В Совете Федерации состоялся круглый стол «О законодательном обеспечении качества современного высшего образования». В том числе затрагивались проблемы целевого приема в вузы. Как сообщил директор Департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев, более половины договоров о целевом обучении сегодня не содержат мер соцподдержки студентов и сроков трудоустройства выпускников. По итогам дискуссии подготовлены рекомендации органам власти и работодателям. Так, Правительству России предлагается, в частности, обеспечить внесение в Госдуму проекта федерального закона о совершенствовании института целевого приема на обучение в вузы, продолжить работу по созданию и развитию ресурсных центров организаций высшего образования. Органам госвласти субъектов РФ предложено заняться совершенствованием механизмов мониторинга потребностей регионального рынка труда, его взаимосвязи с системой подготовки кадров. Объединениям работодателей рекомендовано принять участие в формировании современных требований к рабочим кадрам, а также в разработке отраслевых профессиональных стандартов.
Государственная Дума в своем обращении к премьер-министру Дмитрию Медведеву выразила обеспокоенность ситуацией с финансированием отраслевых вузов, а точнее, его растущей дифференциацией. Депутаты отмечают, что в расчете на одного студента нормативы бюджетного финансирования вузов, находящихся в ведении разных министерств, различаются в 2 раза и более. Особенно кричащей глава палаты Вячеслав Володин назвал ситуацию с вузами Минздрава, где на каждого студента, по его словам, ежегодно выделяется около 72 тысяч, тогда как в вузах Минобрнауки – порядка 170 тысяч. Финансирование аграрных вузов, по данным Минсельхоза, в 2017 году снизится на 1,23 млрд рублей, вузов Минкультуры – на 1,1 млрд. «Возникают риски срыва выполнения государственных заданий, проведения необходимого капитального ремонта учебных корпусов и общежитий, оплаты коммунальных услуг», – предупреждают парламентарии. Депутаты предлагают пересмотреть методику расчета нормативов финансирования вузов. Государственная Дума в первом чтении отклонила проект закона «Об образовании для всех», внесенный депутатами от КПРФ. Авторы законопроекта, в частности, предлагали увеличить ежегодное финансирование сферы образования до 7% ВВП, распространить на педагогов гарантии госслужащих, установить, что размер средней ставки учителей должен превышать средний размер оплаты труда в регионе и быть не меньше, чем средний размер оплаты труда в России, приблизить стипендии к прожиточному минимуму, а также рассматривать ЕГЭ как одну из возможных форм итоговой аттестации и конкурсных испытаний при приеме в вузы. Комитет Госдумы по образованию и науке не поддержал законопроект, указав на его многочисленные противоречия. Вместе с тем отдельные новеллы законопроекта, по мнению комитета, после доработки могут быть рассмотрены в качестве самостоятельных законодательных инициатив. Например, это касается ограничений проверок образовательных учреждений надзорными органами. 14 февраля в Государственной Думе прошли парламентские слушания «Патриотическое воспитание граждан России: «Бессмертный полк». Депутат Николай Земцов, оценивая масштабы движения, напомнил, что в последнем шествии Бессмертного полка только в России участвовали 16 миллионов человек. Кроме того, шествия прошли в более чем 70 странах мира. Основная задача слушаний состояла в том, чтобы обобщить опыт патриотических акций и патриотического воспитания в стране в целом. Заместитель председателя Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий предложил принять федеральный закон, который позволит установить единый подход к патриотическому воспитанию, определит полномочия органов власти и муниципалитетов. Идею поддержала заместитель председателя Комитета по образованию и науке Лариса Тутова: «Конечно, закон не заставит полюбить Родину, но позволит создать условия для патриотического воспитания, скоординировать усилия тех, кто занимается этим важным направлением». В Государственной Думе состоялось заседание рабочей группы по вопросам противодействия деятельности, связанной со склонением несовершеннолетних к суициду. Как сообщила заместитель председателя Госдумы Ирина Яровая, в 2016 году в России 720 детей покончили жизнь самоубийством. С 2012 года выявлено 13 тысяч интернет-ссылок с суицидальной тематикой. «Ребенком манипулируют дистанционно. И занимаются этим взрослые, профессионально подготовленные люди», – полагает депутат. Она предложила ввести уголовную ответственность за склонение несовершеннолетних к самоубийству путем уговоров, предложений, подкупа и обмана. Одновременно, полагает депутат, необходимо установить ответственность за содействие в совершении самоубийства, в том числе советами. Под действие закона в случае его принятия попадет и деятельность по вовлечению детей и подростков в заведомо опасные игры. Кроме того, закон обяжет Роскомнадзор информировать правоохранительные органы о сайтах, пропагандирующих суицид, для последующего выявления лиц, причастных к распространению такой информации. На заседании Правительства РФ 16 февраля в числе других был рассмотрен вопрос о распределении субсидий, предоставляемых в 2017 году ведущим университетам в целях повышения их международной конкурентоспособности. Как подчеркнул премьер-министр Дмитрий Медведев, цель остается прежней: чтобы как минимум пять российских вузов вошли в мировой Топ. В этом году субсидии получит 21 университет. Отметим, что в соответствии с утвержденным бюджетом и изменениями, внесенными в постановление Правительства РФ от 16 марта 2013 года №211 о мерах государственной поддержки ведущих университетов, ее общий объем в 2017-2019 годах будет сокращен на 12,7 млрд рублей: с 14,5 до 10,6 млрд в 2017 году, до 10,2 млрд в 2018-м и до 10 млрд в 2019-м. По объемам финансирования на 2020 год изменений нет. В Минобрнауки России состоялась встреча заместителя министра Павла Зеньковича с президентом фонда «Альянс Франсез» Жеромом Клеманом. Стороны подробно обсудили вопросы популяризации русского языка во Франции и французского – в России, а также перспективы сотрудничества в области образования и молодежных обменов. Жером Клеман выразил готовность фонда участвовать в программах повышения квалификации преподавателей французского языка в России и обучения российских студентов во французских филиалах. На круглом столе в Минобрнауки России обсудили перспективы развития российских студенческих отрядов. Важность их работы подчеркнул заместитель Председателя Правительства РФ Виталий Мутко: «Это молодежь, на которую можно опираться, ставить перед ней самые серьезные задачи». Вице-премьер напомнил об успешном привлечении студотрядов к строительству объектов Олимпиады-2014 и отметил, что студентов ждут для подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года и зимней Универсиаде-2019 в Красноярске. В рамках круглого стола состоялось прямое включение с зимней студенческой стройки на космодроме «Восточный», где сейчас трудятся 80 студентов из пяти регионов. Присоединились к мероприятию и студенты из Симферополя, рассказавшие о работе первого Всероссийского сельскохозяйственного отряда в Крыму. Минобороны и Минкультуры России подписали соглашение о сотрудничестве, в том числе в сфере патриотического воспитания молодежи. Ведомства намерены содействовать организации патриотического воспитания в образовательных учреждениях, способствовать развитию туризма среди детей и молодежи, привлекать молодых людей к краеведению, спорту. Соглашение предусматривает совместное проведение военно-исторических реконструкций, координацию поисковой работы. Также решено вместе создавать художественные и учебные фильмы. Рособрнадзор подготовил интерактивное анимационное приложение, рассказывающее о различных процедурах оценки качества образования: всероссийских проверочных работах, национальных исследованиях качества образования, итоговой аттестации в 9-х классах (ГИА-9) и едином государственном экзамене. Вместе с героем приложения – мальчиком Алексеем – школьники, выпускники, а также их родители смогут в игровой форме ознакомиться с наиболее важными процедурами оценки знаний в школе, а также поэтапно пройти процесс подготовки, допуска и сдачи ЕГЭ. Начать свое путешествие можно, зайдя на сайт выборбудущего.рф.
Комментарии