Наука – это способ узнавать о мире через исследования, это достаточно длительный процесс. Это способ находить ответы, а для этого надо уметь задавать вопросы. Это мир, который открывается только любознательным,…
…а для этого надо развивать природную любознательность ребенка, которая изначально заложена в нем.
Я думаю, что это три основных аспекта для развития у школьников интереса к научным знаниям: развитие любознательности, обучение умению задавать вопросы, формирование понимания самого процесса исследования.
В петрозаводском лицее №40, начиная с начальной школы, каждый ученик получает возможность быть исследователем. Учителя работают в технологии критического мышления, что является одним из условий для развития научного мышления, желания и умения задавать вопросы. Технология критического мышления тесно перекликается с технологией проблемного обучения, эвристической. Работа в этой технологии на каждом уроке связана с открытием нового знания через проблемные вопросы, самостоятельные, пусть небольшие, исследования. При обучении литературе и русскому языку без этого нельзя, потому что это предметы, где всегда есть открытие, открытие для детей и для учителя самих себя, открытие художественного произведения с новой, неожиданной стороны, открытие новых имен и новых аспектов языка.
Как сделать так, чтобы чтение текста художественного произведения, часто довольно большого по объему, не превращалось в жестокую повинность, а приносило искреннюю радость? А интерпретация стихотворения не превращалась в препарирование текста, а вызывало искреннее восхищение поэзией? У меня ответ один – сделать изучение интересным. Расширять образовательный горизонт ребенка.
Литературоведение и лингвистика – это очень тесно связанные науки, изучение которых влияет не только на образование человека, но и на его воспитание, будит мысль, заставляет изучать вопросы смежных наук: философии, психологии, истории, физики, даже минералогии. Например, в этом году учащиеся 10-го гуманитарного класса занимаются исследованием на темы: «Роль минералов как художественной детали в произведениях литературы XIX века», «Наука и фантастика в произведениях А. Конан Дойля».
Парадоксальный вопрос в начале урока может стать отправной точкой к развитию интереса ребенка, что перерастет в желание узнать, исследовать, понять. Вспоминаю урок по творчеству А. И. Солженицына «Жить не по лжи!» (Личность А.И. Солженицына в зеркале времени). Вопрос, заданный классу: можно ли Солженицына считать счастливым человеком? – задал вектор для новых вопросов: каким было влияние времени на личность и мировоззрение Солженицына? А может быть, сам писатель повлиял на своё время так, что будем его называть эпохой Солженицына? (В свое время ходил политический анекдот: что в энциклопедии XXI века о Брежневе будет написано, что это мелкий политический деятель эпохи Солженицына, не так уж и фантастично это!). Вопросы привели к глубокому изучению биографии и творчества писателя, ответы искали и на уроках, и после них.
Или урок-размышление «Гамлетовская тема» в русской литературе». Сложнейший аспект проблемно-тематических связей в произведениях русских поэтов, «сквозные темы», образы в русской литературе для старшеклассников стал основой для постижения метода сравнительного анализа, без которого нет исследования в любой области науки.
В лицее №40 выстроена система работы по обучению исследовательской и проектной деятельности. С 5-го класса все обучающиеся каждый год разрабатывают новую тему, потом представляют свои исследования и проекты в классе. К 10-му классу, когда знания и накопленный опыт дают возможность для серьёзных исследований, ребята пишут работы по предметам выбранного профиля. Часто бывает так, что школьное исследование становится основой для курсовой работы в вузе. Эта система работает не первый год, можно говорить, что она приносит свои результаты, ведь ученики нашего лицея очень часто побеждают в научно-практических конференциях.
А еще, на мой взгляд, очень важно, давать учащимся возможность видеть этот мир в его целостном разнообразии. Этому, несомненно, помогают метапредметные уроки и метапредметные дни, которые в лицее проводятся уже 7 лет. В этом году тема метапредметного дня «Город». Можно только представить сколько исследований, проектов, новых научных и практических знаний можно приобрести, изучая эту тему.
Конечно, увлечь наукой ребенка можно только тогда, когда учитель сам увлечен, любит свой предмет, знает о новых достижениях, прорывах в своей области знаний. Увлечение учителя передаётся ученику. Всегда! Учителя, конечно, подсказывают, где можно найти интересный научно-популярный контент, смотреть опыты, участвовать в олимпиадах, разрабатывать онлайн-проекты. Сотрудничество наших педагогов с образовательной платформой «Стемфорд» в этом очень помогает.
Чтобы развить у обучающихся интерес к науке и научным знаниям в лицее создается образовательная среда, где есть возможность у каждого: и учителя, и ученика, и родителя при его желании – выступить в роли исследователя, руководителя проектной или учебно-исследовательской деятельностью, задать вопрос, вместе найти ответ на него.
В современном мире всю информацию можно почерпнуть в интернете, чем наши дети успешно и пользуются, но создать творческую среду, которая бы привела ребенка к желанию открывать новое знание на основе найденной информации – это дело учителя и хорошей образовательной организации, которые создают условия для развития в ребенке любознательности, умения задавать вопросы, для понимания процесса исследования.
Об авторе:
Ольга Юрьевна Смирнова – заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ “Лицей №40” г. Петрозаводска, учитель русского языка и литературы.
Фото из архива Ольги Смирновой
Комментарии