Наша героиня Зильфира БАТЫРОВА родилась 25 ноября 1987 года. Ее педагогический стаж 10 лет. Место работы – гимназия №1 города Ноябрьска, куда переехала вслед за мужем. Родной вуз в городе Уфе – Башкирский государственный педагогический университет имени М.Акмуллы. Окончила его в 2012 году, а в 2019 году там же защитила диссертацию и стала кандидатом филологических наук по специальности «германские языки».
Сразу отмечу, что педагог с ученой степенью в школе – явление довольно редкое. Сам факт предполагает и повышенные нагрузки, и большую активность благодаря высокому уровню образования и владения предметом. Невзирая на существование Всемирной сети, где можно найти все, мне по-прежнему часто звонят знакомые с вопросами по иностранному языку и по проблемам образования. Часто я знаю ответы или знаю, где найти нужную информацию, именно благодаря своему очень хорошему образованию.
Зильфира Батырова – учитель английского языка высшей категории, заведующая кафедрой иностранных языков в гимназии, кстати, самым большим подразделением, где трудятся 14 человек. Нагрузка 24 часа в неделю плюс 4 часа внеурочной деятельности. 4, 6, 10 и 11-е классы, то есть все звенья – «началка», средняя школа и старшеклассники. Выпускной класс готовит к ЕГЭ. В конкурсах участвует с 2019 года, во время и после защиты. Получила грант губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа. Читаю о ней в Сети. Выступила инициатором билингвального обучения в школе, стала призером конкурса «Учитель года»-2022, теперь ее назначили советником директора окружного Департамента образования. Президент РФ Владимир Путин во время встречи с победителями региональных этапов поздравил педагогов с профессиональным праздником и лично пообщался с каждым из финалистов конкурса «Учитель года России»-2022. Зильфира Батырова в разговоре с руководителем государства предложила организовать для школьников страны просветительские поездки в города-герои, где дети смогли бы подробнее узнать о богатой истории Родины. Президент одобрил ее предложение и поручил Татьяне Голиковой (заместителю Председателя Правительства РФ) продумать меры по финансовому обеспечению проекта.
Мы беседуем с Зильфирой в воскресенье, когда у нее выдалось немного свободного времени. Она звонит мне из Салехарда, где находилась в командировке на вручении премии губернатора округа. Разговор идет легко, будто мы давно друг друга знаем. Помогают общая специальность, одинаковая ученая степень, даже погода. У нас в Новосибирске мороз -25, у нее за окном -32.
Зильфира Батырова приехала в Ноябрьск пять лет назад, преподает английский язык в гимназии №1. Начинает она разговор не со своих побед и достижений, а с главного для нее фактора: среди ее учеников призеры Всероссийской олимпиады школьников, победители окружных и городских конкурсов. Я тоже возила ученицу-победительницу на Всероссийскую олимпиаду, хорошо знаю, какой это труд и какая радость. В профессиональном плане мне интересно узнать, как осуществляется билингвальное обучение. Поясняю коллеге: я училась в одной из первых в стране школ с углубленным изучением английского языка в новосибирском Академгородке, в старших классах уроки географии, истории шли у нас на английском языке. В профильном гуманитарном классе были такие предметы, как технический перевод, страноведение, англоязычная литература. Работая в школе, я вела все аспекты во всех классах – со второго по одиннадцатый. Зильфира рассказывает об ином подходе, который, мне кажется, стоит взять на заметку и учителям, и администрации разных уровней. Например, на уроках изобразительного искусства детям предлагают общаться друг с другом по-английски. Привыкнув использовать в повседневной речи бытовую лексику, задавая вопрос учителю или обращаясь к однокласснику с просьбой передать карандаш нужного цвета, дети незаметно для себя привыкают к общению, используют полученные на занятии иностранным языком знания в иной сфере. Сегодня важен коммуникативный подход к обучению. Раньше наиболее распространенным считался метод «текст – грамматика – перевод», сейчас важны умения говорить и понимать.
В старших классах, рассказывает Зильфира, школьники учатся конструировать «умственные модели» (mental models), выстраивают логические цепочки мышления, не просто читают и переводят опорный текст, но излагают свое мнение о прочитанном. Пробуют поставить себя на место персонажей, представить себя в роли другого человека: «Если бы я был на его месте, что бы я сделал?» Тут я предлагаю использовать ролевую игру, где единственным правилом является обязательное следование полученной роли. Например, если мальчику досталась роль бабушки, то он и должен ее сыграть. Меняться ролями нельзя. Хорошо работает круглый стол, где учащиеся самостоятельно ведут дискуссии, а учитель выступает с позиций обозревателя, модератора, руководителя.
Как она пришла на конкурс? Решила, что пора попробовать себя, поддержала прежде всего семья. Зильфира педагог в четвертом поколении. Когда сообщила своей маме о решении принять участие в профессиональном состязании, та ушла на пенсию, чтобы помогать с детьми. Их у Батыровой двое, сын и дочь в начальной школе. Сначала Зильфира обратилась к замдиректора по науке Татьяне Масловой, а потом вместе обсудили вопрос с директором гимназии Еленой Орловой. Инициативу преподавателя поддержали, помогали с организацией всего процесса. Она ощущала и поддержку коллектива, и гордость своих учеников. В качестве открытого урока прочитала лекцию о проблемах преподавания. «Вы знаете, идя на конкурс, я не предполагала, что это займет столько времени, что будет столько поездок. У вас сходный опыт. Не упускаю ли я что-то со своими детьми?» – спросила Зильфира. Я уверяю молодую коллегу, учительницу и мать: нет, своих детей она не обделяет. Конкурс пройден, и ее дети имеют право гордиться матерью. Она является для них примером, без лишних объяснений они понимают, что можно заниматься разными делами и притом не упускать из виду самое важное. Да, глядя иной раз назад, я не могу понять, как справлялась со всеми делами, имея семью, троих детей. Но справилась.
Использование в повседневной жизни ИКТ – еще одна общая для нас черта, неотъемлемая часть современности. Ведение электронных журналов, поиск по Сети, использование средств связи, создание собственных сайтов, блогов, страничек, одновременно обучение правилам сетевой безопасности и интернет-этикету входят в обязанности каждого учителя. Пандемия внесла свой вклад. С одной стороны, всем учителям пришлось на ходу привыкать к переходу от очного обучения к дистанционному и обратно. С другой – она показала всем участникам образовательного процесса, что без взрослого педагога и обучающегося ребенка ничего не будет. Роль учителя стала важна как никогда раньше.
Остается ли время на хобби, фитнес, чтение? Да, считает Батырова, некий отдых, физическая и умственная разгрузка любому педагогу необходимы. Постоянная работа с людьми, тем более с детьми, требует колоссальных душевных и физических сил. В ее арсенале практика досок Садху, йога. Читают в семье все. Когда читать научилась дочка, теперь четвероклассница, Зильфира стала изучать детские книги вместе с ней. Это тоже мне знакомо, помню, как мы прочитали с дочкой «Волшебник Изумрудного города» и она радостно сказала мне: «Здорово, завтра можно снова начать сначала!» Батырова называет в качестве любимой повесть «Асино лето», которую они читали не один раз (в 2007 году повесть Тамары Михеевой «Асино лето» стала лауреатом национальной детской литературной премии «Заветная мечта», а в 2008 году была включена в федеральную целевую программу «Культура России»). Иногда мама и дочка испытывают и грустные эмоции, например, прочитав повесть Альберта Лиханова «Мой генерал», они вместе плакали. Очень важно не просто читать с детьми, но и самому понимать, что их волнует, объяснять им жизненно важные вопросы. Зильфира читала и перечитывала знакомые произведения во время написания диссертации, которую сделала за полтора года, а потом для конкурсного выступления. Называет известные романы-антиутопии Евгения Замятина «Мы» (1922) и английского писателя Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» (1932).
«Работа в школе позволяет мне наполнить жизнь подрастающего поколения учебными и воспитательными событиями, спланировать урок, который ученики не забудут через много лет, превратить ошибку на занятии в начало профессионального вектора развития и оставить в памяти детей воспоминания, которые будут поддерживать их на протяжении всей жизни», – говорит Батырова о себе. Ей нравится заниматься фотографией, хватает сил на волонтерскую деятельность, педагог ведет страницу в социальных сетях, одновременно является модератором детского телеграм-канала, в котором ученики делятся своими интересами, эмоциями и событиями на английском языке.
«Для меня важно не утратить внимания к непосредственности детской души, суметь раскрыть в каждом ребенке его неповторимую индивидуальность и талант», – утверждает Батырова. Личностный подход к ученику – это и мое кредо. Я не спрашиваю, каким образом у Зильфиры получается сочетать семейную жизнь, педагогическую деятельность и общественные нагрузки. Глядя на нее, не возникает сомнений: ей все по плечу. Коллега справится!
Комментарии