Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко потребовал оперативно утвердить все недостающие нормативы для обеспечения школьников горячим питанием. Согласно проекту федерального бюджета, который поступил в Думу, на 2021 год на эти цели выделяется 59 млрд 249 млн рублей, на 2022 год предусмотрено 62,4 млрд рублей, на 2023 год – 62,1 млрд. Регионы должны четко понимать, как они могут эффективно использовать бюджетные средства, отметил депутат, а для этого они должны ориентироваться на нормативные документы. «Мы должны кормить детей в соответствии с требованиями здорового питания. От Роспотребнадзора здесь нужен документ, который будет обязателен для исполнения, а не рекомендации. Исходя из него, Минфин будет рассчитывать финансирование», – заявил Геннадий Онищенко. По его словам, актуальными остаются вопросы переоснащения пищеблоков, внедрения новых технологий. Также необходимо поставить барьер для некачественного импорта. «Те немалые средства, которые выделяет российский бюджет, должны пойти прежде всего к нашему отечественному производителю», – считает депутат. По всем обозначенным вопросам Геннадий Онищенко обратился к представителям Минпросвещения, Минфина России, Роспотребнадзора с просьбой в кратчайшие сроки дать разъяснения.
Комитет Госдумы по бюджету и налогам рассмотрел государственные программы в рамках подготовки к первому чтению проекта федерального бюджета на предстоящие три года. Председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов, выступая при обсуждении госпрограммы «Развитие образования», отметил: «Мы, по сути, сталкиваемся с сокращением расходов, запланированных на цели образования, что вызывает у нас большой вопрос, вопрос приоритетов». По словам Никонова, у профильного комитета есть опасения, связанные с возможным невыполнением плана по увеличению количества мест в образовательных организациях и с достижением других целей в этой сфере. «В сложных условиях пандемии, когда многие дети находятся на дистанционном образовании, естественно было бы предусмотреть рост расходов на обеспечение цифровизации образования. Может быть, они где-то предусмотрены, но точно не в этой государственной программе», – добавил Вячеслав Никонов. Депутат отметил, что у образовательных организаций выросли расходы на обеспечение санитарно-эпидемиологических требований, но эти средства также не предусмотрены в программе. «В целом мы видим, что проект представлен, но не окончательный», – заключил Вячеслав Никонов.
Правительство России внесло изменения в распределение субсидий на создание новых мест в школах в целях ликвидации третьей смены. Почти 12 млрд рублей на переоборудование действующих образовательных учреждений и строительство новых будет направлено в Бурятию, Дагестан, Чечню и Ингушетию, где в ряде районов высока потребность в дополнительных местах для обучения детей. Планируется, что деньги поступят в 2020‑2021 годах. Напомним, что ранее Президент России Владимир Путин поручил правительству рассчитать потребность в дополнительных местах в общеобразовательных учреждениях, поскольку количество школьников увеличивается.
Минпросвещения России представило Стратегию развития среднего профессионального образования на период до 2030 года. Одобренный на коллегии ведомства документ включает пять приоритетных направлений: обновление содержания, формирование нового ландшафта сети СПО, повышение финансовой устойчивости и целевая поддержка колледжей, повышение квалификации кадров, развитие культуры профессиональных соревнований.
Говоря об обновлении содержания образования, первый заместитель министра Дмитрий Глушко отметил, что в настоящее время ФГОС обновлены по 87 профессиям и специальностям, еще по 19 стандарты находятся на утверждении, в том числе по трем новым профессиям. Продолжится внедрение демонстрационного экзамена. Министерство ставит задачу, чтобы он стал обязательным условием выпуска студентов СПО на рынок труда по всем специальностям.
Первыми шагами в формировании нового ландшафта сети СПО станут повышение уровня материально-технической оснащенности колледжей и техникумов, создание мастерских, соответствующих современным международным стандартам. В стратегию заложено и появление новых форм: при колледжах планируется открытие малых инновационных предприятий, учебно-производственных участков, на которых студенты параллельно с учебой смогут зарабатывать. Кроме того, планируется создание филиалов российских колледжей и техникумов за рубежом.
Ключевым направлением повышения квалификации работников системы СПО станет формирование нового набора компетенций педагогов. Для тех, кто приходит на работу в колледжи с производства, акцент будет сделан на педагогических компетенциях. Для тех, кто имеет педагогическое образование, но не имеет опыта работы на предприятиях, акцент будет направлен на обучение профессиональным компетенциям.
Минпросвещения России создаст на базе педвузов педагогические «Кванториумы». Об этом в ходе заседания коллегии ведомства сообщил директор Департамента подготовки и профессионального развития педагогических кадров Андрей Милехин. Предполагается, что такие комплексы позволят студентам знакомиться с новейшим учебным оборудованием и овладевать современными педагогическими технологиями уже в университете. Их открытие планируется в рамках развития национальной системы профессионального роста педагогических работников. Среди других мер – ориентирование выпускников школ на педагогические профессии, обновление квалификационных категорий учителей, подготовка эффективных управленческих кадров.
Коллегия Минпросвещения России одобрила концепцию преподавания учебного курса «История России» для школ. По словам заместителя министра Виктора Басюка, при его подготовке были учтены замечания и предложения, которые поступили от научной и педагогической общественности, в том числе ассоциаций учителей-предметников, РАН и РАО. В структуру концепции включен раздел «Методологические основы курса», что отличает ее от концепций преподавания других предметов.
Научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян подчеркнул, что историко-культурный стандарт, как и концепция, выступает в роли навигатора, показывает те обязательные темы, которые должны пройти в каждой школе, но их трактовка зависит от учителя. Он также отметил, что преподавание предмета перешло от концентрического принципа к линейному, расширена программа изучения истории XX века, ее будут проходить в 10‑м и 11‑м классах. Теперь, считает Александр Чубарьян, в соответствии с принятой концепцией необходимо синхронизировать курс всеобщей истории в школе.
На заседании Общественного совета при Минпросвещения России обсудили подготовку педагогов и повышение престижа профессии учителя. Профессор РГПУ имени А.И.Герцена, заместитель директора президентского физико-математического лицея №239 Санкт-Петербурга Сергей Рукшин выделил основные проблемы в сфере подготовки педагогических кадров и перечислил наиболее часто озвучиваемые решения, включая изменения требований к преподавателям и выпускникам педагогических вузов, восстановление государственной системы методической помощи. Он также предложил создать отдельную рабочую группу по вопросам усовершенствования системы подготовки, переподготовки и аттестации педагогов.
Заместитель министра просвещения Виктор Басюк заявил, что один из ключевых приоритетов министерства – выстроить единую систему подготовки учителей в рамках системы педагогического роста. Особое внимание уделяется возрождению педагогических классов в школах и системы методической помощи учителям, а также созданию пула базовых школ при педагогических вузах. В числе других важных направлений замминистра назвал развитие конкурсов педагогического мастерства, информационную политику по повышению престижа профессии, распространение лучших практик. «Мы будем очень благодарны членам Общественного совета за помощь», – подытожил Виктор Басюк.
На заседании также был рассмотрен проект постановления Правительства РФ о внесении изменений в государственную программу «Развитие образования».
Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев в ходе Всероссийской встречи с родителями ответил на вопросы о проведении ЕГЭ, ОГЭ и всероссийских проверочных работ в текущем учебном году. Самым популярным был вопрос о том, будет ли ЕГЭ обязательным для всех одиннадцатиклассников, или, как в прошлом учебном году, его будут сдавать только те, кто собирается поступать в вуз. По словам Анзора Музаева, сейчас рано говорить о том, нужно ли будет в этом году принимать аналогичное решение. Также пока не планируется переносить основной срок проведения итогового сочинения (2 декабря) и отменять экзамены в 9‑х классах.
ЕГЭ по информатике в 2021 году впервые пройдет на компьютере. Анзор Музаев пояснил, что такая форма экзамена будет применена для всех участников во всех регионах. Перед ее введением пройдут апробации, в которых смогут поучаствовать большинство выпускников, планирующих сдавать этот предмет. Демоверсия компьютерного ЕГЭ по информатике и тренажер размещены на ресурсах Федерального института педагогических измерений и Федерального центра тестирования.
Многие из поступивших вопросов касались всероссийских проверочных работ. По словам Анзора Музаева, проведение ВПР осенью 2021 года было необходимо для выявления пробелов в знаниях учеников после периода дистанционного обучения и организации работы над их устранением. Весной 2021 года ВПР также пройдут, если это позволит эпидемиологическая обстановка. Они будут проводиться в 4‑8‑х и 11‑х классах.
Ответы на популярные вопросы будут размещены на официальном сайте Рособрнадзора.
Комментарии