search
main
0

Охотники за искусством

Спасенный и сохраненный русский и советский модернизм

«Да, если кому-нибудь и присущ истинный фанатизм, то все же не рыболовам, способным десять часов просидеть на январском льду, и не охотникам, способным добровольно целыми днями лазать по трясучим болотам, но именно коллекционерам», – писал в книге «Черные доски» Владимир Солоухин. «Охотники за искусством» – так называется новая выставка, открывшаяся в Музее русского импрессионизма. Московские и ленинградские коллекционеры поры «оттепели» и застоя, а также их шедевры стали главными героями выставки. Партнером проекта выступила петербургская галерея KGallery.

 

«Заря» Дмитрия Стеллецкого – иконографическое изображение в авангардном стиле

Что объединяло врачей Александра Мясникова и Арама Абрамяна, кинорежиссера Соломона Шустера, переводчика-синхрониста Алексея Стычкина, видного дипломата Владимира Семенова и нефтехимика Игоря Афанасьева и еще восьмерых коллекционеров? Во-первых, каждый был специалистом высокой квалификации, а во-вторых (и это главное для нашей темы), каждый любил и понимал красоту полотен Константина Коровина, Александра Бенуа, Нико Пиросмани, Василия Кандинского, Павла Кузнецова. Революции начала прошлого столетия, вихрь Гражданской войны, ужас и трагедия 30-40‑х не убавили пыла и страсти коллекционеров, возможно, закалили. 14 коллекционеров из Москвы и Ленинграда (современного Санкт-Петербурга) были талантливы далеко не только в своих профессиях, будь то медицина, востоковедение или наука. Дар к коллекционированию был свойственен каждому из них.

Пир красок, цветов, тем, жестов и ситуаций – одна из отличительных особенностей выставки «Охотники за искусством». Купеческое бытописание Бориса Кустодиева, мир кабаре Бориса Григорьева, пейзажи и колорит Средней Азии Павла Кузнецова воедино и неразделимо представлены вместе с комедией масок Александра Бенуа или шедеврами русского модерна. «Персты рук твоих тонкостны» – так словами протопопа Аввакума можно сказать о картине «Святая Ольга» Михаила Нестерова из собрания Алексея Стычкина. Вся выставка – жемчужины коллекционеров. Восток и Запад, авангард и иконография, мир усадебной культуры и цирка, натюрморт и портрет, крестьянство и аристократизм – всему нашлось место.

Само же слово «коллекционер» – символ одновременно призвания и любимого дела, страсти и возможности сохранить для потомков то, что в те времена не составляло гордости собраний государственных музеев. Собирать и держать у себя в квартирах произведения изобразительного искусства, графики было делом, прямо скажем, далеко не простым в 60-70‑е годы ХХ века, и все же риск оказался оправданным, многие и многие картины, как и имена их создателей, не были преданы забвению, наоборот, спасены. Сейчас мы можем любоваться ими в залах Музея русского импрессионизма. Более 70 работ представителей русского и советского модернизма, знаменитых художников Серебряного века и авангарда можно увидеть в экспозиции музея. Многие произведения до настоящего времени редко представляют широкой публике.

Такова, например, «Заря» Дмитрия Стеллецкого (1875-1947) – яркого представителя русского зарубежья. Художник стремился переосмыслить древнерусское наследие в своих работах. Такой и открывается перед зрителем картина – иконографическое женское изображение в авангардном стиле на фоне грозных туч и замысловатых архитектурных сооружений. Контрастируют же с неяркими пастельными красками черные яркие глаза «Зари».

Выразительны и полнокровны картины Бориса Григорьева (1886-1939) из собрания Николая Тимофеева (1898-1978) – доктора медицинских наук, советского психиатра. Биография же самого Бориса Григорьева примечательна. Художник-полукровка (мать – шведка, отец – русский) учился живописи в Петербурге и Париже, в творчестве же был близок более всего к постимпрессионистам и экспрессионистам. Яркие цвета, грубовато-подчеркнутые линии, моментом изломанные, подчеркивают острое восприятие действительности. Подчас резкой, неприглядной, разухабистой, бесцеремонной и в то же время притягательной. Немного страшен символизм Николая Калмакова (1873-1955), не только художника, но и графика, сценографа. Мистицизм, соединение европейского жутковатого романтизма с эстетикой восточной философии, тягой к непознанному и неизвестному.

Восток – отдельная глава выставки. В Средней Азии родился, а после жил, работал, преподавал Александр Волков (1886-1957). После обучения живописи в Петербурге и Киеве художник вернулся на родину. Многоцветная Азия, шумная, изобилующая кишлаками и восточным чаепитием, стала героиней его полотен. Экспрессия, красные одежды пляшущих видим мы на полотне «Танец» из собрания Якова Рубинштейна (1900-1983) – советского экономиста. Насколько выразителен «Танец», настолько же мил и немного наивен «Погонщик с верблюдом» Нико Пиросмани (1862-1918) из коллекции Игоря Сановича (1923-2010) – советского и российского востоковеда, крупнейшего специалиста по Ирану.

За каждой картиной, произведением искусства стоит его коллекционер. Интереснейшие биографические зарисовки-эссе о тех, кто собирал полотна художников, подготовила для посетителей искусствовед и писатель Софья Багдасарова. Сопроводительные тексты – еще один самостоятельный раздел выставки, обязательный к прочтению, ибо личность каждого коллекционера масштаба крайне незаурядного, какими были и их профессионализм, энциклопедические знания и вклад в науку, искусство, культуру русской и советской действительности.

Выставка продлится до 29 августа 2021 года.

Марина АБРАМОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте