Оказывается, в школе можно что-то улучшать и менять в пяти сферах: учения и обучения, жизненного пространства школы, школьного менеджмента, отношений образовательного учреждения и внешнего окружения и в сфере профессионализма кадров. Об этом мы узнали в 2005 году, когда команда нашей школы прошла обучение у австрийских экспертов по работе над улучшением качества школы. Тогда Департамент образования Ярославской области, Комитет по образованию Федеральной земли Штирия (Австрия), фонд «Культурконтакт» (Австрия) и фонд «Новая Евразия» запустили проект «Школьная команда как инструмент развития образовательного учреждения». В числе нескольких школ – участников проекта оказались и мы.
Состав команды – администрация школы и инициативные, высокопрофессиональные педагогические кадры. Самые серьезные проблемы наша команда обнаружила в сфере учения и обучения – снижение результатов ЕГЭ и мотивации детей к учению, общее снижение уровня контингента школы. Самым сложным стало умение спланировать маленькие, но конкретные и реальные шаги по изменению ситуации в школе.
Первым реальным продуктом командной деятельности стало текстовое оформление проекта. Мы учились ставить конкретные задачи:
1. Внедрить в образовательный процесс методы проектов, «Портфолио», информационных технологий, технологии «Дебаты».
2. Предоставить учащимся широкий выбор элективных курсов и факультативов.
3. Повысить профессиональный уровень педагогов:
– через курсы повышения квалификации Института развития (метод проектов: «intel – обучение для будущего» – 85% педагогов; «Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе» – 80%, «Проблемный метод обучения» (технология «Дебаты», «Развитие критического мышления через чтение и письмо», «Портфолио») – 35% педагогов);
– через проведение тематических педсоветов и семинаров.
4. Включить абсолютное большинство детей в научно-исследовательскую деятельность.
5. Вести мониторинг удовлетворенности учащихся образовательным процессом.
Итак, проект написан, и команда активно включилась в реализацию проекта. Повышение квалификации педагогов сделало свое дело. Изменилось качество преподавания, а большинство учащихся стали с интересом посещать школу.
Основные результаты командной работы:
успешность на ЕГЭ по математике увеличилась на 15%;
успешность по русскому языку увеличилась на 11% и составила 67%;
на научно-практической конференции представлено 18 творческих работ, 5 проектов, 12 презентаций и 1 веб-сайт;
в межпредметном проекте «Переславль сквозь века» приняли участие 314 учеников (87%). Представлено 44 творческих проекта;
2 учителя школы стали победителями Федерального конкурса «Лучшие учителя России».
Работа в команде позитивно сказалась на деятельности школы, и программа развития стала своеобразным итогом этой деятельности. Ресурсы администрации школы не безграничны, поэтому включение педагогов в управленческую деятельность является важным фактором развития школы и ее педагогического коллектива.
Л. БУБНОВА, директор школы № 9, Переславль-Залесский
Комментарии