Не зря говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. С таким оборудованием, как цифровой микроскоп, ребенок сам получит наглядный ответ на вопросы: почему так важно мыть руки перед едой, из-за чего колется крапива и почему трава зеленая.
Первое знакомство с цифровым микроскопом прошло удивительно. Ребятам настолько понравилось смотреть в микроскоп, что восхищению на их лицах не было предела. Самое интересное, что на самом деле дети смотрят не в микроскоп, а на экран компьютера, к которому микроскоп подключен. Поэтому смотреть можно не по одному, не по очереди, а всем вместе. Таким образом удивительная радость открытия становится общей радостью.
Работа с цифровым микроскопом у нас идет на уроках окружающего мира, в проектной и в клубной деятельности. Рассматривать можно самые разные и на первый взгляд хорошо известные вещи. Например, при изучении темы «Вода и ее свойства» можно рассмотреть в микроскоп капельки воды. При изучении темы «Удивительный мир растений» благодаря использованию микроскопа можно ближе познакомиться со строением листа, при увеличении в 200 раз цифровой микроскоп позволяет увидеть даже клеточное строение некоторых листьев, например листьев традесканции. Изучая тему «Кто такие птицы», мы с ребятами рассматривали перья птиц. Дети с удовольствием сами собирают коллекцию перьев, с которой можно будет поработать на уроке. Занимаясь сбором, они привыкают быть наблюдательными, а рассматривая «добычу» под микроскопом, получают первый опыт выделения существенных признаков и классификации.
Сегодня наличие достаточного числа персональных компьютеров позволяет индивидуализировать образовательный процесс. Но отдельные виды деятельности, среди которых и работа с цифровым микроскопом, будут гораздо эффективнее при работе в паре или в группе.
Каждая группа получает задание, в ходе изучения объекта фотографирует свои наблюдения или записывает на видео (функция видеосъемки также имеется в цифровом микроскопе, это позволяет наблюдать с увеличением, например, за некоторыми насекомыми). После этого группа сообщает о своих наблюдениях, анализирует, делает выводы, дети делятся своими эмоциональными впечатлениями. В начальной школе это очень важно, успех и комфортное эмоциональное состояние дают ребенку возможность успешно продвигаться в учебе.
При изучении темы «Строение листа» я рассказала ребятам об устьицах на листочках и трубочках-сосудах в стебельке растения. Термины достаточно сложные. Из опыта работы с предыдущим классом мне хорошо запомнился этот урок. Тогда у нас не было микроскопов и ребятам трудно было запомнить все эти термины. Теперь мы не просто изучили термины, но и рассмотрели эти объекты: и трубочки-сосуды, и устьица. На следующем уроке при проверке домашнего задания я спросила о том, что нового они узнали на прошлом занятии. Ребятам даже не пришлось открыть учебник – практически весь класс поднял руки, чтобы ответить на мой вопрос.
Микроскопический мир – целая неизведанная вселенная. Знание о ней не только будит воображение и раздвигает границы знакомого ребенку мира, но и развивает в нем навыки научного подхода и системности в усвоении новой информации.
Комментарии