В единой системе воспитания ребенка в школе и дома есть еще одна очень интересная деталь. Ее особенно важно использовать в начале урока. Далеко не все педагоги ею пользуются, а некоторые просто не знают о ней. Речь идет о позитивных психологических якорях. Что это такое? Хочу обратить внимание на нейролингвистическое программирование (HLP).
Каждое радостное или горестное событие оседает в нашем подсознании и остается там навсегда. Наш внутренний «компьютер» тщательно регистрирует при этом все наши эмоциональные состояния. Память может стереть событие, подсознание – никогда. Особенно это касается стрессовых состояний. В глубинах нашего подсознания негативные эмоциональные переживания превращаются в мины замедленного действия. Они могут долго тихо лежать на «дне», ожидая своего часа. Но в любое время, даже через много лет, когда человек напрочь забыл о них, они могут дать о себе знать. Причем самым неожиданным образом. Например, в виде серьезного заболевания.
Вот эти фиксированные, «забытые» состояния и называются психологическими якорями. Так же как события случаются с нами хорошие и плохие, так и якоря остаются после них – позитивные и негативные.
Чаще всего причиной возникновения таких якорей являются окружающие нас люди: близкие и чужие, люди, от которых мы зависим. Каждый из нас носит в себе целый океан разнообразных якорей: добрых и злых, маленьких и больших, очень опасных. Наиболее тяжелые проблемы могут вызвать якоря, поставленные нам в детстве. Школа, которую ребенку никак не миновать, за одиннадцать лет оставляет свой неизгладимый «якорный» след. Какой? Кому как повезет.
Но главными «сеятелями» оказываемся мы – учителя. Тут нас можно разделить на две группы. После одних из нас в детях остается больше теплых, позитивных якорей, после других, как ни прискорбно, больше негативных. И главной мерой нашего «вклада» является отношение детей лично к нам, а также к нашему предмету.
Проблема в том, что все эти процессы происходят в большей степени неосознанно. То, что мы порой делаем с ребенком, не замечая, исправить может только психотерапевт. Многих детей, которых окрестили «трудными» («трудными» их сделали семья и школа), нужно не в милицию водить, а к врачу. И это все якоря.
Если мы принимаем главный постулат, что урок есть взаимодействие и, следовательно, взаимоотношения его участников, то все дело в стиле, в характере отношений. Главным образом отношений учитель – ученик.
Чем выше профессионализм учителя, тем сознательнее он использует теплые, позитивные якоря для выполнения своей педагогической задачи. И если уж он решил применить стрессовый прием по отношению к ребенку (такое тоже случается), то наверняка знает, как он потом выйдет на позитивный финал.
Теплые психологические якоря – это важнейшие детали нашего профессионального «конструктора». Их можно использовать не только в начале урока, чтобы создать теплую эмоциональную атмосферу, но и в процессе и в конце урока. Они могут послужить хорошим цементирующим средством, соединяющим отдельные элементы занятия, позволят создать в классе творческий подъем, мажорное настроение у ребят.
Что может стать таким якорем? Доброе лицо учителя, его приятный голос, шутка, загадка, игровое упражнение, музыка… Можно продолжить перечисление по своему личному вкусу. Ясно одно – начинать урок с упреков, угроз, насмешек, с объявления плохих оценок, с нудного опроса домашнего задания – неблагодарное занятие. Однако к месту будет сказать, что этих вещей надо избегать и в конце урока, и в середине. И лучше этого не делать вообще. Учителю-профессионалу не требуется такого арсенала. Он использует те якоря, которые работают на него, а не против.
Ниже приводится практическая разработка урока, которая в основном построена на использовании таких понятий, как психологические якоря и семантическое поле.
Евгений КОЖАРА, директор педагогического центра «Евгеника»
Комментарии