search
main
0

Оказываем услуги или сеем вечное? Куда плывет наша лодка

При всей актуальности обсуждаемых тем на дискуссионных площадках проблему оценки качества образования можно смело назвать центровой. Так уж получилось, что во время дебатов выступающие не могли обойти многие болевые точки современной школы.

Совершенно очевидно, что качество образования имеет определяющее значение для успешного развития страны. Проблема повышения качества образования неоднократно обсуждалась на пленумах Центрального совета ВПС, региональных, всероссийских и международных конференциях, ставилась во главу угла на научно-практических семинарах различного уровня. И вот – новый виток ее обсуждения….В зале – деловая и вместе с тем непринужденная обстановка. Слово может взять каждый, как было объявлено в самом начале. Приветствуются и краткие деловые реплики с мест.В роли ведущего, или модератора (как называют теперь), выступает Любовь Глебова, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. «У нас не семинар, а диспут», – приглашает всех к обмену мнениями Любовь Николаевна. Правда, ей все-таки приходится делать часто весьма подробные пояснения и уточнения. И первое из них касается пресловутого ЕГЭ. Так уж сложилось, что по его результатам ныне стали оценивать как работу учителя, так и деятельность школы и даже края или области. Мало того, выстраивают по этому показателю различные рейтинги, в которых сравнивают регионы друг с другом.«Мне постоянно приходится бороться с представлением, что синоним оценки качества образования – это ЕГЭ, – посетовала глава Рособрнадзора. – На самом деле государственная итоговая аттестация – это всего лишь одна из многих форм оценивания знаний ученика на определенном этапе образования. И не так она легла в головы в нашем сознании. Если хорошие результаты ЕГЭ, значит, и учитель хороший – это миф. Тем более брать за основу средний показатель все равно что говорить о средней температуре по больнице…»Трудно не согласиться с этими словами. Однако уже сложившиеся мифы развенчивать непросто, как и бороться с устоявшимися стереотипами. И одними призывами не обойтись. Экзаменационные баллы стали мерилом успешной и качественной работы учителя, школы, успешности ученика, потому что другого инструментария попросту не нашлось при переходе на новые рыночные отношения в образовании. Сегодня на наших глазах происходит изменение взаимодействия системы образования с обществом. Глава Рособрнадзора, говоря об этом, особо подчеркнула, что ей приходится произносить такое несимпатичное слово, как «услуга». (Что и говорить, непривычно поначалу слышать его в отношении тех, кого мы еще недавно называли сеятелями разумного, доброго, вечного.)Как точно подметил один из выступавших, в нынешних условиях «цивилизационного разлома», неравномерного перехода общества к новому технологическому укладу установка критериев качества образования – сложная задача. Но считать ее неразрешимой нельзя. Михаил Александрович Вус, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации РАН, представил готовый продукт. Успешно применяются в СПИИРАН современные информационные технологии для социолого-педагогических исследований и оценки качества образования. Кстати, за свои труды в области образования кандидат технических наук дважды был удостоен Премии Правительства России. Михаил Александрович заметил, что очень важно, будут ли пользоваться результатами исследований люди, облеченные властью. Вот, к примеру, ученый убежден, что никакой перегрузки в старших классах нет. Но кто его услышал? Он полностью разделяет мнение, что эффективным может быть управление только исследовательского характера, основанное на мониторинге текущих, конечных и отдаленных результатов образования. Естественно, что в получении объективной информации о функционировании и развитии системы образования должны быть заинтересованы руководители. Иначе как принять верное управленческое решение? Традиционные формы контроля не диагностируют причины успехов и провалов в организации педагогического процесса. Следовательно, они не могут способствовать проведению его целенаправленной коррекции. Очевидно, что в образовательном процессе нельзя полностью перейти на индустриальные методы управления. Однако возможно использование определенных управленческих решений, логических структур.В регионах накоплен богатый опыт по созданию системы оценки качества образования на различных уровнях, как школьном, так и муниципальном. Ряд процедур управления и оценки качества образования в Ямало-Ненецком автономном округе переведен в автоматизированный режим. Постоянно в рамках системы «Сетевой город» («Сетевой регион») проводится мониторинг качества образования. Ирина Александровна Вайзберг, учительница из Надыма, заметила, что управление качеством образования в любой школе начинается с работы с учителем и заканчивается работой с кадрами, повышением их профессионального уровня.В ходе дискуссии было затронуто множество вопросов, которые так или иначе связаны с обсуждаемой темой. Говорили и о том, что многие курсы повышения квалификации устарели. Учителям приходится посещать их, но пользы и отдачи от них мало. Зашла речь и об излишнем бумаготворчестве, которое «съедает» и без того короткое неурочное время педагога. Часто одну и ту же информацию приходится подавать как в электронном, так и бумажном вариантах. Кто позаботится об оптимизации времени учителя?Облегчить участь всех, кому приходится корпеть над справками, поможет электронный паспорт школы. По мнению Глебовой, в нем могут быть заложены все те сведения, которые требуются для различного рода контрольно-измерительных процедур. В идеале так и должно быть. Но чаще всего на самые простые вопросы не находим мы простых ответов. К примеру: «Качество образования – это процесс или результат?» Если говорить об услуге, то скорее результат. И тогда все гораздо проще. Есть потребитель, который доволен, значит, и качество услуги высокое. При этом роль учителя в результативном конечном продукте весьма незначительна. Его личностные качества при этом не имеют никакого значения. Недаром во многих выступлениях звучала мысль, что учитель сегодня уходит из школы, остается урокодатель (переходим к новому технологическому укладу). В этой связи выступление председателя Ярославской общественной организации «Родительский комитет» Владимира Горшкова как никогда актуально. Качество образования – это не только соответствие знаний учеников государственным стандартам, но и успешная деятельность каждого учителя и ученика, считает Владимир Юрьевич. Следует расширять открытость и одновременно повышать взаимоответственность и чувство локтя. Очень важно строить доверительные, партнерские отношения. Мы все в одной лодке. Цель сотрудничества – благополучие и развитие каждого ребенка. И за этими словами большая работа. Сегодня директора и учителя ярославских школ весьма позитивно относятся к независимой экспертизе качества образования. Они ждут и анализируют итоги опроса школьников, который проводят представители общественной организации «Родительский комитет». Конечно, если думать о том, что нас объединяет, нежели разъединяет, то можно добиться значительного продвижения вперед. А иначе можно долго топтаться на месте, обсуждая ту или иную задачу. Естественно, должно быть общее понимание того, какого ученика мы хотим видеть на выпуске из школы.Острый вопрос прозвучал из уст учительницы из города Ангарска Виктории Семеновой. «Что считать качеством образования в социальной школе?» – озадачила присутствовавших Виктория Николаевна. Школа, где работает учительница русского языка и литературы, находится в районе, где селились люди, прибывшие из мест заключения. Вокруг «очага знаний и культуры» – четыре семейных общежития. Что там говорить про качество образования, когда вообще судьба детей мало интересует многих горе-родителей. Вот и выходит, что социальная школа заказ на качественное образование детей не получает ни от государства, ни от потребителей ее услуг. Вопросов возникает немало. К примеру, учителя школ, не имеющие ни медалистов, ни призеров олимпиад, никогда не смогут претендовать на любые поощрения, гранты. Выходит, их труд менее ценен?Дискуссия продолжалась несколько часов. Были обозначены многие проблемы. Будем решать?Из резолюции дискуссионной площадки «Система оценки качества образования»1. Продолжить работу по совершенствованию нормативно-правовой и научно-методической базы российской системы оценки качества образования.2. Считать целесообразным дальнейшее развитие систем независимой общественной оценки качества.3. Разработать и реализовать комплекс мероприятий по повышению роли общественности в оценке качества образования.4. Продолжить разработку технологий измерения (изучения) социальных и личностных ожиданий от образования.5. Формулировать требования ФГОС таким образом, чтобы их можно было однозначно оценить и измерить.6. Одобрить опыт создания единого банка информации об образовательном учреждении (электронный паспорт) для оптимизации работы контрольно-надзорных органов и уменьшения количества различных отчетных форм.7. Обратить внимание на чрезмерную загруженность учителей бумаготворчеством, что негативно влияет на качество образования.8. Обеспечить преемственность общего и профессионального образования за счет стабильности перечня вступительных экзаменов, информация о них должна быть известна до выбора детьми профиля обучения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте