search
main
0

Ольга МОРДВИНЦЕВА, учитель начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида №418, выпускница МПГУ: Работай с детьми по призванию!

С​огласно статистике из выпускников педагогических вузов только половина идут работать в школы, к тому же очень часто среди них есть те, кто просто не нашел себе более высокооплачиваемую работу. Но еще печальнее тот факт, что почти половина из них уходят из системы образования через несколько лет. На первых порах молодому учителю все в школе улыбаются, новенькая трудовая книжка кладется в отдел кадров, первые дни и недели – душевный подъем и полная эйфория. А далее неминуемо начинаются проблемы.

Проблема №1 – взаимодействие с ученикамиНового учителя ученики всегда начинают «пробивать», пробовать, что называется, на «слабо». В трудном классе это может принять весьма экстравагантные формы, воспитанные дети проведут этот этап спокойнее. Но он обязательно будет: могут начать стучать или громко говорить, не замечая, что учитель повышает голос, могут (старшие классы) выдать что-то эпатирующее, могут просто принципиально замолчать, чтобы посмотреть, а что будет. Если учитель с честью выйдет из этого «эксперимента» – честь ему и хвала, если проиграет – плохо дело: восстановить свой авторитет ему будет очень непросто.Вообще самая существенная проблема для молодого педагога в первое время работы – это умение держать класс. Чтобы 30 человек в течение урока были управляемы и направляемы в нужное русло, требуются бездна энергии, мгновенная реакция, стремительные переходы от расслабления к работе и одновременное создание ощущения, что весь процесс идет легко, свободно и естественно. Во многом это актерская игра, но без нее учителя-профессионала нет. В общем, стоящему у доски субъекту по совокупности описанных причин действительно не позавидуешь.Проблема №2 – отсутствие свободного времениВозвращаясь домой, учитель садится работать. Каждый день (!!!) учитель должен проверять стопку тетрадей, находить занимательный материал, писать карточки с индивидуальными заданиями. Все это отнимает уйму времени, и, как показывает практика, в первый год желающий работать учитель практически не имеет свободного времени – дома или на работе он живет школой.Проблема №3 – взаимодействие с коллегамиОчевидно, что молодой специалист, приходящий в школу, менее опытен, чем его коллеги, работающие в школе уже не первый год или десятилетие. Не хватает опыта в методике преподавания, навыков контакта с учениками, в общем, всего того, что принято называть профессионализмом. Теоретически нормальной была бы ситуация, при которой старшее поколение профессионалов постепенно передавало бы накопленный опыт молодым. Но теория, как обычно, расходится с практикой. Много чаще можно услышать: «И чему вас только в институте учили?» или «Вы и ЭТОГО не знаете?!!» Что дают такого рода сентенции, кроме ощущения профнепригодности, я не знаю. Причем в большинстве случаев недавний выпускник вуза бывает значительно более компетентен в специальности, чем окончившие институт за 20-30 лет до него.Проблема №4 – взаимодействие с родителямиДля работающего в школе первый год учителя классное руководство – настоящее испытание! В редких случаях родители оказываются достаточно мудры и тактичны, чтобы дать учителю возможность спокойной профессиональной жизни. Вполне понятна их тревога за судьбы собственных детей (зрелый учитель однозначно совершит меньше ошибок и научит лучше), но учителю от этого не легче. Естественно, срабатывает возрастной момент: не каждый сможет серьезно слушать советы от 22-23-летнего молодого человека. Основным аргументом становится очевидное: «Да что вы нам говорите, если у вас собственных детей нет. Вот будут – поймете!» Положение усугубляет то, что у нас, как известно, все все знают о своих детях лучше всех, стопроцентно уверены, как и чему их надо учить. Что-то возразить при таком подходе весьма проблематично. В итоге если на сторону молодого педагога не встает администрация, то устоять против родительского напора вчерашнему выпускнику института оказывается очень непросто.Проблема №5 – взаимодействие с администрациейИногда у молодых специалистов возникают проблемы, связанные с распределением учебной нагрузки: либо она недостаточная, либо большая для начинающего учителя (преподавание предмета сразу в нескольких параллелях). Это приводит к тому, что молодой специалист, не справляясь с возложенными на него должностными обязанностями, уходит из школы. Уходит не потому, что профессионально непригоден, а потому, что напряжение его внутренней жизни не может быть постоянным.Проблема №6 – своя средаДо прихода в школу у любого молодого человека была своя история – друзья, знакомые, круг общения. Зачастую человек, идущий работать в школу, сегодня вызывает некое недоумение. Мотивы прозрачны: либо не нашел более успешного места (а значит, неудачник), либо деньги не нужны (что сегодня более чем странно), либо человек не от мира сего («Как с сегодняшними детьми можно работать?!»). Связаны эти стереотипы с чрезвычайно заниженным социальным статусом учителя, обусловленным целым спектром факторов. Вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих учителя-новичка.В итоге, пройдя череду описанных конфликтов (осмелюсь утверждать, что пусть в разной степени, но все они проявятся в каждом случае), молодой учитель в конце первого учебного года задает сам себе вопрос: «Ради чего?» – и уходит из школы. Уходит навсегда.Кто же в конце концов остается в школе? Остается настоящий учитель. Не важно, мужчина он или женщина, молодой или со стажем. Тот, кто рождается учителем. Тот, кто в школе не работает, а живет ею. В школе остаются те, кто верит, что, как сказал Роберт Рождественский, «учитель – профессия дальнего действия, главная на Земле»; преподают те, кто входит в классы не как в клетку, а как в храм. Как бы хотелось, чтобы педагогов по призванию в российских школах было больше.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте