С 1 апреля 2011 года наша школа стала участником пилотного проекта по развитию общего образования в Москве.
Конечно, очень важны те стартовые условия, которые мы имели перед началом пилотного проекта. Наша школа работает с 1963 года, в марте 2008 года она была закрыта на реконструкцию с модернизацией и открыта вновь 1 сентября 2009 года. По состоянию на 01.09.2011 года в 28 классах школы мы обучаем 705 ребят при проектной мощности здания 825 человек. В школе есть разные типы классов – это общеобразовательные, классы компенсирующего обучения, профильные классы (социально-экономической и информационно-технологической специализации), с углубленным изучением иностранного языка. Мы располагаем хорошей базой. Это 2 спортивных зала, тренажерный зал, столовая, библиотека-медиатека, издательский и технический центры, актовый зал с балконом на 390 посадочных мест, кабинеты-практикумы для занятий по физике, химии, биологии, 4 лингвистические лаборатории, 3 компьютерных кабинета (2 – для обучающихся средней и старшей школы и 1 – для обучающихся начального звена). В школе созданы условия для самых маленьких школьников, оборудованы спальня и игровые комнаты. На сегодняшний день педагогический коллектив школы – это 75 человек: 1 заслуженный учитель РФ, 4 кандидата наук, 12 человек, имеющих отраслевые награды («Отличник народного просвещения», «Почетный работник общего образования РФ»), победитель конкурса «Грант Москвы», два финалиста Всероссийского конкурса «Мой лучший урок», пять победителей окружного фестиваля педагогического творчества «Одаренному ребенку – одаренный педагог», пятеро имеют грамоты Министерства образования и науки РФ, восемь педагогов – грамоты Департамента образования, 35 – грамоты СОУО. В нашей школе созданы условия не только для осуществления учебно-воспитательного процесса, но и для развития системы дополнительного образования. В школе работает более 40 объединений системы дополнительного образования (кружки, секции, клубы) по 8 различным направленностям. Каковы же были основные механизмы реализации пилотного проекта? Прежде всего мы разработали план развития ОУ на период с 1 апреля 2011 года до 1 июля 2012 года (на 5 кварталов), определили значения критериев достижения целевых индикаторов, создали рабочую группу по реализации проекта, ознакомились с опытом внедрения НСОТ в регионах, разработали и подкорректировали локальные акты. Что же мы имеем в результате? (См. таблицу 1.)Начав работу по реализации пилотного проекта, наша школа получила возможность управления ресурсами, а любое управление обязано быть эффективным. Расширяя финансовую самостоятельность школы и свою финансовую грамотность, мы стали развивать свои информационно-математические компетенции и стали считать.Школе были доведены по смете на 2011 год (без учета текущего и капитального ремонтов) 53447,4 тыс. руб.Рассчитано все по нормативу 53606,9 тыс. руб.Объем недостающих средств на 2011 год 159,5 тыс. руб.Объем недостающих средств с учетом дополнительных бюджетных ассигнований – 71,8 тыс. руб. (на 5 кварталов).Механизм наших действий был таким:- расчет стоимости ученико-часа – 10,72 руб;- формирование месячного ФОТ; – разработка положения о системе оплаты труда; – оптимизация штатного расписания;- перераспределение должностных обязанностей. 7 октября 2011 сотрудники школы получили первую в этом учебном году заработную плату по НСОТ. Предварительно с каждым сотрудником школы были проведены индивидуальные встречи, на которых проанализирован уровень заработной платы в сравнении с предыдущим учебным годом (см. таблицы 2, 3). На сегодняшний день это только базовая часть оплаты труда, доля стимулирующей части небольшая, в целом от общего ФОТ она будет составлять не более 8 процентов. Выплаты стимулирующей части мы планируем осуществить по итогам 3-го квартала. Рабочая группа по реализации проекта разработала рейтинговую систему оценки деятельности учителя, которая позволила увидеть достижения учителя и оценить его труд. В рейтинговую систему вошли такие показатели: средний балл учебных достижений учащихся, динамика образовательных достижений за 3 года, внеклассная работа по предмету, научно-методическая работа учителя, удовлетворенность родителей работой учителя, выполнение должностных обязанностей. Одной из задач реализации проекта стало развитие индивидуального подхода к учащимся, внедрение системы учета их индивидуальных достижений. Педагогический коллектив школы уделяет большое внимание динамике развития образовательных достижений каждого обучающегося и стремится учесть и отследить пробелы знаний в усвоении программного материала по каждому предмету. В этом помогает используемая каждым учителем система поэлементного анализа всех диагностических и контрольных работ. Такой вид анализа позволяет не только отследить, на каком уровне усвоен программный материал, но и составить индивидуальную программу ликвидации пробелов знаний каждому ученику при недостаточном усвоении той или иной темы. Немаловажную роль в повышении качества учебных достижений играет учет динамики успешности учащегося по результатам диагностических и контрольных работ по каждому предмету. Рабочая группа по реализации пилотного проекта разработала и внедрила в образовательный процесс «Лист учебных достижений», в котором выставляются результаты внутреннего контроля (старт, рубеж, итог, диагностические работы через систему «СтатГрад»), результаты независимого контроля (лист достижений по предмету). «Лист учебных достижений» позволяет отследить положительную или отрицательную динамику роста качества знаний по каждому предмету, а также позволяет оценить объективность выставленной итоговой отметки. Для решения задачи повышения вовлеченности родителей и общественности в развитие ОУ был изменен общественный характер управления, в мае 2011 года был создан управляющий совет, членами которого стали представители всех участников образовательного процесса: ученики, родители, педагоги, члены администрации, представители ПК и представители учредителя и муниципалитета. Полномочия управляющего совета больше и шире в отличие от попечительского совета. Он: – утверждает план развития учреждения; – принимает устав учреждения, изменения и дополнения к нему; – согласует программу развития учреждения; – принимает решение о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды (стиля одежды) обучающихся; – вносит предложения по составлению плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения; – представляет интересы учреждения в рамках своих полномочий в государственных, муниципальных, общественных и иных организациях; – рассматривает жалобы и заявления участников образовательного процесса учреждения; – согласует распределение выплат и доплат работникам учреждения из стимулирующего фонда; – утверждает правила внутреннего распорядка, положение о премировании, положение о стимулировании сотрудников, правила поведения обучающихся и иные локальные акты в соответствии с установленной компетенцией; – заслушивает отчет директора и отдельных работников; – осуществляет контроль за соблюдением условий обучения, воспитания и труда в учреждении; – осуществляет контроль за организацией питания обучающихся. В настоящее время управляющий совет школы возглавляет мама ученицы 4-го класса Галина Бредихина. Уже проведены два заседания, на которых рассматривали организационные вопросы, распределение обязанностей, внесение изменений в устав ОУ. Еще одну из задач пилотного проекта информатизацию учебного и коммуникационного процессов школа видела как ключевую и до вступления в проект, но, получив целевой индикатор, мы внесли изменения в программу развития школы и внутренние локальные документы, поставив как приоритетный вопрос развития информационного пространства школы. В школе на протяжении двух лет работает ИТЦ, который считает своими задачами: – эффективное использование информационных технологий в образовательном процессе и воспитывающей деятельности; – реализацию единой технической политики в области информатизации системы образования; – научно-методическую и консультационную поддержку образовательного процесса школы, освоение и внедрение новейших информационных технологий; – расширение сферы электронного документооборота; – создание информационной среды для самообразования и саморазвития учащихся. С сентября 2010 года школа использует в работе с родителями удаленный информационный ресурс – электронный журнал и электронный дневник, а ранее мы использовали информационную среду «Дневник. РУ», с 1 сентября 2011 года – ГШИС. Одним из важнейших принципов реализации проекта мы считаем информационную открытость проекта, причем для всех категорий субъектов образовательного процесса и контролирующих структур. Именно поэтому после вступления в проект сайт нашего образовательного учреждения стал нашем общим делом, над его каждодневным пополнением работают многие сотрудники, сайт стал для нас механизмом, который позволяет общаться в интерактивном режиме с родителями и обучающимися, представителями общественности, создавать положительный имидж нашего образовательного учреждения. На сайте школы расположены информация о пилотном проекте, публичный отчет, новостной блок, предусмотрена обратная связь с родителями и общественностью. Педагогический коллектив нашей школы, входящий в пилотный проект, очень хорошо понимает главную задачу – стать школой, нужной социуму, конкретным москвичам. Это гарантия успеха развития образовательного учреждения, стабильных и высоких зарплат учителей. Поэтому наш девиз – всегда быть школой, нужной и востребованной москвичами.
Комментарии