Так случилось, что в школе №825 у октября более сорока лет есть счастливое лицо с «веселым именем – Пушкин». За эти годы традиция пушкинского октября обрела и закрепила за собой глубокие педагогические смыслы, главным из которых является погружение в новый образовательный год с размышлением об Отечестве, а это родительство – корень земли народа, к которому я, и ты, и мы принадлежим по языку, вере, памяти.
«Александр Сергеевич Пушкин – наше все» – как добрый знак, как верный друг в дорогу, в новый школьный год жизни.
Владимир Абрамович Караковский часто сравнивал школу с вечным двигателем, а это предполагает не бег по кругу, а движение вперед.
Каждую следующую осень мы, обращаясь к личности гения, говорим о том, что Пушкин как художник не смог бы состояться без Пушкина-мыслителя. Понятно, что об этом рассуждают выпускники школы, а все начинается с начала.
У первоклассников в этом октябре поэтический хоровод, где в оранжевой гостиной с театральными кулисами и кленовыми люстрами читает, поет, танцует, музицирует каждый участник. Дети погружаются в осень стихами поэтов золотого и Серебряного веков. Они узнают об этом, конечно, позже, а сейчас удивляются, радуются, восхищаются открытием себя и своих одноклассников.
Сегодняшние ученики узнают своих учителей, талантливо читающих и поющих, в образах и цветах осени (Н.В.Григорьева, Е.Ю.Чавлытко).
Вглядитесь в лица детей, такими родители видят их впервые.
В другом пространстве школы, в торжественном актовом зале, пятиклассники и семиклассники примеряют на себя роли реформатора и законотворца графа Михаила Михайловича Сперанского, министра народного просвещения Алексея Кирилловича Разумовского, представляя историю создания Царскосельского лицея пушкинской поры.
Ребята с легкостью выстраивают диалоги, представляясь Горчаковым, Пущиным, Дельвигом, а Саша Пушкин особенно узнаваем. Они не просто произносят текст, они понимают и принимают то, о чем говорят, потому что сверстники тех мальчишек 1811 года.
Особенно трогает то, как ребята демонстрируют высокий стиль в общении друг с другом на «вы»: не театрально, а с нескрываемым удовольствием и достоинством. Девочки в зале в восхищении!
Ловлю себя на мысли, что горжусь коллегами. Теперь уже их педагогический гений вершит это чудо русской речи и радостного самовыражения моих двенадцатилетних соотечественников (Н.Б.Русанова, Л.Р.Готлиб, Н.В.Маслова, В.В.Зеленова, А.О.Усова). Как и прежде, с приветствием и напутствием обращается к лицеистам и всем участникам праздника директор школы Юрий Геннадиевич Шелухин.
И как когда-то Александр Петрович Куницын, Юрий Геннадиевич говорит о высоком примере служения Отечеству этих, пока еще юных, граждан России XIX века, столь примерных и значимых в делах своих для страны нашей.
А еще о том, что школа имени Владимира Абрамовича Караковского, имея таких педагогов и учеников, останется в истории как колыбель разума, добра и гражданского служения.
И обязательно, почувствовав вдохновение, кто-то вновь произнесет пушкинские строки:
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
Пушкинский октябрь позволяет всем нам через собственные переживания стать ближе к живой человеческой истории.
Татьяна ШАХОВА, педагог-организатор школы №825 имени В.А.Караковского
Комментарии