search
main
0

ОГЭ по русскому

Размышления эксперта над методикой подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку

…Люблю лето. Особенно его второй, отпускной, месяц, когда можно убрать подальше в книжный шкаф методички, конспекты, полезные учебные книги и предаться праздному безделью. От самого лучшего учительского отдыха меня отвлек сын, который, казалось, совсем не устал учиться: на письменном столе неугомонного девятилетнего исследователя лежали, вздыбливаясь страницами, крайне востребованные справочники и энциклопедии по географии. «Мама, мне нужна твоя помощь! Во-первых, как правильно сократить текст, чтобы я мог записать его в свой блокнот? Во-вторых, ты знаешь, куда поставить ударение в слове «экспансия»?» Меня не мог не порадовать тот факт, что сын хочет знать тонкости и секреты русского языка. В то же время я вспомнила о том, что с первых сентябрьских дней, не теряя ни минуты, должна буду приступить к кропотливой подготовке своих учеников к итоговому собеседованию по русскому языку.

Собеседование по русскому языку является допуском к основному экзамену по предмету. Этот вид аттестации можно отнести к многоплановой – важно не только красиво и правильно говорить, но и делать выводы, рассуждать или описывать увиденное в смысловом содержании. На сегодняшний день существует множество авторских программ, направленных на подготовку к собеседованию, методических пособий, содержащих примерные экзаменационные варианты, сайтов в Интернете, предлагающих купить энное количество уроков и качественно подготовиться к устной проверке. Но мой профессиональный выбор уже давно связан с пособиями издательства «Экзамен», и в преддверии нового учебного года я с удовольствием пополнила свою библиотеку новым сборником «ОГЭ 2020. Итоговое собеседование по русскому языку. 36 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий» автора Г.Т.Егораевой. Данное пособие предназначено для эффективной пошаговой подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку для выпускников основной школы. Оно содержит тренировочные задания, а также советы и рекомендации, позволяющие избежать типичных ошибок в устном ответе. Работая с пособием, учащиеся на­учатся грамотно, правильно и выразительно читать и пересказывать тексты, выстраивать монологи и диалоги на заданные темы в соответствии с определенным типом речи, излагать материал на основе личного жизненного опыта, представлять и аргументированно отстаивать свою точку зрения в диалоге. Пособие рекомендовано учителям и методистам, а также учащимся 8‑9‑х классов, и может быть использовано как на уроках, так и для самостоятельной подготовки. Важно отметить, что все учебные пособия издательства «Экзамен» приказом №699 Министерства образования и науки допущены к использованию в общеобразовательных организациях.
Предваряет сборник инструкция по выполнению заданий, следование которой позволит получить «зачет» на итоговом собеседовании. Каждый выпускник и его родители, взволнованные и не очень довольные «дополнительным» экзаменом, должны знать, что итоговое собеседование состоит из двух частей, включающих в себя четыре задания. Часть 1: чтение вслух небольшого текста (на подготовку дается не более 2 минут) и его пересказ с использованием предложенной цитаты (также 2 минуты на подготовку). Часть 2 не связана с прочитанным текстом, она включает в себя построение монолога на одну из трех предложенных тем (1 минута на подготовку) и участие в монологе по теме предыдущего задания (спонтанная речь). Общее время для ответа не более 15 минут.
Образование сегодня стоит на пороге очень важного направления в процедурах массовой оценки качества образования – устных форматов. Сейчас, когда современная молодежь общается междометиями, сленговыми словами и упрощенными предложениями, важно развивать именно говорение – устную речь. Процедура проведения собеседования по русскому языку проверяет коммуникативные компетенции учащихся: их умение выразительно, осознанно читать текст, умение строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге, пересказывать прочитанный текст с включением дополнительной информации. И, конечно же, все это сопряжено с соблюдением языковых норм, как лексических, грамматических, стилистических, так и орфоэпических.
Так почему процедура называется «собеседование по русскому языку»? Потому что проверка происходит с точки зрения правильности освоения языковых норм. Давайте обратимся к отрывку текста, предложенного в варианте 3, задание 1: «Все знают, что Владимир Даль является составителем знаменитого словаря, который содержит более 200 тысяч слов. Этот огромный труд занял у него более 50 лет». Безусловно, неподготовленный ученик может допустить ошибки в произнесении предложенных в тексте имен числительных. Лишь в том случае, когда в течение года шла плодотворная качественная работа с привлечением текстов из сборника типовых вариантов, выпускник без ошибок прочтет: «Более двухсот тысяч слов… более пятидесяти лет».
Процедура устного экзамена значима тем, что она строится на интересном для школьников этого возраста материале. Так, задание 1 варианта 5 знакомит учащихся со звездой балета ХХ века Галиной Сергеевной Улановой: «Галину Уланову часто называют гением танца. Великий композитор Сергей Прокофьев так и говорил: «Она – гений русского балета, его неуловимая душа, его вдохновенная поэзия…»
Статьи об Улановой в прессе пестрели самыми пышными эпитетами: «гениальная», «божественная», «неповторимая», «первая балерина мира», «чудо света», «балерина на все времена», «белый лебедь русского балета», «сенсация XX века».
В начале 1944 года Галина Уланова навсегда связала свою судьбу с Большим театром. Именно тогда ее имя стало легендарным. Каждое выступление Улановой становилось событием. Все билеты, словно по волшебству, тотчас же исчезали. А Галина Сергеевна всегда была недовольна своими выступлениями, особенно в начале карьеры, и это служило стимулом для многочасовых изнуряющих репетиций…»
И ведь этот текст ценен не только тем, что его можно использовать при подготовке к итоговому собеседованию, но и тем, что он богат литературоведческими понятиями, которые, кстати, можно увидеть и в тестовой части ОГЭ по русскому языку (здесь встретился термин «эпитет»; важно, что в этом же отрывке есть примеры этого тропа – «гениальная», «божественная», «неповторимая»); удачными синтаксическими примерами, использование которых уместно при изучении, например, сложносочиненных предложений (Галина Сергеевна всегда была недовольна своими выступлениями, особенно в начале карьеры, и это служило стимулом для многочасовых изнуряющих репетиций); историческим материалом (когда как не на данном уроке рассказать детям о выдающемся композиторе Сергее Прокофьеве?).
Работая со сборником, учащийся моделирует экзаменационную ситуацию, где ему предоставлена свобода выбора формы выступления. Это касается 3-го задания 2-й части – монолога.  Выпускник самостоятельно определяет стиль, в котором построит свой монолог: может описать какую-либо фотографию, или  поделиться впечатлениями от какого-то события, или даже представить свою точку зрения на заданную тему в дискуссионной форме, используя провокационный, спорный материал. Примером может послужить вариант 32, задание 3: «Первой темой, которую составитель предлагает учащемуся, является описание фотографии «Сказка на ночь», второй – описание первого путешествия на самолете (поезде, автобусе, теплоходе и т. д.), третьей темой может быть рассуждение на тему «В чем может проявляться любовь к Родине?».
Каждая тема сопровождается опорными вопросами, отвечая на которые выпускник может составить грамотное, развернутое высказывание. Например, вопросами-подсказками для раскрытия третьей темы стали следующие: «Каково ваше представление о любви к Родине? Что, по-вашему, может стать причиной любви к Отчизне? Могут ли хорошая учеба и добросовестный труд быть проявлением любви к Отчизне и почему? Какие события в вашей жизни вы считаете проявлением любви к своей стране?»
Подобные вопросы побуждают подростка обратиться и к литературному опыту (а значит, точно такие вопросы будут уместны и на уроках литературы), вспомнить о традициях семьи, основах воспитания, задуматься над композицией своего выступления, чтобы быть последовательным и убедительным.
Такие задания можно использовать не только в 8‑9‑х классах при подготовке к итоговому собеседованию, но и в классах среднего и младшего звеньев. Как показывает практика эксперта, ученик может качественно владеть письменной речью, имея высокий уровень знаний грамматики и орфографии, соблюдая требования стилистики, но быть не в силах уверенно и спокойно демонстрировать свои знания в устном виде перед незнакомым человеком. Именно поэтому важно начать работу над развитием языковой личности как можно раньше: объяснить важность последовательности в построении предложений и научить уверенно комбинировать простые и сложные варианты высказываний. Рассказывая своим детям о ценности подобной работы, привожу один из любимых примеров, которым хочу поделиться с вами, коллеги.
«Большое количество коротких предложений создает напряжение и сложность восприятия для читателя.
Гари Провост написал великолепную иллюстрацию того, что происходит, когда автор неумело и когда умело экспериментирует с ритмом текста и длиной предложений:
«В этом предложении пять слов. А вот еще пять слов. Предложения из пяти слов хорошие. Но несколько подряд становятся монотонными. Смотрите, что с ними происходит. Такое письмо становится скучным. Его звук становится ровно однообразным. Это звучит, как заевшая пластинка. Ухо требует от вас разнообразия.
Теперь послушайте. Я изменяю длину предложения и создаю музыку. Музыка. Письмо поет. У него приятный ритм, мелодика, гармония. Я использую короткие фразы. И я использую фразы средней длины.
А иногда, когда я уверен, что читатель отдохнул, я увлеку его фразой подлиннее, фразой, полной энергии, фразой-крещендо, с барабанной дробью, с ударами тарелок, со звуками, которые говорят: «Послушай, это что-то важное».
Сама по себе подготовка к сдаче экзамена по русскому языку при его качественной организации будет оказывать существенное позитивное влияние на устную речь, совершенствуя ее за счет увеличения словарного запаса и пассивного формирования навыка корректного построения предложений.
При этом полноценная подготовка к устной сдаче должна заключаться в выполнении особых упражнений, обычно не попадающих в перечень занятий девятиклассников. Подобные упражнения (правильнее их назвать заданиями итогового собеседования по русскому языку) можно найти в пособии издательства «Экзамен», работать по ним с учащимися среднего и старшего звеньев.
Безусловно, сборник «ОГЭ 2020. Итоговое собеседование по русскому языку. 36 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий» автора Г.Т.Егораевой займет место на моей книжной полке. Но для меня важно еще и то, что мой сын – пытливый географ-любитель – может найти в нем увлекательные тексты и для себя: «Многие думают, что остров Врангеля назван именем его первооткрывателя. Но барон Фердинанд Петрович Врангель, известный русский мореплаватель и полярный исследователь, не открывал землю своего имени. И все же американский китобой Томас Лонг, наткнувшийся на остров в 1867 году, назвал его правильно: никто так тщательно не изучил этот район, как Врангель» (вариант 2, задание 1).

Собранные под одной обложкой открытия – и географические, и лингвистические – выполняют свою главную задачу: последовательно и методически грамотно научить ребят учиться с увлечением, думать и размышлять над прочитанным и уметь делиться своими размышлениями.
​Анастасия МИНГАЧЕВА, заместитель директора по научно-методической работе, учитель русского языка и литературы высшей категории, эксперт ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку и литературе, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте