирует потерю интереса к любимому предмету.

– Какой навык особенно нужен олимпиаднику?

Тайм-менеджмент. Многие олимпиадные задания требуют быстрой реакции и/или распределения своих усилий во времени. Можно сочинить прекрасное эссе, но не успеть переписать его в чистовик за отведенный срок. Опытные учителя знают, например, о правиле «съесть лягушку»: начать со сложных заданий, а оставшееся время отвести на простые.

– Как вы относитесь к тому, чтобы использовать в подготовке к олимпиадам цифровые инструменты, гаджеты?

– Очень хорошо. Это нужно делать, чтобы увлечь ребенка процессом обучения и снизить давление в случае ошибок. С помощью специальных приложений можно превратить подготовку к олимпиаде в занимательный квест со станциями и картой или в забавный аттракцион по типу настольной игры: так каждая неудача будет компенсироваться «азартом игрока».

Не только во время подготовки к олимпиаде, но и на уроках в учениках нужно развивать творческое мышление, а не затачивать обучение под выполнение тестов. Открытые вопросы и эвристические задания – вот, что делает из простого школьника олимпиадника. Тестовые задания с выбором ответа из нескольких вариантов не развивают фантазию и стандартизируют мышление, загоняя его в шаблоны.

– А как быть с мотивацией? Учеба и подготовка к олимпиаде может быть интересной, но зачем соревноваться?

– Думаю, следует знакомить детей со всеми олимпиадными выгодами и возможностями, исходя из интересов и потребностей каждого ученика. Для замкнутых и слишком сфокусированных на учебе ребят олимпиада – это возможность встретиться и подружиться с ровесниками, стать членом клуба «посвященных», которым хорошо вместе. Для «достигаторов» – это «карьерный лифт» к поступлению на престижную специальность. Для неуверенных – реальный вызов себе, способ разобраться в предмете и провести работу над ошибками.

И если ребенок видит, что его участие или победа в олимпиаде нужна вам для составления привлекательной заявки на конкурс «Учитель года», не ждите от него стойкого соревновательного духа.

На какие олимпиады стоит обратить внимание в 2022-2023 учебном году

  • Олимпиада школьников «Бельчонок» для учащихся 2-11 классов. Проводится Сибирским федеральным университетом с 2012 года. В октябре 2022 года стартовали испытания по биологии, информатике, математике, обществознанию, физике и химии.
  • Финатлон для старшеклассников. Всероссийская олимпиада по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг проводится ежегодно с 1 сентября по 15 апреля (регистрация доступна до 20 декабря 2022 года).
  • Всероссийская Толстовская олимпиада школьников по обществознанию. В 2022 году соревнование ожидается в декабре. К участию приглашаются ученики 10 и 11 классов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте