search
main
0

Олимпиадное движение призвано стать национально значимым. Виктор САДОВНИЧИЙ, председатель Российского совета олимпиад школьников, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова

Год назад при поддержке Минобрнауки России, Российской академии наук и Российского союза ректоров был образован Российский совет олимпиад школьников. Возглавить совет было поручено ректору главного вуза страны, президенту Российского союза ректоров, вице-президенту РАН, академику Виктору Садовничему. Что изменится в олимпиадном движении с появлением нового органа, сформированного на принципах государственно-общественного партнерства, каковы его главные задачи и как конкретно планируется систематизировать олимпиадное движение в России? Эти и другие вопросы «УГ» адресовала Виктору Антоновичу Садовничему по окончании работы Совета Российского союза ректоров, члены которого рассмотрели и одобрили итоги работы Российского совета олимпиад школьников за 2007-2008 учебный год.

Комментарий «УГ»У широкого олимпиадного движения в России сегодня две составляющие части: Всероссийская олимпиада школьников по общеобразовательным предметам и олимпиады школьников. Первую координирует оргкомитет во главе с Николаем Николаевичем Кудрявцевым, ректором Московского физико-технического института (госуниверситета). Общее руководство – за Рособразованием. За другую часть (так называемые вузовские олимпиады) отвечает Российский совет олимпиад школьников под председательством Виктора Антоновича Садовничего, ректора МГУ имени М.В. Ломоносова, президента Российского союза ректоров. Общее руководство осуществляет Министерство образования и науки РФ.

– Виктор Антонович, почему, с вашей точки зрения, сегодня в России должен начаться новый этап развития олимпиадного движения?

– Талантливые дети – бесценное национальное достояние, они составляют тот ресурс, из которого формируется интеллектуальная элита государства. Их трудно искать и находить. Еще труднее обеспечить соответствующее их предназначению образование и воспитание. Но именно эта задача должна быть приоритетной для нашего государства, потому что без поиска и воспитания талантов, амбициозных в своих научных целях, не построить инновационную экономику. Именно они способны совершать прорывы и решать важнейшие для страны задачи. Как удачно высказался выпускник нашего экономического факультета и на сегодня самый молодой доктор экономических наук в России Яков Сергиенко, «если ты хочешь стать Биллом Гейтсом, то тебе надо сделать чуть больше». Одаренные дети и способны сделать это «чуть больше». Интеллектуальные соревнования проводятся сегодня в самых разных форматах. Они различны и по содержательному аспекту, и по уровню организации. Российский союз ректоров выступил с инициативой сделать это движение национально значимым и системным. Возглавить его должен совет, членов которого общество хорошо знает. Это могут быть не только ученые, но и представители культуры, известные общественные деятели. Можно сказать, такой совет своей совестью будет гарантировать объективность отбора талантливых людей по стране. Реальные черты эта идея приобрела с принятием закона о ЕГЭ. Причем это не противопоставление, а важное дополнение. Усредненным способом талантливых ребят не отличишь, их надо искать специальным инструментом. Олимпиады и есть инструмент такого поиска. Эту идею поддержал министр образования и науки России Андрей Александрович Фурсенко, и она выросла в оформленное решение. Сформированы президиум и состав Российского совета олимпиад школьников, которому было поручено начать работу по развитию широкомасштабного олимпиадного движения в стране, его координированию и систематизации. Мы начали активно работать. Провели мониторинг, собрали заявки от организаторов олимпиад для того, чтобы создать и предложить на утверждение Минобрнауки России перечень олимпиад школьников на наступивший учебный год. Всего на рассмотрение совета поступила 231 заявка, причем большинство из них многопрофильные – по двум и более предметам. В итоге экспертировать предстояло порядка 1200 заявок.

– И все это летом на фоне вступительной кампании и отпускного сезона… Если к 15 июля совет должен был представить экспертные заключения, а к 1 августа – рабочий вариант перечня, времени было совсем немного. Как технически вы провели эту работу?

– Мы организовали 18 экспертных советов по предметам, которые и анализировали этот массив, изучали заявки с точки зрения истории олимпиады, качества задач, уровня организации и ресурсов. Голосование было электронным и проходило через информационно-образовательный портал Российского совета олимпиад школьников. В итоге на президиуме совета председатели экспертных комиссий докладывали о том, какое количество заявок поступило, сколько было проведено независимых экспертиз, какие конкретно заявки заслуживают включения в перечень олимпиад школьников, а какие инициативные проекты должны еще вырасти до более высокого уровня. Кстати, комиссии провели значительное количество экспертиз как по общеобразовательным, так и по комплексам предметов, назову только некоторые: 302 по математике, 267 по русскому языку, 218 по физике, 191 по истории, 187 по химии, 181 по биологии…

– А кто возглавил экспертные комиссии?

– Большинство председателей комиссий – академики и члены-корреспонденты РАН. Я, например, возглавляю комиссию по математике, и, если перечислить список экспертов комиссии, получится созвездие блестящих математиков: Владимир Игоревич Арнольд, Валерий Васильевич Козлов, Виктор Анатольевич Васильев, Владимир Александрович Ильин и другие. В нашей комиссии более двадцати академиков, крупных ученых. Уверен, что такие люди не пропустят некачественный материал.

– Виктор Антонович, наверное, трудно упорядочивать живое броуновское движение олимпиад. Вы сами говорили, что они очень разные. Как вы все-таки встроили всех в три уровня, какие применяли критерии и многих ли оставили за бортом?

– Хочу подчеркнуть, совет стоит на демократических позициях, мы не вправе ставить запреты любым инициативам. Мы только координируем это движение, экспертируем его качество. И, как уже показала практика, это крайне необходимо. К сожалению, был случай, когда задачи одной олимпиады оказались стопроцентным плагиатом другой или тесты, предложенные для проведения такого соревнования, были запредельно низкого уровня. А критериев мы предложили всего два – количество участников олимпиады и количество субъектов Российской Федерации, где она проводится.

– И что вышло в итоге?

– Принято решение, и оно уже утверждено министром образования и науки России, что первому уровню будут соответствовать олимпиады с ежегодным участием не менее трех тысяч школьников из 20 и более субъектов РФ, второму – 1,5 тысячи школьников из 10 субъектов, третьему – 300 ребят из 3 регионов. В итоге по этим критериям в утвержденном Минобрнауки России перечне значатся 120 олимпиад. И перечень будет пересматриваться ежегодно.

– Какие нормативные документы по проведению олимпиад, на ваш взгляд, требуется создать?

– Нужен опыт первого года работы. Пока нам предстоит внимательно наблюдать и, возможно, что-то корректировать в своей деятельности. Сейчас главная наша забота – выездные контрольные группы. Заявка – это красиво, но все надо проверить на месте. Вот уважаемый совет заявил, что успешно проводит олимпиаду со значительным числом участников. Замечательно! Наша задача – посмотреть, как конкретно она проходит, по каким материалам.

– Когда начнет полноценно действовать портал олимпиад школьников?

– Он уже функционирует, а с началом учебного года мы постараемся сделать его максимально информативным. Там будут размещены общие сведения о порядке проведения олимпиад, их результатах, льготах победителям. Мы решили, что не позднее месяца после подведения итогов олимпиады оргкомитет должен будет опубликовать на портале задания, примерные решения, критерии оценивания работ. На портале будут организованы опросы для школьников и педагогов по вопросам развития олимпиадного движения. Появится «горячая линия» по приему жалоб и предложений. Кроме того, каждый школьник, вошедший в списки награжденных хотя бы по одной олимпиаде, получит индивидуальный пароль доступа к персональной части сайта и сможет делать электронные выписки для предоставления в вузы. Такой вот способ формирования портфолио. Ну и, конечно, полноценное функционирование портала позволит вести важную аналитическую и статистическую работу. Пока что работа над порталом – инициатива нашего совета, которая возможна за счет финансовых ресурсов аппарата Российского союза ректоров и МГУ. А по существу такая огромная работа, конечно, требует грантовой поддержки.

– Виктор Антонович, будет ли Российский совет олимпиад школьников контактировать с оргкомитетом Всероссийской олимпиады школьников?

– Контакт с коллегами, конечно, будет, тем более что Николай Николаевич Кудрявцев, возглавляющий оргкомитет Всероссийской олимпиады школьников, участвует в работе Российского совета олимпиад школьников.

NB!

Олимпиадному движению в России был посвящен специальный выпуск «Учительской газеты» №35 за 26 августа 2008 года. А в прошлом учебном году газета принимала непосредственное участие в организации интеллектуального соревнования: в партнерстве с Бауманским университетом «УГ» на своих страницах проводила открытую механико-математическую олимпиаду «Профессор Жуковский». Ее победители уже весной прошлого года стали студентами этого прославленного вуза страны.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте