search
main
0

Одним повторением не обойтись

Бесплатный сыр бывает только в мышеловке?

Григорий Валерьевич СУЗИ преподаватель истории и обществознания Петрозаводского президентского кадетского училища. В 2016 году он занял второе место в финале Всероссийского конкурса «Мой лучший урок», а через два года – в номинации «Педагогический дебют» регионального конкурса «Педагог года». В период изоляции Григорий Валерьевич выступал с открытыми лекциями для всех желающих. Теперь же он проводит бесплатные консультации по подготовке к единому государственному экзамену по истории. Подробнее о том, почему это актуально и важно для будущих выпускников, а также об одном сокровенном новогоднем желании рассказывает учитель года Карелии-2020 Григорий Сузи.

Григорий Валерьевич СУЗИ

– Задания ЕГЭ с каждым годом становятся все сложнее и сложнее. Григорий Валерьевич, а с какими трудностями сталкивается учитель, когда начинает готовить учеников к ЕГЭ по истории?

– ЕГЭ по истории сложен в первую очередь из-за объема материала, который нужно повторить. А зачастую выучить почти с нуля. Все, что изучалось в 5-11‑х классах, может встретиться на экзамене. Даже Древняя Греция. Потому что недавно в экзамен были добавлены задания по Всемирной истории с самого начала существования человеческой цивилизации. Именно поэтому первая сложность, с которой сталкивается учитель, – это повторение всего материала нескольких лет за один 11‑й класс. Вторая сложность кроется в разнообразии заданий, из которых состоит ЕГЭ. Нужно разбираться и в отечественной, и в зарубежной истории: знать термины, уметь работать с картой и текстом, отличать один храм от другого, приводить аргументы к заданному тезису и так далее. Так что одним повторением теории не обойтись, необходимо постоянно практиковаться и выполнять задания. А проверка заданий второй части очень энергозатратная, особенно если учитель готовит десятки выпускников сразу.

– При каких условиях, по вашему мнению, этот экзамен может или должен стать обязательным?

– Понимаю, что любое упоминание о дополнительных обязательных экзаменах вызывает у учителей критику, потому что нагрузка и так большая. На мой взгляд, если экзамен по истории все же будет введен как обязательный, то он должен быть представлен в двух вариантах: базовом и профильном. Для подготовки к сдаче базового экзамена должно хватать двух уроков истории в неделю без дополнительных консультаций. В ином случае нагрузка на учеников и педагогов еще больше возрастет, а любовь к истории отнюдь не станет сильнее.

– Звучит вполне резонно. А что вы предлагаете в помощь для подготовки к экзаменам?

– Главный совет, который я всегда даю, одновременно прост для понимания и сложен для выполнения: готовиться к экзамену нужно начинать не в 11‑м классе. И дело не в том, что нужно нанимать репетиторов еще в начальной школе, а в том, что необходимо использовать время уроков с максимальной пользой. Не надеяться, что за последний год в школе все наверстаешь. Когда существовала концентрическая система обучения истории, то можно было за 10-11‑й классы восполнить пробелы, которые появились в среднем звене. Поэтому я 1 сентября каждому десятикласснику сказал, что у него еще есть возможность выучить историю заново. Безусловно, в нынешней линейной системе преподавания тоже есть блок с повторением материала, но в меньшем объеме.

Тем же, кто уже начал готовить к ЕГЭ по истории, я всегда советую работать сразу по нескольким пособиям, каждое из которых позволит отработать определенный тип заданий: работа с картой, зарубежная история, культура и так далее. Это не слишком удобно, но и другого выхода пока нет. К сожалению, объем материала по истории не позволяет в одном пособии объединить абсолютно все.

– Как родилась идея консультировать всех желающих?

– Я готовлю к ЕГЭ по истории уже восьмой год. Накопился некоторый опыт, которым я могу поделиться с теми, кому это необходимо. Когда я начинал проект бесплатных консультаций для всех желающих, то подумал, что в первую очередь смогу помочь тем, у кого помимо общеобразовательной школы нет дополнительных ресурсов в виде репетитора или платных курсов. К тому же мне хотелось проверить, будут ли мои консультации пользоваться спросом не только у моих учеников, но и у тех, кто даже не знаком со мной лично. Одно дело – учить тех, кто обязан приходить к тебе на уроки, а совсем другое – заинтересовать и привлечь к совместной работе тех, кто может пойти учиться к другим преподавателям.

– Что за время общения с аудиторией онлайн вы поняли? Возможно, выделили какие-то плюсы и минусы?

– Можно заниматься онлайн ничуть не хуже, чем при очной встрече, если есть мотивация и интерес к предмету. Электронные ресурсы позволяют сделать процесс обучения асинхронным и вполне удобным для учеников и учителя. Например, возможна автоматическая проверка выполнения заданий или запись занятия для пропустивших онлайн-встречу. Конечно, живое общение не заменить онлайн-конференциями, но в некоторых случаях дистанционные форматы даже удобнее.

– В ваших соцсетях горячий отклик вызвал пост о новогоднем желании. Могли бы вы рассказать об этом подробнее?

– Многие люди дают себе новогодние обещания. Чаще всего они связаны с чем-то личным. Я решил, что в 2023 году хочу реализовать давнюю мечту – написать такой учебник по подготовке к ЕГЭ по истории, который мне самому было бы интересно и полезно читать 15 лет назад при подготовке к экзаменам. Я хочу обобщить все свои знания в удобной и наглядной форме.

Каждый параграф будет начинаться со Всемирной истории в необходимом для экзамена объеме, затем блок отечественной истории, который будет сразу включать термины с определениями, карты с выделением самых важных объектов, тексты источников с подсказками, какие фразы являются ключевыми, иллюстрации с пояснениями и подсказками, на что нужно в первую очередь обратить внимание. Как я вижу свою задачу сейчас: написать материал, который станет основой для подготовки к ЕГЭ по истории. Конечно, в таком учебнике невозможно объединить весь материал по всем темам, не хватит и тысячи страниц. Но я постараюсь кратко и ярко выделить основное по каждому разделу. Об этом обещании я и написал у себя на стене ВКонтакте. И прикрепил некоторые страницы из уже написанных, пусть и в черновом варианте, глав. Во-первых, для меня это будет дополнительным стимулом не откладывать работу. К тому же я стараюсь писать по небольшой главе к каждой консультации, которую провожу для своих учеников. Во-вторых, я хочу узнать, насколько такой формат будет востребован учениками и коллегами. Всегда готов услышать их рекомендации и советы. Это подстегнет меня к дальнейшей работе.

– Этот учебник будет для всех или только для тех, кто готов его купить?

– Пока я не думаю о монетизации проекта. Главное желание – это написать учебник, действительно полезное и интересное пособие. Как я уже говорил, сейчас я пишу учебник в первую очередь для своих учеников.

Справка

Изменения в ЕГЭ-2023 по истории

В экзаменационной работе текущего учебного года увеличено число вопросов о Великой Отечественной войне. Например, первое задание проверяет знание хронологии, в нем необходимо установить соответствие между указанными событиями и годами. Среди представленных событий одно обязательно будет посвящено Великой Отечественной войне. В пятом задании нужно установить соответствие между указанными событиями и их участниками.

Кроме того, появилось новое – восьмое – задание по данной тематике. Здесь выпускнику предстоит рассмотреть изображение и выполнить задачу: например, заполнить пропуск в предложении (словом или сочетанием слов). Еще одно задание, которое уже давалось в прошлом году, а в настоящее время поставлено на 17‑ю позицию, также посвящено теме Великой Отечественной войны и направлено на работу с источниками.

Следующее изменение в ЕГЭ по истории 2023 года: добавлено задание на умение сравнивать исторические события, явления, процессы. Требуется написать тезис – обобщенное оценочное суждение, которое содержит информацию о сходстве или различии каких-либо объектов. Например, сравнить положение дворянства при Екатерине II и при Петре I. Также нужно привести два обоснования данного тезиса, основанные на исторических фактах.

Еще одно изменение: увеличено время на выполнение работы из-за изменения количества заданий. Теперь вместо 180 минут дают 210 минут.

Мария ГОЛУБЕВА, Республика Карелия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте