search
main
0

Охота за талисманом

Триллер о поэтах и политике

Новый роман знаменитого звездного тандема Анны и Сергея Литвиновых «Я все скажу», пожалуй, стоит несколько особняком среди других их произведений и даже написан будто бы в ином стиле. Дело в том, что на этот раз книга посвящена… поэтам и поэзии. Но это нисколько не мешает ей быть полноценным триллером.

В основу романа легла известная легенда о перстне-талисмане, который некогда носил сам Пушкин. Его, кстати, даже можно увидеть на руке поэта на знаменитом портрете работы Тропинина.

До конца жизни Александр Сергеевич не расставался с массивным золотым кольцом витой формы, куда был вставлен восьмиугольный сердолик с вырезанной на нем надписью на древнееврейском языке: «Симха, сын почтенного рабби Иосифа, да благословенна его память». Официальная история перстня такова. Его подарила поэту графиня Елизавета Воронцова, с которой он познакомился в 1823 году в Одессе. У них был бурный роман, и даже утверждают, что дочь Елизаветы – Софи – рождена ею от поэта, а не от законного мужа графа Воронцова.

Подарок возлюбленной вдохновил Александра Сергеевича на написание в 1827 году стихотворения «Талисман». В нем были такие строчки:

…Там волшебница, ласкаясь,
Мне вручила талисман.
И, ласкаясь, говорила:
«Сохрани мой талисман:
В нем таинственная сила!
Он тебе любовью дан…»

Кстати, на Руси издавна считали, что сердолик приносит удачу в любви. Неизвестно, верил ли в это Пушкин, но вот свои успехи на литературном поприще он связывал с надписью, выгравированной на камне. По свидетельству биографа П.В.Анненкова, поэт «…соединял даже талант свой с участью перстня, испещренного какими-то кабалистическими знаками и бережно хранимого им».

Умирая, Пушкин подарил перстень В.А.Жу­ков­ско­му, которому подарок так пришелся по душе, что он стал носить его постоянно на среднем пальце правой руки рядом с обручальным кольцом.

После кончины Василия Андреевича его сын подарил перстень Ивану Сергеевичу Тургеневу. Тот в свою очередь высказывал пожелание, чтобы после его смерти кольцо перешло к Льву Николаевичу Толстому. Но его возлюбленная Полина Виардо распорядилась иначе и передала реликвию в Пушкинский музей Александровского лицея. Перстень был оттуда украден, да так и не найден…

Литвиновы же выдвигают совершенно иную версию происхождения перстня. К тому же из лицея якобы была похищена подделка, а настоящий перстень в итоге попал в лавку антиквара. Новыми его владельцами по очереди становились поэты Александр Блок, Николай Гумилев, чекист Яков Агранов и снова поэты – Владимир Маяковский, Александр Твардовский… Последний уже на излете жизни будто бы передарил его Владимиру Высоцкому. Но тот, будучи нетрезвым, перстень где-то посеял…

И вот после многих перипетий перстень всплывает уже в наше время. Главный герой книги, поэт Юрий Богоявленский, видит его на фото в журнале на руке у известного российского актера Андрея Грузинцева. Надо сказать, что в отличие от прочих персонажей романа, связанных с пушкинским перстнем, оба этих героя полностью вымышленные, и неизвестно, есть ли у них реальные прототипы.

Фамилия Богоявленский явно дана герою неспроста, судя по сюжету, он не менее талантлив, чем два корифея советской поэзии – Роберт Рождественский и Андрей Вознесенский (последний даже фигурирует в эпизодах книги). Вот только Богоявленскому не посчастливилось родиться намного позже, чем они. После развала Советского Союза стихи стали никому не нужны, вернее, они перестали приносить авторам доходы. Поэтому Богоявленский, оставаясь пока еще известным и востребованным поэтом (увы, его стихи в романе не приводятся, и мы можем только поверить авторам на слово), вынужден жить в кредит и перебиваться случайными литературными заработками.

О пушкинском перстне-талисмане Богоявленский впервые услышал, еще будучи подростком. Это совпало с началом его поэтической славы, и Юрий никогда не забывал о кольце. Узнав, что оно находится у Грузинцева, Богоявленский решает во что бы то ни стало им завладеть. Зачем? Он надеется, что перстень принесет ему удачу и вдохновение, сделает подлинно великим поэтом… При этом забывает или просто не думает о том, сколько человек, связанных с этим артефактом, умерли ранней или неестественной смертью. Правда, все они к концу жизни достигли настоящей славы и популярности…

Поступки героя кажутся порой совершенно безумными. Всеми правдами и неправдами он знакомится с Грузинцевым, проникает к нему в дом и подливает в чайную заварку снотворное, чтобы усыпить хозяина и похитить перстень. Но кто-то опережает его. Актера травят смертельным ядом, он умирает, а кольцо оказывается в вещах Богоявленского…

Будучи подозреваемым в убийстве, поэт вынужден вести собственное расследование. Но прежде, чем он выведет убийцу на чистую воду, погибнет еще один человек – жена Грузинцева. А самому Богоявленскому предстоит выяснить еще немало тайн и об этом семействе, и о других своих знакомых…

Надо отметить, что книга получилась удивительно атмосферной, что является фирменной «фишкой» Литвиновых. Как будто наяву ощущаешь себя то в Кишиневе времен Пушкина, то в послереволюционном Петрограде, то в московском Центральном доме литераторов конца 60‑х… Видно, что авторы хорошо поработали с источниками и наверняка использовали не только Интернет. Даже литературные классики предстают перед читателем живыми людьми со своими страстями и пороками, а не какими-то абстрактными фигурами или небожителями. Да и современная столичная творческая тусовка явно знакома Литвиновым не только понаслышке.

Ближе к финалу романа авторы явно отдают дань социальной повестке: на Богоявленского выходят сотрудники спецслужб, которые предлагают ему писать стихи, восхваляющие власть. И тут явно проводится параллель с Пушкиным, который «с возрастом и взрослением пришел к вершинам гражданственности», как сообщает герою один из персонажей, генерал-майор госбезопасности Коршиков. Но сама ситуация со стихами кажется неким стебом: где поэзия и где власть? Да и финальное бегство Богоявленского в Латвию в итоге происходит по совершенно иным причинам, нежели политические…

Впрочем, о чем бы ни шла речь в книгах Литвиновых, сюжет постоянно держит в напряжении, и оторваться от книги невозможно, пока не дочитаешь до конца. И как всегда, это больше чем детектив и даже просто триллер: здесь авторы не раз заставляют задуматься и над историческим контекстом, и над судьбами отдельных людей, в данном случае писателей и поэтов, «властителей человеческих душ».

Анна и Сергей Литвиновы. Я все скажу. М.: Эксмо, 2022. – 320 с.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте