Метапредметную олимпиаду для учителей в Москве проводят с 2014 года. Эта олимпиада не творческий педагогический конкурс в традиционном понимании: ее задания предполагают знание педагогом своего предмета в его связи с другими учебными предметами, умение формировать универсальные учебные действия школьников и обучать ребят на основе фундаментальных межпредметных понятий.
Международные исследования качества образования показали, что учитель не может научить тому, чем не владеет сам. Эта идея и определила цель проведения метапредметной олимпиады – поддержка талантливых учителей, которые обладают всеми компетенциями, необходимыми для достижения высоких образовательных результатов учащихся.Первая метапредметная олимпиада для учителей в 2014-2015 учебном году проходила в два этапа: заочный и очный. В заочном этапе приняли участие 2363 педагога. По его результатам 261 педагог был приглашен к участию в очном этапе, победителями этого этапа стали 15 московских учителей, призерами – 42 педагога.Это был совместный проект Городского методического центра, Центра педагогического мастерства, задания готовили специалисты Московского городского педагогического университета, наверное, союз трех учреждений Департамента образования и позволил провести олимпиаду максимально прозрачно, максимально честно и на достаточно высоком уровне сложности заданий.Заочный этап в 2014-2015 учебном году был проведен в форме дистанционного выполнения предметных и метапредметных олимпиадных заданий. Задания размещали в свободном доступе на сайте Городского методического центра. Участники олимпиады заполняли от руки бланк с заданиями, а затем загружали отсканированный бланк в информационную систему олимпиады. Для участия в заочном этапе не нужно было предоставлять свои персональные данные, в процессе регистрации педагогам достаточно было указать свой псевдоним и адрес электронной почты. После проверки олимпиадных работ организационный комитет направлял на указанный адрес сведения о результатах выполнения заданий.Задания заочного этапа были организованы с учетом 16 направлений деятельности, что позволило принять участие в нем всем педагогам, в том числе учителям начальных классов:1. Русский язык, литература, литературное чтение.2. Иностранные языки.3. Математика (алгебра и начала анализа, геометрия).4. История, обществознание, право.5. Физика.6. Химия.7. Биология.8. Информатика.9. Технология.10. География.11. Экономика.12. Физическая культура.13. Основы безопасности жизнедеятельности.14. Изобразительное искусство, музыка.15. Ознакомление с окружающим миром.16. Основы религиозной культуры и светской этики.Для каждого направления был создан свой банк заданий.В номинации «Русский язык, литература, литературное чтение», например, было предложено такое задание:«Прочитайте значения и восстановите фразеологизмы, в каждом из которых присутствуют цветовые прилагательные.1. Свободный путь, без препятствий и задержек.2. Тот, кто обладает большой властью, но не занимает соответствующего высокого положения и остается в тени.3. Человек дворянского, аристократического происхождения.4. Особенно мелодичное, красивое звучание колоколов.5. Неисследованная территория или неизученная часть чего-либо.6. Периодические издания низкого качества, печатающие непроверенные сведения.Как вы считаете, в основе значения всех ли прилагательных в найденных выражениях лежит идея цвета? Объясните свой ответ. Можно ли перевести найденные вами прилагательные в краткую форму? Аргументируйте свою точку зрения».Участники в номинации «Информатика» выполняли задание, требующее понимания записи выражений с переменными и преобразования условий задачи.Очный этап состоялся на базе опорной площадки олимпиады, участники выполняли метапредметные задания. Педагог – участник очного этапа мог выбрать два любых задания из первой части бланка, которые были наиболее близки к его предметной области. Для успешного выполнения этих заданий требовалось не только знание учебного предмета, но и способность применять знания в ситуациях реальной жизни.Одно из заданий первой части, например, было таким: «Выступая перед акционерами, генеральный директор фирмы заявил: «Приоритетная задача фирмы – увеличить со временем стоимость капитала наших акционеров». Через год в отчете была представлена такая информация:А) Фирма перечислила 1,5 млн рублей на строительство детской городской больницы.Б) Фирма потратила 500 млн рублей на открытие сети новых филиалов в соседней области. В целом проект оказался эффективным, но в течение первых трех лет данная сеть не приносила прибыли, поэтому поступлений в этот период было меньше, чем могло бы быть при отказе от открытия сети филиалов.В) Половину своих прибылей компания выплачивает в качестве дивидендов, а другую половину реинвестирует. Впредь она будет выплачивать только 20% в качестве дивидендов.Определите, как повлияет каждое из описанных действий фирмы на ее капитализацию».Во второй части бланка участникам предлагали выполнить метапредметные задания, которые не были напрямую связаны со знанием учебного предмета. Например: «Предложите тему урока и схему его проведения, на котором обсуждалось бы и было опровергнуто одно из распространенных заблуждений. В ответе напишите: тему урока; в чем именно заключается заблуждение и как, с вашей точки зрения, на самом деле правильно; на какой возраст учеников рассчитан урок; план урока (с указанием примерного времени на ту или иную деятельность); какое примерно задание будет дано ученикам; какие умения потребуются от учеников; какие содержательные элементы будут разобраны с учениками».Другие задания этапа позволяли участникам продемонстрировать представления о родном городе, памятниках архитектуры, улицах, знаменитых жителях, географических и экономических особенностях столицы.Пример одного из таких заданий: «Определите архитектурный объект, находящийся в Москве, по его фрагменту:1. Запишите его название, ответьте на вопросы:а) В каком районе Москвы расположено это здание?б) К какому направлению в архитектуре относится это здание?в) Какие идеи легли в основу этого направления инженерного искусства?г) Расскажите об особенностях и уникальных чертах этого здания.2. Для композиции этого здания характерен ритм, который создается расположением архитектурных элементов. Понятие «ритм» также используют в музыке и изобразительном искусстве. Приведите другие примеры понятий, которые применяют в нескольких сферах деятельности людей или областях знания».Задания олимпиады дают учителям возможность продемонстрировать не только свои профессиональные достижения, высокий уровень владения научным содержанием предмета, но и способности, необходимые в информационном обществе ХХI века: умение анализировать инфографику, работать с массивами данных, информационными системами, использовать нестандартные способы решения задач.Победители очного тура метапредметной олимпиады «Московский учитель»Евгений Шапарин, учитель школы №2007 с углубленным изучением физики и математики («Информатика»);Марина Морозова, учитель школы №199 («Иностранные языки – английский);Ольга Коробкова, учитель школы №2001 («История, обществознание. Право»);Анастасия Епишкина, учитель школы №1482 («Иностранные языки – английский»);Ирина Кошкова, учитель школы №1253 («Физическая культура»);Александра Панюкова, учитель гимназии №1788, СП №5 («Экономика»);Сергей Кубышев, учитель лицея №1580 («Химия»);Алиса Динцис, учитель школы №1242 («Иностранные языки – английский»);Елена Шаркади, учитель Центра образования №1296 («Иностранные языки – английский»);Александра Лазукина, учитель школы №2007 с углубленным изучением физики и математики («Экономика»);Юлия Артеменко, учитель школы №1375 («Иностранные языки – английский);Дмитрий Михалин, учитель школы №345 имени А.С.Пушкина («Информатика»);Василий Мурзак, учитель школы №1206 («Иностранные языки – английский»);Анна Тарасова, учитель школы №1236 («Иностранные языки – английский»);Вероника Томилина, учитель школы №1861 («Иностранные языки – английский).Информация к сведению Портрет победителей и призеров олимпиады Средний возраст 37 лет. Средний педагогический стаж 11 лет. Высшее педагогическое образование – 49%. Высшее непедагогическое образование – 51%. Участвовали в подготовке победителей и призеров олимпиад – 55%. Имеют степень кандидата наук – 25%.Победители очного этапа олимпиады «Московский учитель» награждены поездкой в страны, входящие в региональную международную организацию «Шанхайская организация сотрудничества».В 2015-2016 учебном году метапредметная олимпиада учителей состоится в рамках городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы». По решению оргкомитета конкурса олимпиада станет первым этапом испытаний в номинации «Учитель года Москвы». На первом, школьном, этапе учителям предстоит поучаствовать в двух турах олимпиады: заочном (предметном) и очном (метапредметном). По результатам двух туров учителя, показавшие наилучшие результаты, смогут продолжить педагогическое соревнование за звание «Учитель года Москвы».Мнения по поводуИрина КОШКОВА, учитель физической культуры школы №1253:- Олимпиада оказалась очень нужна учителям физической культуры. Она важна, так как, готовя учеников на Всероссийскую олимпиаду по физкультуре, я не особое внимание уделяла психологической подготовке ученика. Теория – замечательно, практика – замечательно, но те чувства, которые я испытала на метапредметной олимпиаде, пройдя сама через ее задания, дали мне понять, что ученики испытывают те же чувства, а поэтому так важен аспект именно психологической подготовки.Алиса ДИНЦИС, учитель английского языка школы №1242:- На мой взгляд, участие в метапредметной олимпиаде дает нам, учителям, уникальную возможность личностного и профессионального роста, что позволяет достичь более высоких результатов в обучении. Давайте ответим на вопрос: какую школу предпочел бы ученик ХХI века? Конечно же, школу, в которой работают педагоги-новаторы, обладающие багажом не только предметных, но и метапредметных знаний. Я уверена, что каждый из нас был бы счастлив работать в такой школе как учителем, так и руководителем. Что же касается совершенствования нашей метапредметной олимпиады, то полагаю, что было бы целесообразно ввести ее устную часть на ее финальном этапе, чтобы учителя могли объективно оценить ораторское мастерство учителя.Елена ШАРКАДИ, учитель Центра образования №1296:- Я с удовольствием приняла участие в этой олимпиаде. Честно говоря, в первый раз всегда приходится сложно, так было и нынче, но мы, столичные учителя, первыми прошли этот путь, и надеюсь, что прошли его достойно. Этот путь был неизвестным, неизведанным, наверняка последующим учителям будет проходить его легче. Мне было отрадно увидеть себя в списке победителей, получив тем самым объективную оценку независимого экспертного жюри, которое состояло из профессионалов и мастеров своего дела. Хочу, чтобы мы были достойным примером для своих учеников и мотивировали их на участие во всероссийских конкурсах и во всевозможных олимпиадах. Надеюсь, что наше профессиональное сотрудничество с Московским городским методическим центром на этом не прекратится, а будет только продолжаться, мы с его директором Марианной Лебедевой уже обсудили возможность участия в метапредметной ассоциации. Мы с коллегами с удовольствием примем участие в совершенствовании этой олимпиады и других проектах, которые проводит Департамент образования.
Комментарии