search
main
0

Ольга ЛАРИОНОВА: Настоящим учителем можно быть, только всю жизнь оставаясь учеником. В преддверии начала нового учебного года на сайте «Антикризисный щит Москвы» прошла интернет-конференция руководителя Департамента образования Ольги Ларионовой. Ольга Николаевна ответила на множество вопросов москвичей

У меня трое детей. Очень беспокоюсь, что из-за кризиса отменится бесплатное питание в школе и придется самим покупать учебники. Для нас это серьезный удар по семейному бюджету.

– Я должна сказать, что, несмотря на очень сложную экономическую ситуацию, сложившуюся в России и Москве, столичному образованию выделены средства для того, чтобы школы провели капитальный ремонт, текущий ремонт и подготовились к 1 сентября. В Москве 4000 учреждений, все они в плановом режиме готовятся к новому учебному году. Эти вопросы полностью решены правительством. Москва – один из немногих регионов, которые за счет бюджета печатают учебники, и в этом году их напечатано 7 миллионов, из них 4 – облегченные учебники, те, которые обсуждались в теме тяжелого портфеля. В следующем году мы закончим обеспечение 5-8-х классов облегченными учебниками. Питание в школе тоже будет. И мы еще в прошлом году приняли антикризисную меру: 1-4-е классы получают завтраки, а о горячих обедах должны заявить родители. Но в прошлом году, если у семей возникали сложности и они заявляли о них в школе, хотели, чтобы ребенок бесплатно обедал, эти проблемы были решены. Мы обеспечим детей в школах еще и горячим питанием независимо от того, в каком классе ребенок учится.

Оказывает ли город какую-либо поддержку при поступлении в вузы выпускникам-медалистам? Какое в данный момент существует соотношение платных/бесплатных мест в вузах? Изменилось что-то в условиях кризиса?

– В этом году впервые выпускники-медалисты поступали на общих основаниях. Мы вручали медали детям, которые показали в течение всех лет учебы хорошие и отличные знания, но в этом году Рособрнадзор отменил все льготы, и медалисты поступали на общих основаниях. Количество платных мест по России и по вузам, расположенным в Москве, сохранилось на уровне прошлого года. Я участвовала в заседании ректоров, которое проводил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Руководители вузов доложили, что на платные отделения набор тоже провели. Сокращения контингента нет.

Известно, что кадры решают все. А в системе образования кадры решают, не побоюсь высоких слов, будущее страны. Что надо делать, чтобы в условиях кризиса привлекать в школу специалистов, способных воспитать интеллектуальную элиту страны? Как сохранить ядро преподавательского состава в школах, учитывая, что многие из учителей – люди в возрасте?

– Это вопрос, по которому можно провести целую конференцию, рассказывая о том, что мы будем делать в этом году, поскольку 2010 год объявлен Годом учителя. Для московского учительства продолжается хорошее время, потому что у нас в этом году дважды повышалась зарплата учителя, с 1 сентября она еще раз повышается. Сегодня средняя зарплата московского учителя – более 32 тысяч рублей. Для Москвы, очень дорогого города для проживания, возможно, это и не так много, но мы никогда и не мечтали, что зарплата учителя будет 1000 долларов. Увеличение зарплаты педагогов сказалось и на качестве работы учителей. За последние годы ситуация в Москве изменилась, у нас достаточно омолодился директорский корпус , 98% заведующих дошкольными учреждениями имеют высшее образование, среди них есть кандидаты и доктора наук, что тоже наилучшим образом сказывается на качестве образования. Такие педагоги не могут работать плохо, и поэтому у нас в дошкольном образовании произошел сдвиг. Это еще одна причина, почему у нас растет очередь в ДОУ: население доверяет. К нам стали обращаться работающие мамы, чтобы ребенок ходил в ДОУ, но не на полный день, чтобы он посещал центр игровой поддержки, чтобы ребенок развивался, ведь в домашних условиях не все мамы могут это делать. Мы уповаем уже не столько на зарплату, сколько на качество работы учителя. В настоящем году приняты новые стандарты высшего и непрерывного образования, и вузы будут перестраивать свою работу с точки зрения подготовки учителей, потому что учителя будут работать в новой школе и должны быть к этому готовы.

Школа – это ее учителя. В преддверии 2010 года, Года учителя, вопрос о том, кто же он – учитель XXI века: блестящий предметник, наставник, педагог-психолог?

– Мне этот вопрос часто задают. Конечно, педагог должен быть и предметником, и наставником, и педагогом-психологом. Но самое главное, я считаю, что в школе будущего – а это уже настоящее – должна быть такая атмосфера, чтобы каждое утро ребенок туда бежал с удовольствием, потому что мы, к сожалению, знаем, что иногда дети боятся идти в школу. И учитель-профессионал должен сделать так, чтобы ребенок не боялся школы, педагогов, не боялся задавать вопросы, а после школы бежал домой не потому, что в школе плохо, а чтобы рассказать, какие у него замечательные друзья и учителя. Возвращаться в школу дети смогут во второй половине дня: там теперь много бесплатных кружков и секций. Я считаю, что мы должны шире развивать систему таких бесплатных кружков и секций.

Каковы, на ваш взгляд, основные задачи, стоящие перед современным директором школы? Может ли он решить их все самостоятельно, а если должен «опереться», то на кого?

– Как руководителю учреждения ему приходится решать самостоятельно. Но мы должны ему помочь, потому что современный директор должен быть и методистом, и хозяйственником, и разбираться в финансово-экономических процессах, поскольку большинство школ перешли на финансовую самостоятельность. Правда, процесс приостановился по понятным причинам: средства на текущий ремонт, капитальный ремонт мы не передаем школам в полном объеме, а централизуем. Директорам в работе помогают окружные службы, городской педуниверситет, но с прошлого года мы начали развивать форму, когда опытные директора берут под свое крыло молодых директоров. Есть вещи, которые практику может рассказать только практик. Есть вещи, которые директор поймет только после прихода на работу, и помочь ему может опять-таки только практик.

Ольга Николаевна, сегодня много говорят о проблемах инвалидов. В Москве даже объявлен Год равных возможностей. Но почему же наши школы совершенно не приспособлены для колясочников? Если воспитывать детей раздельно, наши сограждане так и будут шарахаться от людей, которые выглядят по-другому!

– Я разделяю точку зрения, что мы должны учить в общих образовательных школах разных детей. У нас всегда в школах училось множество детей-инвалидов, но это были дети, у которых есть скрытые заболевания, и иногда одноклассники об этом даже не знали. Когда мы говорим о современной инклюзии, мы говорим о колясочниках, о детях с затруднениями передвижения. Московские школы ушли далеко вперед по работе с детьми-инвалидами. Мы создали школу, которая занимается с ними дистантно. Есть дети, которые не могут получить общее образование, но мы им даем возможности дополнительного образования. В прошлом году мы даже начали программу «Виртуальные каникулы» для детей, которые не выходят из дома. Увидели, что это востребовано, в этом году мы будем развивать эту форму достаточно активно. Многие школы не приспособлены полностью для инвалидов. Но у нас есть и школы довоенной постройки, когда инвалидов никто не замечал, о них молчали. В последние годы московское правительство много сделало для того, чтобы инвалид вышел из дома. Конечно, в идеале каждое учреждение должно быть приспособлено, но это нужно делать не только материально, к этому должны быть подготовлены и педагоги. Есть около 500 учреждений, которые могут предоставить детям-инвалидам как дошкольное, так и школьное образование. Мы поставили задачу в 2-3 года сделать шаговую доступность образования к месту проживания семьи. Поэтому уже сегодня родители, которые хотят, чтобы их ребенок учился, могут зайти на сайт, где есть список таких учреждений. Сейчас есть современные технические возможности, например ступенькоходы, которые позволяют поднять ребенка на любой этаж. Когда мы 12 июня проводили День России, у нас у Московского городского дома творчества стояли такие ступенькоходы (у нас на празднике было много инвалидов, и они могли проехать в любое место, которое считали нужным). И если у родителей есть желание дать именно общее образование (а иногда специальное образование бывает лучше, есть сеть специальных учреждений, как городская, так и загородная), то мы стараемся предоставить родителям такую возможность. Следующий серьезный шаг для Москвы – в мае был одобрен закон об образовании лиц с задержками развития. И в этом законе мы дали родителям право выбора и рассмотрели возможности, которые должна предоставить исполнительная власть, чтобы это можно было сделать. Надеюсь, в следующем году закон уже будет внесен в городскую Думу. В законе мы закрепляем многое из того, что мы уже делаем, практика идет впереди закона, и предлагаем сделать значительные шаги вперед. К сожалению, не с самого первого дня будут действовать все нормы, но мы думаем, что это будут 2010-2011 годы.

Будет ли дан официальный статус дистанционному образованию? Моя дочь – инвалид. Преподаватели могли бы заниматься с ней по скайпу в Интернете, но юридически оформить такое образование очень сложно. В то же время если мы не ходим в школу больше ста дней в году, нас могут автоматом оставить на второй год. Однако дочь моя занимается самостоятельно и успеваемость у нее даже лучше, чем у других детей в классе.

– Есть официальный статус дистантного образования, потому что в нашей системе созданы официальные учреждения, которые занимаются с детьми-инвалидами по дистантной форме. В каждом районе есть школы надомного обучения. Это конкретный вопрос, и я не вижу сложностей для его разрешения.

Ольга Николаевна, как вы представляете будущее образования? Предлагаю не ходить в школу, а учиться и сдавать экзамены в Сети! Ольга Николаевна, сегодня ведется много споров о ЕГЭ, и нам тоже не удастся избежать этой темы.

– Школа – особая общность. Если мы хотим получить сумму знаний, это уже не школа, это другое. Школа еще и воспитывает, дает возможность для проведения свободного времени. Если мы полностью уйдем в Сеть, то мы будем не люди, а те, кто в Сети живет. Я считаю, что будущее школы не в этом и не в свободном посещении, а в том, чтобы туда как можно быстрее приходили новые информационные технологии, ведь Интернет – не цель, а современное средство достижения цели. Если прийти на последние звонки, там море слез, и плачут не только те, кто учился хорошо и отлично, но и те, кто учился не очень хорошо. Я в недавнем прошлом классный руководитель, я поддерживаю отношения с детьми и знаю, что чем больше лет проходит, тем чаще они приходят в школу, звонят, встречаются, приглашают.

Приветствую, Ольга Николаевна! У меня к вам два вопроса. У ЕГЭ есть преимущества и недостатки, но приказано с ним жить. По вашим ощущениям, ЕГЭ – это навсегда? И второй вопрос: как кризис повлиял на планы избавиться от очередей в дошкольные учреждения? Не думает ли департамент о новых формах присмотра за ребятишками: не в детских садах, а в семьях, чтобы ухаживающие за своими и чужими детьми родители или няни получали необходимые лицензии и могли иметь официальную зарплату?

– В прошлом году на сайте Департамента образования была страничка, где я отвечала на вопросы родителей, проводила интернет-конференцию по ЕГЭ с выпускниками 11-х классов… Я не сторонница того, чтобы происходили шараханья в стороны. ЕГЭ уже используется много лет, какие-то регионы «живут» в нем полностью, Москва теперь тоже вошла в этот процесс. Если отменить ЕГЭ и вернуться к чему-нибудь другому, будут противники любых других форм. Основная беда – мы попытались соединить две вещи: выпускной и вступительный экзамены. Ректоры в один голос сказали, что хорошо, что к ним поступают по ЕГЭ, хотя, безусловно, есть вопросы, обсуждаются проблемы поступления олимпиадников, детей, имеющих льготы, но это все темы обсуждаемые. Мне кажется, родители детей, поступавших в вузы, создавали истеричную атмосферу, потому что многое им было непонятно. И надо сделать для родителей более прозрачной эту процедуру. У нас ЕГЭ – это еще и итоговая аттестация. И вот здесь есть социальная составляющая. Я, как мать, не могу представить, что ребенок, 11 лет проучившийся в школе, допущенный к экзаменам, сдает экзамен на «2»… Когда по биологии-химии-физике мы говорим, что «столько-то не преодолели порог» – это не «2», это порог для поступления в вуз. А вот по русскому языку и математике – двойная задача, и я считаю, что там должны быть другие рубежи. Это катастрофа, если ребенок не оканчивает школу. В этом году с детьми, которые не получили аттестат и получили справку, проведена работа: они пойдут или в вечерние школы, или в колледжи, где пройдут сокращенную программу обучения. В столице много разных новшеств. У нас уже в течение года в Москве работают семейные детские сады, причем они растут как грибы. В экспериментальном режиме мы начали создавать их 1,5 года назад. Для этого достаточно либо иметь своих троих детей дошкольного возраста, либо двоих своих и одного соседского. Мама оформляется на работу в детсад, потому что семейный детсад – это подразделение детсада. И не только мама формально получает зарплату, но и ребенок считается посещающим детсад. Мам обучают дистантно, на курсах, я уже не раз слышала от них благодарности. В детсаду есть бассейн, и мама с детьми может приходить и пользоваться этими услугами, участвовать в праздниках на общих основаниях. Этих садов у нас много, и мы решаем социальную задачу: у мамы появилась трудовая книжка. Если, например, у мамы нет высшего психолого-педагогического образования, ей можно дистантно получить специальность психолога, оказывать психологические консультации, при этом не надо работать полный день. Если это первое образование, оно дается бесплатно, если второе – то платно. И есть мамы, которые поступили к нам получить образование. Для создания такого сада нужно обратиться в муниципальное учреждение образования. У нас даже возникали ситуации, когда мы создали для москвичей недалеко от Москвы семейные сады.

Как вы относитесь к идее сделать литературу необязательным предметом и отменить письменный экзамен по ней (сочинение)? Тесты ЕГЭ – абсолютно неадекватная замена сочинению. Так у нас дети совсем отучатся писать и говорить по-русски!

– Я полностью согласна. Более того, мы будем на августовском московском городском педсовете обсуждать эту тему, говорить о том, как дети будут писать сочинения. Но это будет не как раньше. Уже многое было упущено, нам необходима литература как предмет, воспитывающий гражданственность, патриотизм, понимание жизни, отношение к жизни. Нужно провести серию акций, объединить литературу с историей, потому что через год пройдет красной линией подготовка к 65-летию Победы, и мы хотим вторую половину года с московскими музеями посвятить сочинениям на военно-патриотические темы. Нам предоставлено право региона, и написание сочинений по плану может быть изменено.

Какие практические шаги будут предприняты по введению в школах факультатива «Основы духовно-нравственного воспитания»? Где будут готовить преподавателей по этому предмету?

– Это «нововведение» уже несколько лет внедряется в школе, и уже два учебных года в школах идет факультатив – «История религий мира». Занятия проводят наши педагоги – за два года 700 педагогов прошли открытые курсы повышения квалификации – чаще всего это преподаватели истории, литературы. Факультатив работает на добровольной основе. Мы считаем, что для Москвы и регионов, которые считаются многонациональными, многоконфессиональными, важно дать основы всех религий, потому что знание помогает пониманию, а конфликты возникают, когда кто-то не знает обычаев народов, их истории, их религии. Факультатив будет продолжен, мы будем продолжать обучение учителей. Он начнется в качестве эксперимента в нескольких субъектах РФ – Москва пока не вошла в список регионов, где будет обязательное обучение по этому предмету. Мы должны идти по пути толерантности, по пути изучения религий мира.

Дочь с мужем находятся в командировке в США, и моя внучка вынуждена посещать американскую школу. Числится там «в гениях»! Особенно успевает в математике, физике, химии. Зачем нам все время ставят в пример западную систему образования, если практика показывает преимущество нашей прежней системы? И вопрос: какие ориентиры ставите вы перед директорами школ? Двигается ли вперед педагогическая наука после «перестройки»?

– На примере московского образования поддерживаю точку зрения, что российское (советское), а если посмотреть глубже, то снова российское образование, в лучшую сторону отличается от западного. У нас это сильный научный цикл, а на Западе – гуманитарный. Я помню, как мои дети-ученики в 10-м классе уехали за границу и сообщали: то, что они учат там в 10-м классе, у нас проходили в 7-м. Но в этих странах более глубоко изучается история страны, мира, в Великобритании – история колоний. Но мы все изучаем шире, потому я согласна с тем, что мы даем очень приличное образование. На базе московского образования созданы и научно-исследовательские институты. Если возьмем стандарты поколения, то в половине групп были московские участники. Если говорим о подготовке будущих учителей – наши университеты готовят и уже имеют очень современную базу. В городской педвуз приятно прийти, у Московского городского педагогического университета отремонтированные здания, есть современные компьютеры, студенты могут заниматься научно-исследовательской деятельностью. В этом плане мы двигаемся, каждый год мы открываем новые направления, чтобы внедрять их через год в школы. Я знаю, что у наших разработчиков регионы покупают «продукт», потому что это интеллектуальный труд.

Несмотря на пенсионный возраст, с удовольствием хожу зимой на лыжах. Научили меня этому еще в школе! А вот мой 12-летний внук кататься на лыжах не умеет. Почему отменили уроки лыж в московских школах?

– Урок лыж никто не отменял. Но еще в начале 90-х, когда народ обнищал, когда ребенок должен был приносить на уроки свои лыжи, потихоньку это занятие ушло. Но по мере того, как ситуация изменялась, да и в некоторых школах был лыжный фонд – особенно в младшей школе, где лыжи простенькие, занятия стали возвращаться. Правительство Москвы уделяет внимание спортивному образованию детей, в прошлом году мы плотно поработали, чтобы спортзалы школ были постоянно задействованы. В рабочие дни 86% спортзалов работают до 21.00. В выходные и воскресные дни ситуация похуже: работают до 20.00. Но мы считаем, что за два года доведем эту цифру до 100%. В этом году мы опять вводим спортивную пятиминутку перед началом занятий. В 8.20 дети должны быть в школе, чтобы сделать зарядку, мы увеличим двигательные паузы, поставим теннисные столы – то, чего не требует особого оснащения. За последние два года мы увеличили количество теннисных столов, они легкие, простые, легко складываются, и их можно убрать. Это важно, потому что мэр Москвы поставил перед нами задачу увеличить число детей, занимающихся спортом до 100%. Это, например, фитнес, ведь ребятам это интересно. Мы учим этому учителей, уже обучили практически 2/3 учителей в московских школах.

Имеют ли право московские школы самостоятельно определять программу обучения по истории, литературе и русскому языку? Если да, правильно ли это? Если нет, почему в школах используются различные учебники по этим предметам?

– Школа сама определяет программы и учебники, но выбираются они из перечня и списка, утвержденных Минобрнауки РФ. Если мы посмотрим, у нас много авторов не только по этим предметам, но и по математике – я сама математик. Но учитель, если собирается учить по какой-то методике, должен пройти курсы обучения применению этой методики. Затем весной в школу приходит перечень учебников, утвержденных нами, школа сама заказывает, какие и сколько им надо, и к учебному году их привозят.

Вот сейчас все агитируют за рабочие профессии, а заводы закрываются. Где же будут работать выпускники профессионально-технических колледжей?

– В целом мы примерно со 2-го полугодия этого года собираемся сделать так, чтобы колледжи работали со своими работодателями. С теми, кто не будет получать высшее образование, была проведена определенная разъяснительная работа. У нас потребность в рабочих кадрах больше, чем число безработных. Другое дело, что запросы молодежи по зарплате значительно выше, чем в среднем по Москве, из-за этого они не могут найти работу, место, которое могут занять. И здесь мы очень предметно, пофамильно работаем с каждым колледжем и с каждым выпускником. Это уже квалифицированные специалисты, и поэтому предприятие с удовольствием берет их к себе в отличие от тех людей, которые заявились как безработные, но им надо менять профессию. А если мы возьмем комплексы городского хозяйства: Мосводоканал, Мосгортранс, Мослифт, то некоторые из них (например, Мослифт) продолжают платить стипендию тем, кто ушел в армию, они за них держатся. А у тех, кто по-другому относится к выпускникам колледжей, нехватка квалифицированных кадров.

Ольга Николаевна, спасибо, что нашли время ответить на вопросы посетителей сайта. Поздравляю вас с наступающим учебным годом, желаю творческих успехов, талантливых педагогов и любопытных учеников! А у вас есть возможность поздравить через наш портал всех учеников, их родителей и, конечно, педагогов…

Я хочу всех москвичей поздравить с наступающим новым учебным годом. Педагоги говорят, что у нас два Новых года. Почему всех москвичей? Потому что нет семьи, которая не имеет к этому отношения. Не наши дети – так дети родственников идут в школы. Детям желаю, чтобы они приобрели в этом году новые знания, в какой бы класс они ни пришли учиться. А тем, кто покидает школу – чтобы слезы жалости были у них на глазах. Хочу пожелать педагогам, чтобы не пропадал их творческий запал, чтобы они всю жизнь учились, потому что настоящим учителем можно быть, только всю жизнь оставаясь учеником. Хочу пожелать родителям, чтобы они шли в школу, работали с учителями, смотрели, что можно изменить. Потому что школа будет работать только, когда есть все три эти составляющие. А мне бы хотелось, чтобы от родителей мне приходило в почту больше не жалоб, а предложений, размышлений о воспитании, обучении, образовании. Думаю, что это пойдет только на пользу московскому образованию.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте