search
main
0

Окно в будущее. Вдохновения хватит на всех

​Детско-взрослая академия имени В.А.Жегалина «Окно в будущее» – уникальный проект, существующий уже 20 лет на базе обычной московской школы №1811 в Восточном Измайлове. Как все серьезные дела, он возник из ситуации дефицита. Отсутствие продуктивного взаимодействия между ключевыми фигурами, на которых держится образование, к концу ХХ века стало очевидным для всех. Учителя учили, ученики посещали уроки, программа досконально прорабатывалась и дополнялась, чтобы соответствовать требованиям высшей школы, но при этом участники процесса утрачивали цель. Что должно произойти с учеником в результате того, что он 11 лет ходит в школу? Какими способами интеграции в современное общество он овладевает и какое отношение к этому имеет академическая успеваемость? Чему, а главное, зачем учитель учит ребят?

Ответом на острые вопросы стало бурное развитие инновационной педагогики. Конечно, никто из педагогов-новаторов не ставил перед собой задачу создать универсальную систему, подходящую для всех школ и всех детей. Речь шла, скорее, о методической полифонии, – поиске, реализации и оптимизации целого ряда образовательных систем. И если в самом начале, в далеком 2006 году Детско-взрослая академия могла считаться лишь одним из многих смелых экспериментов, сейчас, два десятилетия спустя, смело можно говорить об академии как о самостоятельном методе, жизнеспособном и воспроизводимом при соблюдении заданных условий.Идея ДВА принадлежит В.А.Жегалину (физик-экспериментатор новосибирского Академгородка, учитель-экспериментатор АПН СССР). Владимир Александрович предложил создать детско-взрослое образовательное общество, осуществляющее реальный совместный шаг в будущее. Практическую направленность образования он видел не в том, чтобы обучать детей прагматическим умениям – штопать носки или водить автомобиль, – а в том, чтобы учить занимать различные позиции в общественной деятельности. Но для того, чтобы занять именно позицию, а не «кресло», нужно уметь содержательно взаимодействовать с другими. Необходимо понимание. Но как можно научить понимать?В школьной программе работа с пониманием обычно сводится к алгоритму действий с текстом: «прочитай, перескажи, ответь на вопросы». С его помощью можно восстановить содержание текста, но не смысл. Понять, зачем нужен тот или иной текст, из чего состоит, какие культурные представления включает в себя, какие ассоциации вызывает и куда ведет, – такая задача перед ребенком не ставится. Механическое запоминание и воспроизведение исчерпывает себя в тот момент, когда от школьника требуется выйти за рамки алгоритма и приступить к самостоятельному исследованию. Ребенок, считавшийся прилежным учеником, теряет не только баллы, но и почву под ногами… а вузы сетуют на низкое качество знаний абитуриентов. И это лишь «надводная» часть айсберга. Не понимая смысла текстов, человек не может самоопределяться ни в родной, ни в мировой культуре, ни в политике, ни в экономике, ни в социальной жизни. Он не в состоянии оценивать и анализировать процессы, происходящие вокруг, и, даже будучи эрудированным и профессионально подкованным, вынужден оставаться пассивным «винтиком» внутри чуждых и непонятных ему систем.«Ясно, – скажет читатель, – ваша ДВА годится для старшеклассников, а как быть с остальными?» Практика показывает: бессмысленно ожидать внезапного интеллектуального скачка в старших классах. Работу с пониманием следует начинать намного раньше. И первое, что здесь требуется, – педагогическая смелость. Ведь «академики» работают с оригинальными материалами. Дать ребенку 9-12 лет подлинный, а не адаптированный текст сказки или мифа – все равно что позволить ему взять в руки настоящие слесарные инструменты или кухонный нож и спички, разрешив самостоятельно приготовить обед. Взрослые привыкли тренировать навыки деятельности детей на игрушках, так безопаснее. Но пластмассовым молотком гвоздь не забьешь, и салат из плюшевой редиски не получится. Зато стоит ребятам разрешить делать что-то настоящее, как их мотивация взлетает до небес. Разумеется, тексты для работы подбираются опытными экспертами. Но на данный момент в послужном списке юных «академиков» – изучение библейских стихов, сравнение дионисийского и аполлонического начал в искусстве, исследование фильмов Чарли Чаплина, Феллини и Норштейна.Самые обычные дети из районной школы, те самые, которые после уроков зависают ВКонтакте, а на переменах не расстаются со своими гаджетами, спорят об апориях Зенона. В чем секрет? В смене ролей. Из позиции пассивного потребителя информации ребенок переходит в позицию свободного исследователя. А поскольку исследование не может быть алгоритмизировано, позиция учителя тоже претерпевает изменения. Из лектора, диктатора и оценщика он превращается в спутника и сотрудника. Учитель не знает, в каком направлении пойдет мысль ученика, но ее свободу ставит во главу угла. Вместе с ребятами педагогу предстоит пробираться от незнания к знанию, от непонимания к смыслу, через построение гипотез и апробацию разных версий в эксперименте. Организовать такой путь проще всего с помощью технологии ОДИ – оргдеятельностной игры, включающей в себя определенные такты работы, разбивку на группы, рефлексию, подведение промежуточных итогов на пленаре и общих – на конференции, а также наглядную, с помощью доски и маркера, схематизацию всего, что поняли ребята на каждом этапе. Честно скажем, в среднестатистическом педвузе такому не учат, но мест, где можно приобрести навыки игротехника, к счастью, уже немало, было бы желание.Ни для кого не секрет, что хорошая школа с «традициями», словно магнит, притягивает к себе творческих людей. Важнейшей вехой в истории ДВА стало взаимодействие с Евгением Федоровичем Сабуровым, поэтом, ученым, экономистом, общественным деятелем высшего эшелона. Именно он раскрыл огромный образовательный потенциал стихотворных текстов. Евгений Федорович сам присутствовал на ДВА в качестве эксперта, наши выпускники хорошо его помнят. С тех пор с поэтическими текстами «академики» работают постоянно. Еще один важный пласт культурологических текстов – кино. Так же, как и поэзия, кино обладает универсальным языком образов, интуитивно доступных для понимания самых разных людей. Добраться вместе с друзьями до изначального смысла, сформулировать собственное видение, выяснить, чем одно отличается от другого, а потом гордо выступить на конференции, рассказав всем о своем открытии – это же настоящий образовательный квест!Квесты удобнее всего проводить в каникулы, когда переключение из режима «школьник» в режим «вот он, я» дается без усилий. Лучшим форматом оказался выездной лагерь: неделя зимой, две – летом. Лишних людей здесь не бывает, ученики из разных параллелей работают вместе. Ребята и взрослые заново учатся слышать друг друга, доверять, дорожить общими интересами, дружить, помогать. «Академические часы» летят быстро, но дают такой мощный заряд вдохновения, что его хватает на всех. Без преувеличения можно сказать, что ДВАшники – ядро школы. Именно они, вернувшись, задают тон во всех делах.- Представьте себе, – рассказывает Тася, «академик» со стажем, – последний день, кругом аврал, то и дело возникают технические неполадки, и вдруг в этом хаосе появляются… выпускники школы. Так вот, они не пошли в номера раскладывать вещи и отдыхать с дороги, а сразу спросили, чем помочь! Не думаю, что во всех лагерях бывает такая солидарность. Если кто-то плачет, вокруг него сразу собирается толпа народа, все бросаются обнимать и утешать: «Не грусти, все будет хорошо!»Это же здорово, когда тебя так поддерживают! В ДВА все по-честному. В других школах между четвертым и седьмым классом – пропасть, а между седьмым и одиннадцатым вообще миллиард световых лет. Разные параллели, как разные планеты. Ты проводишь год за годом среди равнодушных незнакомцев, и одно это делает школьную жизнь невыносимой. А ДВА объединяет. Люди перестают быть чужими друг другу. ДВА – это огромная теплая семья.Марина ГОРДОН, редактор школьной газеты «Таймер» школы №1811 «Восточное Измайлово»,Андрей ГУБАНОВ, педагог дополнительного образования школы №1811 «Восточное Измайлово»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте