search
main
0

Ольга ПАВЛОВА, воспитатель детского сада №1245, выпускница Московского педагогического колледжа имени С.Я. Маршака по специальности «педагог с театральным уклоном»: Профессия, которая непременно должна доставлять удовольствие

Если педагог любит свое дело, то дети быстро поймут, кто есть кто, и оценят по достоинству того, кто отдает им весь жар души, щедрость чувств, глубокие знания. Ведь дети живут ожиданием встречи с истинным наставником, их не проведешь!

И​звестный врач и педагог Ефим Аркин говорил, как важно охранять нервную систему ребенка от преждевременных травм, переутомления и расстройств, призывал разумно оберегать и укреплять здоровье ребенка. А что мы делаем? Детей, чрезмерно чувствительных, с повышенной возбудимостью, быстро утомляющихся, легкоранимых, зачисляем в переполненные группы дошкольного учреждения. Как же отрицательно сказывается этот факт на их здоровье! Как травмируют детей строгое соблюдение режима, жесткий регламент!В ясли-сады приходят такие разные, такие прелестные в своей неповторимой индивидуальности дети, а мы, педагоги, стараемся подогнать их к единому знаменателю. Между тем нашим детям не нужна однотипная серая толпа, по природе своей каждый ребенок деятелен, в каждом заложен творец. Только личность, свободная от гранитных оков, жесткого контроля, заорганизованных мероприятий, режимно строгой муштры, способна сотворить свое «я».В середине самой большой лужи стоял человек, и было ему от роду 5 лет. Он не просто стоял, периодически он подпрыгивал, топал ножками в резиновых сапожках – и брызги весело разлетались в стороны. Он заливисто смеялся, с недоумением поглядывая на прохожих, поспешно разбегавшихся по сторонам и в ужасе вопрошавших: «Чей это ребенок?» Это был мой воспитанник. Очаровательное и смешное создание, маленький тиран. Лужа для него была морем, а я, тщетно пытающаяся вытянуть его из этой морской стихии, противником, нападающим на чужую территорию. Конечно, это была игра как бы понарошку, но вокруг была реальная жизнь, и я испытывала стыд за его поведение. Косые, осуждающие взгляды прохожих людей ранили меня в самое сердце: какая невоспитанность! Откуда им было знать, что я уже давно изучаю детство и игру? Откуда им знать, что я в душе понимаю этого ребенка и не осуждаю, а приветствую его игровую фантазию? Я таким, может быть странным, образом помогаю ребенку заполнять его «эмоциональный резервуар».Нам дедушка в детстве кричал: «Ах вы, шишиги эдакие, опять на улицу помчались? Вам бы только в казаков-разбойников играть!» Так и слышу голос своего дедушки из далекого детства. Каждое время рождает свои игры, а какие сегодня игры? Игры-соревнования между родителями – кто кого перещеголяет. Мы овзросляем детство раньше времени, начиняя его своими взрослыми заботами: живут дети по графику, учатся по расписанию, даже внеклассной работой занимаются по плану, а домой возвращаются усталые и вымотанные.Прихожу я тут в гости к Максиму Олечкину, захожу в квартиру и слышу: одна музыкальная мелодия несется из кухни – там телевизор смотрит мама, а другая – из комнаты, там его смотрит папа. Они любят друг друга и сына тоже любят, но больше всего они любят смотреть телевизор. Это их самый любимый друг, каждый общается с ним на своей волне, а сынок в это время катает машинки в уголке. Сынок рос воспитанным и добрым мальчиком, но каждый день для него был похож на предыдущий. Дома давно ничего не происходило: сад, дом, телевизор, спать… Когда я попыталась поговорить с мамой о сыне, она искренне удивилась: «А что еще надо? У него все есть!» Да, у него все есть… кроме родителей и их интереса к нему. В большой квартире при здоровых родителях ребенок одинок. Ему даже собаку нельзя завести. Он хотел бы с ней разговаривать, она бы и квартиру охраняла, потому что одному ему бывает страшно. В наших уютных квартирах детям неуютно, им нельзя бегать, прыгать, играть, стучать, шуметь, кричать, петь, делать опыты, но зато можно бесшумно передвигаться и не мешать родителям жить своей взрослой жизнью. Заскучаешь тут! А ведь можно обрести радость в собственном доме. Пришла ко мне бабушка Танечки Морозовой и рассказывает: «Смотрю, а Танечка моя разгоняется на маленьком трехколесном велосипеде, перескакивает порог комнаты и вылетает в коридор! Я охаю, а Танюшка в полном восторге от произведенного впечатления, снова заезжает, снова разгоняется, снова заезжает, снова разгоняется и снова радуется! И так до тех пор, пока, не рассчитав скорость, она все-таки летит вместе с велосипедом через порог. Мое сердце замирает, останавливается, потом учащенно бьется. Нет, такие шутки не для меня. А Танюшка, смотрю, опять забирается на своего коня. Конечно, все это вырабатывает смелость, чувство риска, радость победы, но ведь она может упасть и разбиться».Страх делает детей несмелыми, аморфными. Но многие родители предпочитают шумным диким играм детей тихое домашнее взрослое воспитание, так безопасное. «Так проще, так спокойнее, – говорит папа Артема Мамонтова. – Страх сковывает нас и наши действия»….Сегодня я пришла из детского сада как выжатый лимон. Мои дети у меня практически не плачут, все в хорошем настроении, им не до капризов, им просто некогда. У нас одна игра сменяет другую, рисование сменяет аппликацию. Ребенок не успевает уставать, он уже в новой роли. Я очень люблю с ними играть. Я ползаю по полу лошадкой, они забираются ко мне на спину, и мы катаемся по группе по очереди. Родители вечером спрашивают: «Как сегодня Павлик себя вел? Баловался?» А он играл, значит, развивался, познавал мир новых вещей, и баловаться ему было некогда.Ребенок – это одновременно сто масок: от наивной и надменной до тихой и ласковой. До поры до времени он может затаиться и не проявлять своих отрицательных качеств, но при определенных условиях они могут проявляться, и тогда поведение его непредсказуемо. Страшнее всего для ребенка скука. Скука – это когда ничего нельзя, скука – это когда ты никому не нужен и тебе не с кем поиграть.Мои советы родителям:- Начните с домашнего спектакля, сценарий напишите вместе с детьми, распределите роли, проведите репетиции и назначьте день спектакля. Пригласите соседей и родню. Впускайте их по билетам – фантам. – Можно вместе с детьми придумать длинную и многоэтапную игру в семье. Соорудите палубу корабля, повесьте на кухне, т. е. на камбузе разноцветные флажки, пусть вместо будильника детей утром в сад будят склянки, как на флоте, пусть папа будет капитаном, мама – боцманом, дети – матросами. Аврал по уборке корабля-квартиры пройдет быстро и с интересом. Элементы морской формы, утренняя зарядка, морская дисциплина – все это входит в игру. Пишется вахтенный журнал, увы, есть гауптвахта. Все это поможет сделать семейную игру настоящей, всамделишной, в которую поверят дети. Попробуйте, и вы убедитесь, как изменится моральный климат в вашем доме. Многим игра кажется очень простым делом. Играют дети в мяч, приглядитесь, как играет ваш ребенок. Захватывает ли мяч себе и не видит других в игре или, наоборот, передает другим и сам тихо страдает от того, что отдал, стоит молча как столб, только наблюдая или всем мешая, кричит, создает суету и беспорядок. В игре непременно проявляется темперамент ребенка и все его психические реакции. Магия игры в том, что она заставляет человека раскрываться независимо от его воли и желания. Игру с успехом применяли для лечения психических заболеваний детей, дефектов речи, движения. Игра снимает физическую усталость, а положительные эмоции становятся просто лекарством. Ни мы, ни наши дети не умеем быть раскованными. Раскованность – качество очень редкое, но в игре можно почувствовать себя раскрепощенным, освобожденным, способным преодолевать многое в жизни. Игра – потребность растущего человека, ее следует удовлетворять, иначе дети будут стремиться заполнить образовавшийся вакуум сами, а уж о содержании игр, которые они придумают в отсутствие родителей, приходится только догадываться, а потом разводить руками.- Ребенок потянется к вам, многое простит, если вы будете играть с ним, и отдалится от того, кто правильно и сухо будет поучать, не принимая игру во внимание.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте