Президент России Владимир Путин в режиме видеоконференции провел заседание президиума Государственного совета о задачах субъектов РФ в сфере общего образования. Открывая заседание, Владимир Путин подчеркнул, что основная цель – обеспечить высокий уровень качества образования во всех школах страны, помочь тем детям, которые по разным причинам испытывают трудности с обучением. Как заметил президент, на сегодняшний день дифференциация качества образования остается очень высокой, особенно на ступени с пятого по девятый класс. «Очевидно, что надо оказать поддержку тем школам, которые пока недотягивают до необходимого уровня», – сказал глава государства.
По мнению президента, дети должны иметь возможность оставаться в школе после уроков, чтобы выполнять домашние задания в группах продленного дня и заодно посещать кружки, заниматься спортом. На первый план выходят вопросы оплаты труда учителей. «Мы уже не раз говорили, что действующую систему необходимо модернизировать, учитывать новые, возросшие требования к профессии, квалификации учителя. А значит, работать над тем, чтобы рос престиж учительского труда в обществе», – подчеркнул Владимир Путин. Многих педагогов задевает термин «услуга», заметил президент и предложил подумать о корректировке законодательства, чтобы это слово использовалось только в бюджетно-финансовых документах.
Также глава государства призвал развивать практику вовлечения учеников в процесс модернизации учебных заведений. По его словам, в рамках специальной программы капитального ремонта школ до конца 2026 года планируется привести в порядок более 7300 школьных зданий, в том числе 3000 в ближайшие два года. Программа будет включать не только ремонт, но и внутреннее оснащение, и установку современного учебного оборудования.
Глава Минпросвещения России Сергей Кравцов в свою очередь сообщил, что к началу этого учебного года свыше 8000 сельских школ уже оснащены современной техникой. Министерство разрабатывает единую систему оплаты труда педагогов, чтобы гарантировать равные и прозрачные условия по всей стране. «Мы планируем, что каждый регион разработает свой комплексный план совершенствования системы школьного образования, который бы включал и укрепление материально-технической базы, и привлечение учащихся к проектированию школьных пространств, и отдельно меры по поддержке и повышению квалификации учителей», – подчеркнул министр.
Обсуждение коснулось и Всероссийского конкурса «Учитель года». Так, Алихан Динаев, учитель года России-2018, предложил увеличить число номинаций и премий для конкурсантов.
Также прозвучали предложения о расширении географии проекта по введению должности советника директора школы по воспитанию, создании стажировочных площадок для учителей на базе региональных центров, работающих по модели «Сириуса», сокращении количества проверок и всевозможных оценочных процедур в школах.
Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин в ходе поездки в Нижний Новгород посетил гимназию №25 имени А.С.Пушкина. Вместе с премьер-министром в гимназии побывали полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Игорь Комаров, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, министр просвещения РФ Сергей Кравцов, председатель Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Андрей Макаров.
Школьное здание, построенное в 1939 году, на сегодняшний день находится в неудовлетворительном состоянии. Износ составляет 65%. Как сказал Глеб Никитин, по региональной программе на этот год выделены средства на ремонт кровли и фасада здания гимназии №25. Полный комплексный ремонт был запланирован на 2023-2024 годы. В ходе визита обсуждалась возможность включения гимназии в федеральную программу капитального ремонта школ, которая разрабатывается по поручению Президента России. По словам губернатора, если гимназия будет включена в федеральную программу, то провести ремонт в ней можно будет уже в следующем году.
Школы страны готовы к приему 17 миллионов учеников, учебный год начнется в очном режиме. Об этом на VIII Общероссийском родительском собрании сообщил министр просвещения РФ Сергей Кравцов. Встреча прошла в формате открытого межрегионального диалога с подключением из всех федеральных округов.
Сергей Кравцов отметил, что будут усилены противоэпидемиологические меры, предписанные Роспотребнадзором, чтобы обеспечить здоровье учащихся и педагогов, и попросил родителей отнестись к этому с пониманием. При этом министр подчеркнул, что к детям не будут предъявляться никакие требования, связанные с вакцинацией. Прививки рекомендуются педагогам и другим работникам образования как действенный способ защитить свое здоровье.
Говоря о ключевых направлениях работы Минпросвещения России, глава ведомства выделил такие вопросы, как формирование развивающей среды в школе, возрождение единого образовательного пространства, усиление воспитательной работы.
«Совместно с Министерством культуры мы реализуем масштабный проект «Пушкинская карта», который позволит школьникам бесплатно посещать театры, музеи. Также в области внеучебной деятельности есть большая программа по организации различных мероприятий, в том числе театральных конкурсов среди школьников. Советники директоров школ по воспитанию, которые прошли обучение на базе «Артека», будут вовлекать детей в позитивную повестку и работать вместе с родителями», – сказал Сергей Кравцов.
Министр призвал родителей быть в контакте с учителями, максимально участвовать в жизни школы, в том числе активно следить за ситуацией, связанной с организацией горячего питания. По его словам, в 2022 году на горячее питание учеников младших классов в бюджете предусмотрено 62,5 млрд рублей, что на 4 млрд больше, чем в текущем году.
Минпросвещения России разработает федеральные рабочие программы для учителей с рекомендациями по изучению учебного материала в каждом классе. Об этом глава ведомства Сергей Кравцов сообщил на форуме «Время образования», прошедшем в Подмосковье.
Поправки, внесенные в Закон «Об образовании в РФ», позволят педагогам применять программы, подготовленные специалистами министерства, не разрабатывая свои. По словам министра, федеральные рабочие программы появятся к 2022 году. «Мы их внесем в реестр, и, соответственно, учителя смогут ими пользоваться. Там помимо минимума содержания образования, о котором мы все говорили, есть уже и новые идеи в части развития инновационных и креативных компетенций», – подчеркнул Сергей Кравцов.
Победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2020 Михаил Гуров в свою очередь отметил, что создание таких рабочих программ позволит обеспечить каждому россиянину доступ к качественному образованию.
Рособрнадзор рассказал об изменениях в ЕГЭ, которые запланированы на ближайший год. Нововведения будут практически по всем предметам, кроме информатики. «Экзамены будут нацелены не на заучивание формул, событий, а на то, чтобы ребята после школы умели применять знания на практике», – заявил глава ведомства Анзор Музаев.
Как подчеркнули в пресс-службе Рособрнадзора, изменения обусловлены тем, что в 2022 году школу будут оканчивать дети, которые с первого класса учились по современным школьным стандартам. Проекты документов, регламентирующих структуру и содержание контрольных измерительных материалов ЕГЭ в 2022 году, включая демонстрационные варианты заданий, опубликованы на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).
Так, например, в ЕГЭ по базовой математике добавлены задания, проверяющие умения выполнять действия с геометрическими фигурами, строить и исследовать простейшие математические модели. Из экзаменационной работы по истории исключено историческое сочинение, но добавлено новое задание на установление причинно-следственных связей, а вместо задания с кратким ответом, посвященного Великой Отечественной войне, включено задание с развернутым ответом, предполагающее работу с историческими источниками. В ЕГЭ по литературе обогащен литературный материал: шире представлена поэзия второй половины ХIХ-ХХ веков, отечественная литература ХХI века, включена зарубежная литература. Повышены требования к объему сочинения, теперь оно должно содержать не менее 200 слов. Время, отведенное на выполнение экзаменационных работ по истории и обществознанию, сокращено с 235 до 180 минут.
ФИПИ приглашает к обсуждению опубликованных материалов. Вопросы и предложения можно направлять на адрес: fipi@fipi.ru до 30 сентября 2021 года.
Юные программисты из России показали блестящие результаты на 5‑й Европейской юниорской олимпиаде школьников по информатике. Все четыре школьника, входившие в российскую сборную, получили золотые медали, а Ренат Каримов из Республики Татарстан занял абсолютное первое место.
В этом году соревнования принимал город Плоешти (Румыния). В связи со сложной эпидемиологической ситуацией олимпиада проходила дистанционно и объединила рекордное число школьников – 107 официальных участников из 30 стран, а также 64 внеконкурсных участника.
По условиям олимпиады в этом году каждая страна могла представить две команды – основную и дополнительную, для которой участие в состязании является тренировочным. По итогам выступления российские школьники из дополнительной команды также показали отличный результат: Андрей Цой из Новосибирска получил эквивалент золотой медали, а остальные участники – эквиваленты серебряной.
Комментарии