Раньше в Министерстве образования обсуждали прежде всего качество учебников. Теперь дискуссия ведется в основном вокруг организации их выпуска. “Об организационных мерах по обеспечению учреждений профессионального образования учебной литературой” – такова была одна из тем состоявшейся 9 марта коллегии.
Общую ситуацию с учебниками для профобразования члены коллегии охарактеризовали так: денег на них тратится даже больше, чем достаточно, но выпуск их организован не вполне разумно.
После резкого спада выпуска учебной литературы в 1992-1993 годах, когда ее издание сократилось в 2,9 раза, ситуация значительно улучшилась. Учебники и учебные пособия для высших, средних и начальных профессиональных учебных заведений выпускаются сегодня более чем двумястами издательствами, а их среднегодовой тираж в 1996-1998 годах превысил 10 миллионов экземпляров.
Но та же причина, которая вызвала несколько лет назад резкое сокращение производства, сегодня приводит к его недостаточной эффективности. Прекратилось бюджетное финансирование приобретения учебной литературы для библиотек учебных заведений – и практически полностью исчез крупнейший гарантированный покупатель учебных книг, а спрос на них стал формироваться исключительно на потребительском рынке, где основные покупатели – частные лица. Разрушены системы предварительных заказов, ежегодного выпуска издательствами тематических планов, специализированных бибколлекторов.
В итоге множество издательств выпускают мелкими тиражами большое количество наименований, что, как известно, значительно дороже, чем большие тиражи меньшего числа наименований. Маленькие тиражи обусловлены еще и инфляцией: если они не продаются в течение трех месяцев, то издательство, нуждающееся в оборотных средствах, неизбежно терпит убытки. А какие книги расходятся быстрее всего? Ходовая литература упрощенного содержания и оформления. Кроме того, “репертуар” издательств явно перекошен в сторону “модных” дисциплин: права, экономики и финансов, информатики и вычислительной техники, медицины в ущерб гуманитарным, естественно-научным и особенно техническим дисциплинам.
Отсутствует и единое информационное пространство, а информационные потоки крайне разрозненны и слабы. Например, многие региональные вузы выпускают своими силами замечательные учебники, но они остаются известными лишь в собственных стенах. С другой стороны, зачастую нет нужды в издании курса лекций доморощенного специалиста, если есть давно зарекомендовавшие себя пособия гораздо более высокого уровня. Однако последние могут быть дефицитными по причинам, описанным выше. Информационный вакуум проявляется и в отсутствии у вузов, преподавателей достоверных и регулярных сведений о рекомендуемой для использования в учебном процессе литературе. Если прежде она указывалась в типовых программах, то теперь можно опираться только на стандарты, в которых таких сведений нет.
Коллегия утвердила план выхода из создавшегося положения. Согласно решению коллегии, до 1 августа этого года будет проведен анализ обеспеченности учебной литературой учреждений профессионального образования. До 1 октября будут разработаны перспективные направления книгоиздания, которые будут содержать перечни дисциплин и предметов, не обеспеченных литературой, а также примерные требования к учебникам. К 1 ноября в сети “Интернет” появится открытая база данных “грифованных” пособий. До 10 июля будут подготовлены сводные аннотированные тематические планы издания учебников для профобразования на второе полугодие 1999 года. Такие планы станут теперь регулярными. Кроме того, совместно с Книжной палатой будут выпускаться и рассылаться в библиотеки вузов бюллетени “Учебная и научная книга” каталога “Books in print”.
Ольга ОГОРОДНИКОВА
Комментарии