При слове «дисциплина» вздыхают все: учителя, родители и дети. Эта модель поведения живет с нами с младенчества и до глубокой старости. Соблюдение дисциплины в школе, на работе и дома заставляет быть всегда в тонусе. Но почему одних это жутко нервирует, а других абсолютно нет? Попробуем разобраться.
Современный уровень жизни в 21 веке предъявляет высочайшие требования к образованности человека, к его деловой квалификации, к его воспитанности, сознательности, активности, созидательности и дисциплинированности. Счастливый обладатель перечисленных качеств легко строит успешную карьеру, он востребован в обществе, имеет широкий круг общения из друзей и коллег, он счастлив в браке и авторитетен. Не о таком ли будущем для своих детей мечтают многие родители? Но, как воспитать успешного во всех отношениях человека?
Начало воспитания маленького человека начинается в семье. В детский сад и в школу дети приходят с заложенными основами воспитанности или не воспитанности. Педагогам приходится изрядно потрудиться, прилагая максимум терпения. Формирование дисциплины обучающихся – проблема сложная. Главная роль в решении проблемы отводится в равных долях и школе и семье. Решить проблему можно исключительно совместной работой педагога и родителей. В нашей стране нет противоречия между целями общественного и семейного воспитания.
Как показывает опыт, родители, понимая необходимость воспитания дисциплинированности детей, часто не знают, как это сделать. Подавляющее число мам и пап считают, что все дело в возрасте ребенка. «Вот станет старше и все сам поймет» – говорят они. Старше-то он, несомненно, станет, но без помощи взрослых вряд ли поймет, как правильно поступать в той или иной ситуации.
Подобные заблуждения возникают у родителей, не знающих о возрастных особенностях детей и не знакомых с методикой воспитания в семье. А. С. Макаренко подчеркивал, что «формирование дисциплинированности детей в условиях семейного воспитания требует прежде всего правильной организации жизни родителей. Ведь дисциплинированность – не что иное, как привычка в нравственном поведении. А нравственные привычки формируются только посредством упражнений в нравственных поступках. Это определение применимо не только по отношению к детям, но и к нам, взрослым.
К сожалению, часто можно наблюдать, как взрослые (педагоги и родители), видя нарушения дисциплины, проявление неуважения к одноклассникам, совершение проступков, отводят в сторону глаза, делая вид, что не замечают происходящего. Родители, может быть, по незнанию, а педагоги? Не хотят ссор, конфликтов с родителями, которые приводят к порицанию от руководителей? Скорее всего «да» или «нет». Однако следует помнить, что «незамеченная проблема» проблемой остается. Если взять за единицу измерения класс средней школы, то с уверенностью можно сказать, что недисциплинированных обучающихся в нем меньшинство. Но это меньшинство стоит перед выбором. Какому примеру последовать? И только неравнодушные педагоги могут повести за собой, воспитывая и прививая нравственность, чуткость и доброту.
Выбирая профессию, мы шли «учить» и «воспитывать». Нас не пугали трудности в прошлые годы, не испугают и сейчас.
В условиях настоящего, сложного для всех времени, наряду с нравственным воспитанием следует уделить внимание и воспитанию патриотическому.
Воспитывать себя и других никогда не поздно. Главное – не закрывать глаза и не опускать рук, а быть причастным к «правильному» воспитанию наших детей, не ожидая благодарности.
Учитель-логопед Александрова Анастасия Владимировна, школа № 1018.
Комментарии