Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Олег КОРОЛЕВ, глава администрации Липецкой области: Чему учить, решать профессионалам. Дело власти – подставить плечо

Учительская газета, №34 от 23 августа 2016. Читать номер
Автор:

​В этом году у Олега КОРОЛЕВА «губернаторское совершеннолетие»: ровно 18 лет возглавляет он администрацию Липецкой области. Земляки Олега Петровича уважают. За открытость и демократичность, за то, что помнит вкус простого хлеба, за то, что он один из них – пятый среди шестерых детей обычной сельской семьи.

И коллеги уважают: зная о том, что происходит в каждой отдельной отрасли – в  промышленности и сельском хозяйстве, в образовании и медицине, он умеет подняться над схваткой и увидеть не разрозненные фрагменты дня сегодняшнего, но целостную картину, имя которой – «завтра».Известно, и Олег Петрович этого не скрывает, что к школе у него отношение особое. Потому, наверное, что школа в его представлении тоже принадлежит не столько настоящему, сколько будущему, она его краеугольный камень, и именно потому внимания ей требуется не меньше, если не больше, чем металлургии или машиностроению. – Олег Петрович, осталось чуть больше недели, и начнется новый учебный год…- И я поздравляю всех педагогов России с этим замечательным праздником – Днем знаний. Пусть будут здоровы и благополучны. Учителей же Липецкой области надеюсь приветствовать лично на областной августовской конференции, которую из года в год стараюсь не пропускать.- В последнее время все чаще раздаются голоса, что стране не нужно столько учителей…- А кто нужен стране? Продавцы и менеджеры? Не я придумал, что среднестатистическому человеку, где бы он ни жил, по-настоящему необходимы лишь врач, полицейский и учитель. Со всеми остальными задачами он теоретически вполне может справиться сам. Признав эту аксиому, власть должна сделать все, чтобы обеспечить общество хорошими врачами, педагогами и полицейскими. В противном случае мы проиграем.Я рос в то время, когда авторитет учителя был недосягаем. Для меня, во всяком случае, он был непоколебим. И еще неизвестно, кого я чаще вспоминаю – старшую сестру, тетку или свою первую учительницу Прасковью Петровну Клокову  и Лидию Филипповну Корнееву, классного руководителя, которые,  так же как и родители, воспитывали меня,  не боясь брать на себя ответственность за мое будущее. Перед директором школы Григорием Антоновичем Будариным мы трепетали –  он был очень строгий. Но когда он шел по улице, все село кланялось ему вслед. – Сегодня такую картину уже сложно себе представить.- К сожалению, да. Время изменилось, мы живем совсем в другой стране, иным стало общество, значит, необходимо меняться и учителю. В прошлом году к нам приезжала вице-премьер Правительства Российской Федерации Ольга Юрьевна Голодец. Побывала она  на областной августовской педагогической конференции, где была поставлена задача качественного пересмотра всей системы подготовки учителей.Мы договорились, что на базе нашего педагогического университета создаем пилотный проект, используя для этого разнообразные ресурсы. Если понадобится, будем приглашать специалистов не только российского масштаба, но и международного уровня. Главное сейчас – разработать опережающие время программы подготовки учителя. Конечно, определить их содержание – задача специалистов, дело власти – подставить плечо.Меня особенно порадовало, что наши мысли звучат в унисон со  словами Президента России Владимира Владимировича Путина, который, выступая  на Государственном совете, где обсуждались проблемы образования, говорил о необходимости совершенствования программ подготовки и повышения квалификации учителей и о той всесторонней помощи и поддержке, которую власть должна оказать ученым и практикам.- Олег Петрович, каким же, на ваш взгляд, должен быть выпускник современного педагогического университета? – Человеком-примером, тут-то как раз ничего не изменилось: так было всегда, так будет и впредь. Осознающим свою ответственность и за обучение ребенка тем или иным наукам, и за его воспитание, что, может быть, даже важнее. Но учителю сегодня тяжело, это надо понимать. Запросы учеников и родителей стремительно растут. Нужны новые методы, подходы к продвинутым детям и взыскательным взрослым. Справляться с этими вызовами должен научить в том числе и вуз, где студент получает не только теоретическую подготовку, но и практические навыки работы в новых условиях, с новыми детьми и новыми родителями.- Не так давно вы говорили о своей мечте – создать в Липецкой области собственный центр по работе с одаренными детьми по образу и подобию Царскосельского лицея.- Никогда не отказываюсь ни от своих слов, ни от идей. В Липецкой области будут открыты не один, а целых два таких Царскосельских лицея, где мы надеемся возродить те заповедные традиции, в которых воспитывались Александр Сергеевич Пушкин и его друзья, составившие честь и славу императорской России. Один из таких центров, работающих по методикам федерального центра для одаренных детей «Сириус» в Сочи, планируем открыть уже осенью этого года. И первыми приедут на двухнедельное погружение в науку юные физики и математики нашей области.- А для чего нужны две подобные школы? – Чтобы создать систему работы с одаренными детьми,  должны быть и конкуренция, и палитра мнений, и разные подходы. Одна школа – это плохо. Конкуренции нет. Умрешь от самовлюбленности. Две – это минимум. Необходимо выработать методику, очень непростую, но ее сама жизнь подскажет. Вопросов пока миллион. Но они решатся, когда преобразуются в четко продуманную и испытанную систему. – Вы сами какой эту систему видите?- Толкач муку покажет…- Воспитать одаренного человека – это полдела, но вот как удержать его? Сегодня вы вложите в него максимум сил и средств, а завтра он умчится покорять Москву или Питер – и поминай как звали!- Дай бог, чтобы молодые люди уезжали учиться и в столицы, и за рубеж, хорошие университеты ведь по всему земному шару разбросаны. А дальше это уже вопрос случая и нашей собственной расторопности. В прошлом году я лично поехал к выпускникам Воронежского государственного медицинского университета и объявил им, что те, кто приедет к нам работать врачами в сельскую местность, сразу получат 200000 рублей подъемных. Тем, кто выберет город, выделим 150000 рублей. Также гарантируем предоставление служебного жилья, которое позже можно будет приватизировать. Наряду с региональными программами поддержки молодых учителей, врачей и всех тех специалистов, которые нужны области, у работодателей – Новолипецкого металлургического комбината и других крупных заводов – существуют собственные схемы по привлечению и поддержке кадров.- И многие откликнулись на ваш призыв?- Многие! У власти Липецкой области и перед молодыми специалистами, и перед профессионалами высокого класса совесть чиста: по количеству новых высокооплачиваемых рабочих мест мы являемся одной из лидирующих областей России. Создаем их за счет открытия новых предприятий, развития инвестиционных процессов, особых экономических зон  и производства в целом. – А кризис рабочих кадров Липецкую область не беспокоит?- Скажу без ложной скромности: наш регион невероятно работящий и трудолюбивый. Здесь пашут землю и сеют зерно, льют металл и строят. И рабочие руки нужны всегда. Важно, что к человеку труда у нас всегда относились с особым уважением. Я сам, как говорится, от сохи, потому знаю, о чем говорю. Мы первыми в распавшемся СССР возродили Доску почета, в то время как везде их демонтировали, признав рудиментом ушедшей эпохи. Да, над нами тогда посмеивались, меня критиковали, обвиняя в непростительной слабости к советскому прошлому, предрекали, что доску эту в первый же день забросают тухлыми яйцами. И что мы видим? За 20 лет, что стоит она в центре Липецка, никто ее ни краской не облил, ни даже цветочка с близлежащих клумб не сорвал.  Открытие Доски почета, которое мы ежегодно проводим в майские праздники, неизменно превращается во всенародное гулянье. И вот теперь по нашему примеру эту традицию возобновили и в других регионах. А все потому, что поняли: Доска почета решает массу социально важных задач. И прежде всего позволяет людям –  рабочим, аграриям, водителям, слесарям, токарям, металлургам, автомеханикам, учителям, врачам, медицинским сестрам – гордиться своим делом, не сомневаться в правильности выбранного пути, работать с еще большим рвением. Также первыми в России мы договорились когда-то с владельцами рекламных щитов, развешанных по городу, что будем помещать на них портреты победителей конкурсов профессионального мастерства.  И липчане увидели не пропаганду пива, водки или дорогой бытовой техники, но открытые, красивые лица людей труда, мастеров высшего класса. Опять-таки первыми в стране мы провели съезд мастеров производственного обучения. Учредили журнал инженерно-технических работников, организовали конкурс инженеров. Так, как говорится, с миру по нитке и создаем общественное мнение, поддерживаем уважение к рабочим профессиям, к тем труженикам, кто не в офисах сидит, а создает что-то своими руками. И результат очевиден: по производительности труда на душу населения мы занимаем  лидирующие позиции не только в России, но и в Европе.  Известны целые рабочие династии, где дети выбирают те же профессии, что и их отцы и деды.- Олег Петрович, вы были в этом году в отпуске?- По давней своей привычке ухожу в отпуск в конце осени. И, как всегда, отдыхаю в России. – Многие же наши соотечественники привыкли отдыхать за границей, но с этим по разным причинам теперь стало сложнее. Самое время, наверное, реанимировать внутренний туризм, в том числе и детский?- Это сейчас один из наших приоритетов. Мы создали туристско-рекреационный кластер, куда вошли жемчужины Липецкой области –  Задонск и Елец. Разработана целая программа внутреннего туризма. Открываются новые современные гостиницы и кемпинги, оборудованные автостоянками, разрабатываются интересные и познавательные маршруты. Вскоре на суд общественности будет вынесен проект по ревитализации – возрождению среды обитания в регионе. А вообще мне обидно, что даже мои ближайшие знакомые, с кем работаю и общаюсь, Турцию и Египет знают лучше, чем  родную область. Они и слыхом не слыхивали о том, что на липецкой земле есть свои водопады, самый высокий из которых 22 метра. Не знают нашей лесостепной станции в Становлянском районе и не представляют, благодаря какой величайшей любви царского генерала она родилась. Не посещали старинных дворянских усадеб, не видели древних курганов и валов, некогда защищавших Русь от набегов из Великой степи. Побывали два раза в Египте и теперь очень расстроены, что вновь туда не попали! А на Валдае вы были? А на Красноярских Столбах? А на могучем Алтае? В красивейшей Карелии? А в одной из величайших европейских столиц – Санкт-Петербурге? Да приезжайте к нам в Елец: встретим и накормим не хуже, чем в Египте!И как было бы замечательно, если бы дети, глядя на родителей, смогли почувствовать вкус к полной и активной жизни, в которой есть не только автомобильные пробки, машины и квартиры, где они заперты, как в тюрьме, не только мерцающий экран смартфонов и паутина Интернета, но берег реки, звездное небо, уха – ее не официантка принесла, а ты сам сварил на костре из рыбы, которую только что поймал. Мне хочется, чтобы ребята узнавали свой край, а через него – свою страну, ощущая себя частью великой исторической целостности. Чтобы имена Бунина, Пришвина, Горького, Толстого,  Семенова-Тян-Шанского, академика Басова, так или иначе связанные с липецкой землей, не были для них пустым звуком. Статфакт      С 2011 года заработная плата педагогических работников Липецкой области возросла:- в школах в 1,8 раза и достигла практически 25 тыс. руб., – в детских садах в 2,3 раза и составила более 21 тыс. руб., – в организациях профессионального образования в 2 раза (около 23 тыс. руб.), – в организациях дополнительного образования в 2,5 раза (более 20 тыс. руб.).


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt