Любовь к природе начинается с взаимодействия ребенка с ней. В условиях города это почти невозможно. В лучшем случае родители в выходные сходят с ребенком в парк на прогулку. А дачные участки в наше время модно засаживать газонной травой.
Я помню случай из своей практики, когда еще работала в детском саду психологом: одна из выпускниц детского сада не могла сказать название овощных культур – баклажан, патиссон, перец. На мой вопрос, есть ли у них дача, она ответила «да», но при этом упомянула, что грядок там нет, а есть море. Море – это чудесно, но соприкосновение с миром растений дает незабываемый опыт общения с природой, развивает наши чувства, делает внутренний мир ребенка богаче, учит быть ответственным за тех, кого мы приручили.
Поэтому на территории нашего детского сада поставлены 3 теплицы для выращивания овощных культур детьми (одна теплица на две группы). Все начинается задолго до весны, когда в каждой группе проходит акция «Сбор семян». Родители приносят в группу семена, землю для выращивания рассады. Причем эти семена вначале располагаются в витрине на выставке, и каждая группа воспитанников имеет возможность рассмотреть их, сравнивая по размеру, цвету и форме. Затем наступает время посадки семян в группах. Дети очень ответственно подходят к посадке растений. В старших группах устанавливается дежурство и ведется дневник наблюдений за прорастанием семян. В младших группах дети помогают воспитателю поливать землю. И вот наступает время, когда появляются первые ростки. Они совсем крошечные и очень нежные. Утром слышны детские голоса: «Катя, быстрее раздевайся, у нас подросла рассада помидоров (огурцов, тыквы, дыни, арбуза)!» Самая главная новость, которая обсуждается среди детей, – насколько выросла рассада, какие изменения произошли в росте и развитии растения. Старшие дошкольники фиксируют изменения в альбоме наблюдений, делая зарисовки, малыши вставляют в календаре природы картинки, изображающие стадии роста растения. Городские дети часто впервые в жизни получают опыт выращивания из семян растения, соприкасаются с настоящим чудом. Из маленького желтого зернышка появляется зеленый росток жизни, благодаря его усилиям происходит выращивание овоща. И малышей уже не нужно уговаривать съесть суп, если в него добавлены мелко нарезанные перья зеленого лука (обязательно сладкого сорта). Только и видишь, как уплетают первое блюдо за обе щеки. Родители делятся опытом того, как устраивают дома огород на подоконнике.
Весной под лучами ласкового солнышка стебель рассады становится толще, а листья – больше. В апреле, в пору субботников, дети готовят вместе с воспитателями и родителями почву для пересадки рассады в парники; взрослые вносят удобрения, дети перекапывают вместе с родителями грядки, тщательно проливая землю. И вот наступает «День Земли». Куда делась детская неуклюжесть и неугомонность?! Очень осторожно и деликатно малыши переносят вместе с воспитателями выращенную ими рассаду в теплицы.
Вечером каждый из них приглашает своих маму или папу заглянуть в теплицу, которая расположена прямо около их участка. А как радуются бабушки и спешат домой, чтобы посудачить с соседкой о том, какой у нее славный внук, сам вырастил рассаду! Горох и фасоль, разные сорта помидоров и огурцов, травяные культуры, арбуз и дыня требуют каждодневного ухода. Прополка, полив, внесение удобрений – детям есть чем заняться на прогулке. А сколько радости и восторга вызывают первые появившиеся плоды!
Воспитатели вместе с воспитанниками начинают приглашать детей из других групп в гости, чтобы показать, как подросли растения в их теплице. Перед этим они учат стихи, придумывают загадки, знакомятся с интересными сведениями об овощных культурах. Для них это первый самостоятельный опыт проведения и организации шоу.
Летом многие из них разъезжаются, и группы объединяются вместе. Теперь на летний период у каждой группы есть своя теплица, дети каждодневно ухаживают за растениями, радуясь изменению цвета плодов, их размеру. Ленивых и равнодушных в группе становится все меньше и меньше.
После летних каникул дети возвращаются в детский сад и не забывают заглянуть в теплицы. Некоторые из них делятся опытом выращивания овощей на грядках на даче, приносят созревшие плоды, угощают воспитателя и других детей.
В середине сентября в детском саду проводится «Праздник урожая». Из далекой деревни приезжает дед, на телеге, запряженной парой лошадей. Он очень старый и живет один. Ему трудно собрать со своего огорода такой урожай, чтобы прокормиться им всю долгую зиму и весну до следующего урожая. Поэтому наши дети собирают урожай, полученный в теплицах, и нагружают им телегу деда. Дед в благодарность привозит детям яблоки из своего сада, и в полдник они едят вкусные яблочные пироги. Оказывается, делиться с другими – это здорово! Твое добро возвращается к тебе в виде вкусного пирога.
Первый опыт выращивания овощных культур дал детям опыт совместного сопереживания за жизнь маленького семечка, которое постепенно превращается в растение, а затем отдает окружающим свои плоды. Самое главное, что мы не все плоды отдали деду, а собрали и подсушили семена плодов, которые не будем покупать на следующий год, а посадим и вырастим из них новый урожай. И так происходит круговорот жизни в природе – одно маленькое семечко, исчезая, дает жизнь другому растению, а ребенок становится участником этого процесса, делая свои первые шаги взаимодействия с прекрасным миром природы!
Светлана КОТЕЛЬНИКОВА, педагог-эколог детского сада №2177 «Росток»
Комментарии