search
main
0

Охота на молодых. Прежде чем приглашать на работу, узнайте о новом специалисте все

В преддверии учебного года у директоров образовательных учреждений голова болит не только о том, как сдать школу межведомственной приемной комиссии. Волнуют их и комплектование первых классов, и распределение нагрузки между педагогами… Отдельная головная боль -свободные ставки. Они, как выяснилось, есть во многих, особенно городских, школах. Даже в районах, несмотря на проведенную реструктуризацию сети образовательных учреждений, проблема обновления кадров не потеряла своей актуальности. Поиск совместитетелей, переподготовка предметников, имеющих небольшую нагрузку, привлечение молодых специалистов – все эти непростые вопросы ложатся на плечи руководства школ и гимназий. Известно, что ни распределения, ни готовых отработанных схем нынче нет. Но оказывается, что директора вырабатывают собственные, но в чем-то очень похожие алгоритмы действия.

Альфия ХАСЯНОВА, заместитель директора по УВР школы №44, Нижний Новгород

– В этом году мы ждем прихода одного молодого специалиста – студентки выпускного курса физико-математического факультета Нижегородского государственного педагогического университета. Предварительная договоренность с ней была уже в конце прошлого учебного года, но трудовой договор мы еще не оформили. Надеемся, что сотрудничество состоится, потому что новый математик нам очень нужен. И мы его искали прицельно и заблаговременно. Поскольку в нашей школе уже давно налажено сотрудничество с кафедрой методики преподавания математики НГПУ имени Минина, мы начали искать специалиста именно через наших коллег. Они нам посоветовали обратить внимание на нескольких старшекурсников. Нам важно было найти толкового, ответственного и трудолюбивого человека. Пусть даже он пока не все знает, но готов учиться. У нас в школе сильные математики, но некоторые уже в преклонном возрасте. Они-то и были инициаторами поиска стажера. Пока есть возможность, они хотят передать опыт, помочь встать на ноги молодому учителю. Нельзя, чтобы выпускник приходил на пустое место и в одиночку решал проблемы. В общем-то об этом мы и говорили со студентами, приглашая их к нам в школу. Распределения сейчас нет, поэтому лучшие выпускники сами выбирают место работы – чаще всего определяющим фактором является не близость к дому, как раньше, а перспектива. Идут скорее туда, где им обещают моральную и материальную поддержку. Мы тоже пообещали, что, сколько нужно будет помочь, поможем. Золотых гор несулили, но заверили, что и на минимуме не остановимся. Главным же фактором, по нашему мнению, способным привлечь молодежь к нам, является то, что у нас умные, хорошо подготовленные дети.

Если молодой педагог с самого начала работает с такими учениками, он сможет многого достичь в профессиональном плане. Ему не придется тратить силы на повторение азов и решение примитивных задач, заставлять детей выполнять домашнее задание. Он может ставить перед собой более интересные, творческие цели. Это тоже фора в какой-то степени. В общем, мы надеемся, что, если молодой учитель придет к нам, он у нас задержится.

В другие школы от нас, как правило, не уходят, если только в декрет. Вот и сейчас две учительницы в декрете. Нужны еще и учителя русского и английского языков. Взяли бы мы и молодых, но пока не нашли желающих. С иностранцами вообще во всем городе проблема. Xотя три вуза готовят специалистов и выпускают их ежегодно, выпускники не торопятся работать в школах и даже если приходят, то ненадолго остаются. Они все время находятся в поиске более подходящего и более оплачиваемого места работы, например переводчика или помощника руководителя со знанием языка, и без сожаления покидают школу. Их можно понять. Поступить в наш лингвистический университет на бюджетные места очень трудно, многие учатся платно, и, разумеется, деньги, затраченные на обучение, нужно хотя бы вернуть.

Ольга АНИСИМОВА, директор школы №2, г. Лысково Нижегородской области:- В этом году к нам придет один молодой специалист – учительница английского языка. Она была у нас на практике и понравилась нам своим отношением к делу. Мы стали хлопотать в управлении образования, чтобы ее направили к нам и включили в программу поддержки молодых специалистов (в нашей области уже несколько лет реализуется программа, участники которой получают машину и квартиру и обязуются отработать в образовательных учреждениях района не менее 10 лет). Поскольку по квоте в этом году нашему району не было выделено ни одного места в программе, мы попросили включить молодого специалиста в программу следующего года. Надеемся, что все будет именно так, как мы планируем. Наша школа получит специалиста, а специалист – жилье и средство передвижения. Еще у нас будет новый физик. Но он совместитель из другой школы. Физиков в нашем городе не хватает. Xотим послать на курсы переподготовки одного из наших математиков -придется как-то решать проблему.В нашей школе работают уже три участника программы, есть молодые специалисты, влившиеся в наш коллектив после закрытия ряда школ района, – в общем-то можно говорить о костяке молодежи. А до начала реализации программы средний возраст наших педагогов был 52 года. Это никуда не годится. Но пенсионеры не хотят заканчивать деятельность. С ними очень тяжело расставаться. И это понятно. Только после выслуги и начинается нормальная жизнь. Когда зарплата и пенсия идут и дети в основном уже поставлены на ноги, и опыт большой, и уважение коллег и родителей… А мы их начинаем уговаривать освободить место для молодых. Конечно, они недовольны. Еще бы! И к участникам программы поддержки тоже поначалу было отношение если не враждебное, то очень настороженное. Разговоры типа: «Когда мы начинали, нам ничего не давали, а этим – без году неделя, еще никак себя не проявившим – сразу все: и машину, и квартиру» – то и дело можно было услышать. Но потом как-то успокоились. Нельзя же все время обижаться. Тем более что молодежь ни в чем не виновата. Это дело власти – распределять блага, а молодежь только принимает правила игры. К тому же, когда у нас появилось много начинающих, еще не уставших и амбициозных специалистов, мы стали использовать их энергию на благо школы. Уже несколько лет подряд мы участвуем во всех конкурсах, конференциях и соревнованиях, отовсюду привозим дипломы, берем призовые места. Все это работает на престиж школы, на ее рейтинг. Конечно, молодежь сейчас принудить к чему-то, заставить нельзя. Они очень хорошо знают свои права. Но мотивировать их к участию, убеждать разумными доводами можно вполне. Так что соединение в образовательном учреждении старшего и младшего поколений педагогов может быть очень гармоничным, ведущим к благу детей. Детям нужны и опытные учителя, и молодые педагоги, которые могут зажигать их своей энергией, дарить радость. Так что молодых будем привлекать еще.Андрей АНДРИЕНКО, директор школы №1, р. п. Сосновское Нижегородской области:- В этом году мы не ждем молодых специалистов. Эта проблема была когда-то, теперь противоположная ситуация. Из-за закрытия малокомплектных школ все вакансии в районе заняты, более того, работающим учителям самим не хватает нагрузки. В нашей школе есть три молодых специалиста. Они уже не первый год работают. И работают хорошо. Когда брал их на работу, я уже знал, что они собой представляют. Подбирал кадры очень придирчиво, все разузнал досконально про каждого, иначе сейчас нельзя. Xочешь, чтобы у тебя работали лучшие специалисты – не ленись и семь раз отмерь, прежде чем заключишь договор. Раскачиваться сегодня некогда, требуется высокий результат. Наши молодые специалисты приходили к нам не сразу после вуза, они до нашей школы трудились в других школах района – попали туда как участники программы поддержки. Xорошо себя зарекомендовали. Я их пригласил к нам, предложил перспективу. К тому же в Сосновском районе наша школа является центральной, одной из самых лучших, показательных, поэтому многим хочется у нас работать – это престижно.Можно считать, что это определенный шаг в профессиональном плане. Пока я нашей молодежью доволен, но знаю, что далеко не все участники программы так работают.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте