Президент России Владимир Путин подписал закон об интеграции новых регионов в образовательную сферу страны.
Образовательные организации в новых субъектах РФ должны привести свою деятельность в соответствие с требованиями Федерального закона «Об образовании в РФ» не позднее 1 января 2026 года.
Детские сады и школы Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей передаются на региональный уровень, функции их учредителей до 1 января 2026 года будут выполнять соответствующие органы государственной власти.
Согласно документу уровни общего, среднего профессионального и высшего образования, установленные в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях, приравниваются к соответствующим уровням образования в России. Также Российская Федерация признает ученые степени и звания, образовательно-квалификационные уровни, полученные в новых регионах.
Минпросвещения совместно с Рособрнадзором установят особенности и формы проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) для выпускников школ из новых регионов до 2026 года включительно.
Выпускники, окончившие школу и успешно прошедшие итоговую аттестацию на территории новых регионов до их принятия в Россию, смогут выбрать, какие экзамены сдавать для поступления в вуз. С 2022-2023 по 2026-2027 учебный год им разрешается поступать в университеты по результатам ЕГЭ или вступительных экзаменов, установленных вузами самостоятельно.
Образовательные организации в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях будут работать на основе временной лицензии, предоставляемой Рособрнадзором. Лицензии, действовавшие на день принятия регионов в Россию, будут признаваться до 1 января 2025 года. Временная лицензия будет действовать до получения бессрочной, но не позднее чем до 1 января 2026 года. Такие же сроки устанавливаются для получения временных, а затем и основных свидетельств о государственной аккредитации образовательной деятельности.
Документ также устанавливает, что филиалы иностранных образовательных организаций на территории новых регионов должны прекратить свою деятельность не позднее 1 июля 2023 года.
С 1 сентября 2023 года школьные автобусы смогут ездить по платным дорогам бесплатно. Соответствующий закон Государственная Дума приняла в третьем чтении.
Норма распространится на все автобусы, которые перевозят организованные группы детей, например, на соревнования или экскурсии, в лагеря отдыха, пояснил председатель Госдумы Вячеслав Володин. «По платным дорогам дети смогут ездить с большим уровнем комфорта и безопасности, быстро и без пробок, а значит, будут меньше уставать, – отметил он. – Кроме того, эта возможность, которую мы вводим с нового учебного года, позволит сэкономить муниципальные, школьные и семейные бюджеты».
Правительство РФ направит 1 млрд рублей на туристическую программу для школьников, благодаря которой ребята могут совершать короткие экскурсионные поездки по родному краю или соседним регионам. Распоряжение об этом подписал премьер-министр Михаил Мишустин.
В 2023 году число регионов, участвующих в программе, увеличилось с 18 до 29. Федеральные средства позволят компенсировать их затраты на разработку специальных турпакетов для детей школьного возраста и организацию таких поездок. Предполагается, что в этом году в рамках программы не менее 200 тысяч детей смогут совершить небольшие увлекательные путешествия, расширив свой кругозор.
В 2022 году на реализацию программы было направлено 500 млн рублей, в ней приняли участие 100 тыс. школьников.
Объем финансирования на развитие передовых инженерных школ увеличен в 4 раза, сообщает Минобрнауки России.
Гранты распределены между 30 вузами в зависимости от результатов, достигнутых ими в прошлом году. Четыре университета получат грант в размере 514,004 млн рублей, 20 вузов – по 348,221 млн рублей, шесть вузов – по 182,440 млн рублей.
Общий объем финансирования проекта «Передовые инженерные школы» в 2023 году составил свыше 10 млрд рублей, что в 4 раза больше прошлогодних показателей.
Напомним, что 30 передовых инженерных школ были открыты в 2022 году в 15 регионах России на базе университетов различной ведомственной принадлежности. Наибольшее число передовых инженерных школ представляют Приволжский (9 вузов), Центральный (8 вузов) и Северо-Западный федеральные округа (5 вузов).
Возле здания Московского педагогического государственного университета открыли памятник Константину Ушинскому в честь 200‑летия великого педагога. В торжественной церемонии приняли участие полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Игорь Щеголев, глава Минпросвещения России Сергей Кравцов, председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова и ректор МПГУ Алексей Лубков.
Игорь Щеголев выразил пожелание, чтобы наследие Ушинского жило не только в архивах, но и в нашей повседневной жизни, чтобы учителя воспитывали на нем подрастающее поколение. Он также вручил коллективу МПГУ Благодарность Президента России за заслуги в подготовке квалифицированных специалистов и многолетнюю добросовестную работу.
После торжественной церемонии состоялось расширенное заседание правления Ассоциации развития педагогического образования. Министр просвещения Сергей Кравцов подчеркнул, что одна из ключевых задач Года педагога и наставника – принятие закона по защите учителя. В нем будет закреплен особый статус педагога, который оградит его от неправомерных действий.
Кроме того, Сергей Кравцов рассказал, что принято решение о расширении проекта «Разговоры о важном» на педагогические вузы, подведомственные Минпросвещения. По аналогии со школами неделя в педвузах будет начинаться с исполнения государственного гимна и поднятия государственного флага.
В МПГУ в честь торжественного события состоялся фестиваль педагогических практик «Идеи К.Д.Ушинского в школе XXI века», прошел премьерный показ документального фильма «Константин Ушинский. Отец русской школы».
Родители школьников смогут стать участниками внеурочных занятий «Разговоры о важном». Об этом в ходе пресс-конференции в ТАСС заявил глава Минпросвещения России Сергей Кравцов.
Как отметил министр, цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном» направлен на формирование уважительного отношения к нашей стране, к ее богатой истории и культуре. Для разных классов разработан свой формат с учетом возраста ребят. По мнению Сергея Кравцова, к таким проектам актуально привлекать родителей. «Важно только найти соответствующий формат, чтобы родителям было так же интересно, как детям. Это непростая задача, и мы сейчас над ней работаем. Я советую приходить в школы и смотреть, как идут такие уроки», – резюмировал министр.
Также он сообщил, что со следующего учебного года в школах всех регионов страны будет введена должность советника по воспитанию с федеральной доплатой. Напомним, что советники директора по воспитанию появились в школах 10 пилотных регионов с 1 марта 2021 года. С 1 сентября 2022 года новая должность введена в школах еще 35 регионов.
Минпросвещения России до 15 марта собирает заявки на проведение экспертизы электронных учебно-методических материалов для включения в Федеральный перечень электронных образовательных ресурсов.
Для проведения экспертизы лицо, которому принадлежит исключительное право на электронные образовательные ресурсы в образовательной организации, должно подать лично или через уполномоченного представителя в Минпросвещения России заявку на включение электронных учебно-методических материалов в Федеральный перечень. Заявку также можно направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Минпросвещения и Рособрнадзор подготовили проект приказа об особенностях проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) для выпускников из новых регионов России по 2026 год включительно.
Особенности касаются учеников школ, расположенных в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях, а также ребят из этих территорий, принятых с 2021-2022 учебного года в школы других регионов России.
В соответствии с проектом приказа данные выпускники допускаются в 2022-2023 учебном году к ГИА-9 без прохождения итогового собеседования по русскому языку, к ГИА-11 – без написания итогового сочинения (изложения).
Девятиклассники из новых субъектов России в 2023 году получат аттестат по результатам промежуточной аттестации. В 2023-2024 учебном году ГИА для них будет проведена в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ) по двум обязательным предметам: русскому языку и математике. При этом дети с ограниченными возможностями здоровья вправе будут пройти ГИА в форме промежуточной аттестации.
В 2024-2025 и 2025-2026 учебных годах ГИА-9 для выпускников из новых регионов будет проводиться по четырем учебным предметам (двум обязательным и двум по выбору) в форме ОГЭ или ГВЭ. Участникам с ОВЗ для получения аттестата будет достаточно сдать экзамены только по обязательным предметам.
Одиннадцатиклассники из новых регионов в 2022-2023 учебном году смогут получить аттестат по результатам промежуточной аттестации либо по своему желанию сдать ЕГЭ.
В 2023-2024 и 2025-2026 учебных годах выпускники из новых регионов будут проходить ГИА-11 в форме ЕГЭ или ГВЭ по двум обязательным предметам. Для участников с ОВЗ в 2023-2024 учебном году сохранится возможность пройти ГИА-11 в форме промежуточной аттестации, в последующие два года они будут проходить ГИА-11 в форме ЕГЭ или ГВЭ по русскому языку.
Комментарии