Попробуйте провести эксперимент: закройтесь на все выходные дома и никуда не выходите. Даже в магазин. В эти два законных дня отдыха вашими спутниками станут телевизор, по которому чаще показывают бестолковые передачи и реалити-шоу, книги, от которых к концу дня начнет болеть голова, может быть, видеофильмы и вид из окна. В общем, к концу эксперимента у вас будет болеть голова, а настроение – на нуле. К понедельнику вы поймете, что, несмотря на все неприятности и синяки трудовых будней, только так и проходит настоящая жизнь. Взаперти кажется, что драгоценное время, отпущенное нам на этой земле, проходит впустую и смысла в таком существовании нет. А теперь представьте, что чувствуют дети, чьи физические возможности ограниченны, чья жизнь буквально проходит в четырех стенах. К радости ребят, прошлым летом начала работу школа дистанционной поддержки образования детей-инвалидов и детей, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья, а в просторечии i-Школа (www.home-edu.ru), которая открыла им окно не только в мир, но и в настоящую жизнь.
Точки над i
i-Школа открыта в рамках проекта «Развитие образовательной информационной среды для детей-инвалидов», который реализует московский Департамент образования. Основная работа по проекту легла на хрупкие плечи директора Центра информационных технологий и учебного оборудования Елены Булин-Соколовой и руководителя виртуального образовательного учреждения Ирины Шпитальской.
Сейчас в i-Школе учатся 1056 москвичей в возрасте от 8 до 18 лет со всех округов города, и в самое ближайшее время виртуальное образовательное учреждение ожидает существенное пополнение. Ученики i-Школы непростые. Это дети с сохранным интеллектом, но с тяжелейшими заболеваниями: ДЦП с разной симптоматикой, онкологией, сложной степенью астмы, хроническими заболеваниями внутренних органов, нарушением зрения и слуха. Понятно, что с такими диагнозами большинство их них находятся на домашнем обучении. Многие в силу своих физических особенностей вообще не выходят из квартир. Или из больниц. Если ребенок здоров, то с ним занимаются учителя надомного обучения, а в i-Школе он получает дополнительные вспомогательные знания по всем предметам.
– Ребенок, находясь на домашнем обучении, многого недополучает, – рассказала методист i-Школы Ирина Семушева. – Приходящий учитель может дать знания по основным предметам, и то в минимизированном виде. Как без примера, только на словах и на бумаге, педагог может продемонстрировать опыты? Эти возможности предоставляет i-Школа. Все эксперименты по химии, физике, геометрии, астрономии, биологии можно делать на компьютере. Некоторые учителя надомного обучения говорят, что в принципе необходимости в их присутствии нет. Если ребенку что-то непонятно, он всегда может послать педагогу письмо, и ответ придет в тот же день.
За тем, как учатся школьники, следят педагоги-кураторы, у каждого из которых в группе по 8-12 ребят. Таким образом, с каждым учеником происходит плотное взаимодействие. Естественно, это звонки, электронная почта и даже выезды на дом. В i-классе, куда записываются дети, все фиксируется: педагог видит, сколько времени ребенок провел над заданием, что нужно доработать, на чем нужно сконцентрировать внимание. Структура виртуального класса позволяет выставлять оценки, но в i-Школе не стремятся ставить оценки. Как говорят педагоги, их главная задача – развитие мотивации у детей, потому что, находясь на домашнем обучении, они порой не понимают, зачем учиться. А в i-Школе они становятся уверенными. И немаловажную роль в этом играет творчество. Некоторые ученики очень активные, записываются сразу в несколько творческих студий, а у кого-то нет мотивации, поэтому педагоги помогают им в выборе творчества. Тем более что если что-то разонравится, то в течение года можно легко перейти в другую лабораторию. Учебный план i-Школы построен модульно: ребенок, закончив какой-то кусочек работы, вооружившись минимальными сведениями, может перейти в другую область. Но только на учебе дети не замыкаются. Они активно общаются друг с другом в рамках общешкольного проекта «i да Мы», который призван сплотить ребят, чтобы они понимали, что не одиноки, а являются частичкой большой семьи i-Школы. На этой интернет-странице каждый может рассказать о себе, о своих увлечениях, достижениях и успехах.
– С i-Школой у ребят появилось новое окошко в жизнь. Они поняли, что, несмотря на свои недостатки, что-то значат, что-то могут и умеют, – поделилась Ирина Семушева. – Получив доступ в интернет, у них расширился круг интересов. У многих ребят с трудностями в обучении – с задержками в развитии, гиперактивностью, которые не смогли бы реализовать себя в коллективе, появляются новые интересы. Кроме того, мы стремимся, чтобы занятия способствовали профориентации. В i-Школе есть спецкурсы – интернет-журнал, где ребята пишут статьи, есть курс цифрового видео, который знакомит учеников с основами фотографирования. Здесь упор идет на то, что веб-камера может стать частью жизни: с ее помощью можно делать прекрасные фотографии, заниматься дизайном. Также ребята получают начальные сведения об операторской работе – планы, наезды, цифровая обработка, монтаж. Есть курс мультипликации, где каждый может почувствовать себя членом съемочной группы – декоратором, кукловодом, аниматором, художником. Нередко детские увлечения перерастают в профессию.
Виртуальное образовательное учреждение сотрудничает с Московским государственным психолого-педагогическим университетом (МГППУ) (на данный момент там очно учатся 2 выпускника i-Школы), Социально-педагогическим колледжем МГППУ (очно обучаются 8 человек), колледжем МЭСИ (дистанционно обучаются 19 детей) и Московским техническим колледжем (планируется создание групп для детей-инвалидов по очно-заочной форме обучения после 11-го класса). Бывший ученик i-Школы Сергей Ларчуженков, год позанимавшись на курсе «Живая кисть», поступил в профессиональный лицей анимационной кинематографии № 333 на художника-мультипликтора. То есть мальчик не просто увлекся, а нашел себя в этом мире. Еще одна выпускница виртуальной школы Даша Константинова тоже поступила в социально-педагогический колледж МГППУ на факультет издательского дела. В школе она научилась создавать графические объекты и решила связать свою жизнь с этим. Всем выпускникам i-Школы, поступившим в перечисленные учебные заведения, в дальнейшее бесплатное пользование оставляется дорогостоящая техника: компьютер Apple i-booke системы Макинтош (маленький, легкий ноутбук работает не хуже мощного и громоздкого ПК), планшетный сканер, веб-камера, принтер, цифровой микроскоп для естественных предметов. Помимо этого, еще бесплатный доступ в интернет и постоянное техническое обслуживание. К сожалению, те, кто после окончания школы по каким-либо причинам не продолжает обучения, техники лишаются. По мнению Ирины Анатольевны, это не совсем справедливо. Здесь необходим индивидуальный подход, поэтому этот вопрос требует решения.
Муха по полю пошла
В этом году в i-Школе случилась неожиданная радость. Но не будем забегать вперед, расскажем все по порядку.
Летом некоторые школьники, в основном колясочники, которые самостоятельно передвигаться не могут, остались в городе. Чтобы как-то скрасить их досуг, Ирина Семушева и преподаватель курса «Натурная мультипликация» Надежда Горбунова придумали для ребят занятие: сделать мультик по мотивам произведения Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха». Ребята все сделали сами: написали сценарий и музыку, смастерили кукол из бисера, сами были кукловодами, операторами, режиссерами, звукорежиссерами, художниками-оформителями. На выставке научно-технического творчества молодежи, которая состоялась в июле этого года, работу учеников i-Школы оценили и рекомендовали на Всемирную выставку «Экспо-наука 2005» в Чили.
– Не знаю, насколько мы сможем доехать до Чили с нашими проблемами, но то, что нас отметили, приятно, – рассказала Ирина Анатольевна.
Единственное, куда пока добираются школьники, это на экскурсии, в Подмосковье в выездные лагеря и на фестивали. Увы, эти поездки доступны не всем детям: особенно тяжелым все равно приходится сидеть дома. Правда, для них педагоги все снимают на камеру. Так, одна из учениц, когда получила диск с экскурсии на колокольню Храма Христа Спасителя, сказала, что словно сама там побывала. Для тех, кто имеет возможность посещать очные встречи i-Школы, это такой заряд, такая поддержка, что и описать сложно. Это можно только увидеть в детских глазах.
На пятерку
Пять лет назад в семье Ханиных случилось несчастье: старшая дочь перенесла тяжелейшую операцию по удалению злокачественной опухоли мозга. Сейчас одиннадцатиклассница Аня Ханина учится в 775-й московской школе по индивидуальной программе. Педагоги специально назначают девочке время, когда она может прийти на уроки в образовательное учреждение. На такой форме обучения настояла мама Ани, которая считает, что ребенок не должен сидеть в четырех стенах, и, если есть возможность, выходить из дома. Кроме того, девочка занимается и в i-Школе, которая ей сильно помогает. Так, благодаря виртуальным урокам учителя химии Михаила Викторовича Дорофеева Аня серьезно «подтянулась» по химии. Если раньше у нее чуть ли не двойка выходила, сейчас она знает предмет на заслуженную твердую пятерку. Помогла i-Школа и по географии.
– Когда в 9-м классе по географии мне задали писать реферат «Германия – лидер Евросоюза», я не знала, где искать литературу по этой теме, – рассказала Аня. – Сидеть в библиотеках у меня нет возможности, у учителя литературы тоже не оказалось. Я провела пару часов в интернете и нашла всю необходимую информацию, диаграммы, таблицы.
Еще школьница увлекается биологией. Этим летом Аня со своей младшей сестрой даже сделали проект: на даче насобирали жуков и давай их изучать. Благо под рукой всегда стоит цифровой микроскоп, через который можно рассмотреть все что угодно. Даже строение волоса. Учитель биологии из обычной школы снабдила Аню всем необходимым оборудованием, чтобы ей было удобнее заниматься.
Примерная ученица тоже в долгу не остается. Недавно в 775-ю школу поставили новую технику, а так как девочка с компьютером на «ты», то всегда готова прийти на помощь учителям информатики. Однако связывать свою жизнь с компьютерами Аня пока не собирается. У нее неплохо идет математика, поэтому дальнейшее обучение она хочет связать с этим предметом. Может быть, пойдет учиться на экономиста, а может, на бухгалтера. Правда, в какой вуз и по какой форме, очной или дистанционной, пока еще не решили. Мама, конечно, настаивает на очной форме обучения. Не хочет лишать дочь студенчества. Аня маму поддерживает. Считает, что отставать от жизни не стоит. Ей уже хочется встать на ноги. Тем более что у нее есть крепкий тыл – любящие родители и i-Школа. Только при таком симбиозе – любовь и хорошее образование – ребенок с ограниченными возможностями может ощущать себя вполне полноценным человеком.
Фото автора
Комментарии