Вероятно, ты часто встречаешь среди прохожих людей, которые явно выделяются из толпы своим внешним видом. Причудливо уложенные волосы, неповторимый стиль одежды, нешаблонная обувь – словом, разнообразные элементы визуальной айдентики, которые кричат о принадлежности человека к той или иной субкультуре. К сожалению, в большинстве случаев знакомство так и остается шапочным – мы проезжаем на экспрессе без остановок такие платформы, как история, идеология и эстетика этих оригиналов.
Современное общество в состоянии вместить в себя десятки независимых и обособленных субкультур, например, олдскул эмо, фрутс, трейсеры, фэнш-гоп, хипстеры, красти и чавы, панки, готы, металлисты, байкеры и многие другие. Границы между некоторыми субкультурами сложно провести, и их члены с удовольствием перенимают друг у друга элементы стиля, эстетику, музыкальные предпочтения и среду обитания. Результатом такого обмена становится формирование и выделение новой субкультуры, такой как, например, киберготика. ИсторияСам термин «кибергот» появился в 1990 году в контексте выпуска серии игрушек «Темное будущее», произведенной известной британской компанией Games Workshop. Серия игрушек описывает альтернативную Землю, разрушенную Элдрической магией. В 1997 году появляются первые киберготические группы Goteki и EverEve. Окончательное становление субкультуры происходит ближе к 1999 году. В спектре субкультур киберготы условно располагаются между готами и киберпанками, являя собой на свет синтез идеологии мрачного и высокотехнологичного будущего. Готическая часть этого направления выражается в общей атмосфере – безрадостной, мрачной, угрюмой и строгой. Готика оформила для субкультуры своего рода русло реки с явными и строгими берегами, по которой побежали идеи и мысли, навеянные романами Уильяма Гибсона – писателя и вдохновителя субкультуры киберпанк. Позаимствовав кожу и латекс, сапоги и ботинки на высокой платформе и кислотные цвета у риветхедов (представители рейв-субкультуры), страсть к черному и мрачному, фетиш символов и аксессуаров у готов, киберготы стали визуальным воплощением киберпанка – направления, более тяготеющего к литературным и идейным проявлениям. ИдеологияКиберготическая субкультура черпает идеологию из двух литературных направлений – постапокалиптики и киберпанка. Кредо кибергота можно определить так: «Мир устарел, будущее за машинами». Действие в постапокалиптических сюжетах развивается на Земле после какой-либо глобальной катастрофы, уничтожившей практически все население планеты, например после применения оружия массового поражения по всей Земле, падения астероида или климатической катастрофы. Довольно распространено сочетание в сюжетах произведений апокалиптики и постапокалиптики, иначе – изображения и описания самой катастрофы и ее последующего влияния на судьбы выживших. Постапокалиптическим называют также творческий стиль, несущий настроение пустынности, одиночества и ужаса в образах постаревшей и покинутой техники или зданий. Постапокалиптика нашла свое выражение в музыке, литературе, графике, компьютерных играх. Одними из самых известных произведений жанра являются серия фильмов «Безумный Макс» и серия компьютерных игр «Fallout». Во многом настроения постапокалиптики перекликаются с направлением киберпанк. Его сюжеты в большинстве своем строятся на конфликте между хакерами, искусственным интеллектом, машинами, роботами и мегакорпорациями. Действие романов развивается, как правило, в ближайшем будущем Земли, а авторы меньше тяготеют к сюжетам о далеком будущем или галактических перспективах, которые можно найти в таких романах, как «Основание» Айзека Азимова или «Дюна» Фрэнка Герберта. «Все, что можно сделать с крысой, можно сделать и с человеком. А с крысой мы можем сделать почти все. Об этом тяжело думать, но это правда. И это не исчезнет, если мы закроем на это глаза. Вот что такое киберпанк», – пишет Брюс Стерлинг в своем эссе «Киберпанк в девяностых». По ходу своего развития киберпанк разветвился на два направления – нанопанк и биопанк. Идейно направления сохранили атмосферу пращура, однако сюжеты и тематика произведений несколько изменились. ЭстетикаМузыкаМузыкальным вкусам киберготов удовлетворяют композиции направлений industrial, dark EBM (Electronic Body Music), nu-metal, gothic, trance, techno, d’n»noise. Особое внимание следует уделить флагману киберготической музыки одноименного жанра. Cyber gothic – это особое слияние музыкальных направлений nu-metal, dark electro и industrial, создающее действительно неповторимую давящую и угнетающую атмосферу при всей своей ритмичности и динамичности. Танцы и ритмика занимают особое место в субкультуре киберготики. Специфичность музыки формирует особые пластичные, но резкие движения, которые могут на первый взгляд показаться конвульсиями. Нельзя не признать, учитывая одеяния участников, стилистику их культуры и соответствие музыки пластике движений, что танец в целом смотрится зрелищно. СредаВстретить киберготов можно в особых ночных клубах, на тематических вечеринках, фестивалях. Если нет желания посещать события, состоящие целиком и полностью из представителей субкультуры, то познакомиться с киберготами можно в обычном ночном клубе, где играют trance, EBM, dark electro. Как правило, кибер-готы предпочитают заведения, интерьеры которых оформлены в стиле хай-тек: блестящий хром, яркие цвета, искусственное освещение, много стекла, зеркал и электроники. В домашней обстановке киберготы проводят большую часть времени перед компьютерами, в которых они отлично разбираются. В чатах и мессенджерах настоящие киберготы предпочитают общаться на языке «лит спик». Для «лит спика» характерны замена латинских букв на похожие цифры и символы, имитация и пародия на ошибки, характерные для быстрого набора текста. Например, название языка выглядело бы так: L337 5P3ACH. Внешний видОсобая гордость киберготов – это визуальный стиль. Во-первых, обувь – блестящие высокие сапоги или высокие ботинки на толстой подошве с обилием ремешков. Во-вторых, одежда – блестящие или светоотражающие облегающие черные виниловые штаны, а для прекрасного пола – виниловые мини-юбки и полосатые колготки и нарукавники. Под распространенным среди киберготов виниловым плащом удачно скрываются яркие футболки и топы с атрибутикой и надписями. Особенно популярна хай-тек атрибутика – микросхемы, чипы, штрих-коды, пластиковые ремни и браслеты, ошейники, нашивки с электротехнической символикой, наколенники и щитки как у роботов, провода, датчики, розетки. В-третьих, аксессуары – огромные сварочные или мотоциклетные очки, поднятые на лоб, черные ошейники, напульсники и подвязки, цепи, провода и прочее. В-четвертых, татуировки и пирсинг – в среде киберготов их наличие поощряется в любом количестве и на любом участке тела. Среди татуировок распространен, например, Анх – древнеегипетский символ бессмертия, популярный у субкультуры готов. В-пятых, прически киберготов – разноцветные волосы кислотных цветов. В собранные в пучок, а иногда в два пучка волосы часто вплетены провода. Другой вариант – заплести волосы в косички в виде проводов, например дреды. Сочетание описанных элементов стиля позволяет киберготам выделяться даже среди остальных неформальных субкультур. Перепутать кибергота по внешности с кем-либо еще довольно трудно. При всем многообразии субкультур и явных и не очень сходствах каждая обладает своими особенностями. Знать и помнить все, конечно, необязательно, но хотя бы в общих чертах понимать и различать стоит. Это и кругозор расширяет, и позволит поддержать диалог при необходимости. Толерантность и понимание разных культур и субкультур – это то, что отличает цивилизованного человека.
Комментарии