search
main
0

Одиночество в толпе. Смените «печальную пассивность» на «активное уединение»

Мария Ивановна – учитель заслуженный. Ее любят дети, потому что она отдает себя им целиком, без остатка. У нее нет семьи, потому что ее семья – школа. У нее нет друзей, потому что ее друзья – дети. Ее искренне возмущают разговоры молодых педагогов о зарплате, в то время как она выполняет великую миссию. Она не дружит с техникой, плохо понимает юношеский сленг, и ей давно пора на пенсию. Но директор, в особом добросердечии не замеченный, почему-то никак не может предложить своей первой учительнице уйти. Жалеет и боится обречь ее на одиночество.

Одиночество – тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями, – одна из главных проблем человечества. В преддверии пенсии психологи советуют подумать об этом заранее – лет за десять. И подыскать себе дело, которому хотелось бы посвятить остаток своих дней. Хорошо бы предусмотреть и финансовые возможности для его реализации. Особенно тяжело на пенсии придется трудоголикам, хобби которых – работа. Но и для них есть рецепт – частичная занятость, которая для российских стариков весьма актуальна, потому что большинству из них просто не хватает денег.

Впрочем, одиночество далеко не всегда связано с возрастом. Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, личностно значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности в общении. Обычно мы воспринимаем себя вписанными в какую-нибудь систему или отнесенными к какой-то группе людей. Мы мыслим себя внутри семьи, среди сотрудников, среди коллекционеров кактусов, да хотя бы среди жителей планеты Земля. Одиночество – это ощущение нехватки чего-либо, ощущение разорванной связи, в то время как хочется, наоборот, ощущать эту связь. У каждого человека своя история одиночества, но само переживание имеет общие закономерности. Нередко это одиночество в своей семье, в своем коллективе. В педагогическом одиночество встречается наиболее часто. «Меня никто не понимает» – такое наверняка испытывал каждый. Может быть, сказывается зацикленность на детях, на работе, отгораживающая от мира и создающая при этом некие перегородки между коллегами. Одиночество приходит тогда, когда появляются ощущение и переживание неполноценности своих отношений со значимыми для человека людьми, когда не удовлетворяется потребность в признании ценности его личности.

Когда обнаруживается разрыв между реальными и действительными отношениями, характерный для состояния одиночества, разные люди реагируют на это по-разному. Беспомощность как одна из возможных реакций на данную ситуацию сопровождается усилением тревоги. Если люди винят в своем одиночестве не себя, а других, то могут испытывать чувства гнева и горечи, что стимулирует возникновение отношения вражды. Если люди убеждены, что сами повинны в собственном одиночестве, и не верят в то, что могут изменить себя, то они, вероятнее всего, будут опечалены и осудят сами себя. Со временем это состояние может перерасти в хроническую депрессию. Если, наконец, человек убежден, что одиночество бросает ему вызов, то он будет активно против него бороться, предпримет усилия, направленные на то, чтобы избавиться от одиночества.

Проблема в том, что мы часто смешиваем два понятия: быть одинокими и страдать от одиночества. Необязательно одно немедленно должно повлечь за собой другое. От переизбытка людей и контактов можно страдать точно так же, как и от их недостатка. Гораздо важнее ощущение наполненности собственной жизни. Человек, имеющий сильную потребность в общении, будет чувствовать себя одиноким в том случае, если его контакты ограничены одним-двумя людьми, а он бы хотел общаться со многими. Тот, кто не испытывает такой потребности, может вовсе не ощущать своего одиночества даже в условиях полного отсутствия общения с другими людьми. Одиночество и низкая самооценка связаны. Одинокий человек чувствует себя не таким, как все, и считает себя малопривлекательной личностью. Он утверждает, что его никто не любит и не уважает. Одинокие люди более пессимистичны, чем неодинокие, они испытывают гипертрофированное чувство жалости к себе, ожидают от других людей только неприятностей, а от будущего – лишь худшего. Одинокие люди склонны недолюбливать других, особенно общительных и счастливых. Это их защитная реакция, которая в свою очередь мешает им самим устанавливать добрые отношения с людьми. Эмоциональные состояния одинокого человека: отчаяние, паника, ранимость, беспомощность, изолированность, жалость к себе, скука, нетерпение, желание все изменить, скованность, раздражительность, самоуничижение. Он как бы гласит: «Я беспомощен и несчастен, полюбите меня, приласкайте меня».

Чаще всего реакцию на одиночество можно определить как печальную пассивность. Поплакать, поспать, ничего не делать, поесть, посмотреть телевизор, напиться или «отключиться», лежать на диване и размышлять, фантазировать. Но такие способы лишь усугубляют одиночество. Лучше «активное уединение». Начать что-нибудь писать, заняться любимым делом, сходить в кино или театр, почитать, помузицировать, заняться физическими упражнениями, послушать музыку и потанцевать, начать делать какую-то работу, пойти в магазин и растратить сэкономленные деньги. Надо не бежать от одиночества, а поразмышлять, что можно сделать, чтобы преодолеть его. Напомнить себе, что у вас в действительности есть хорошие отношения с другими людьми. Подумать о том, что у вас есть замечательные качества: задушевность, глубина чувств, отзывчивость, например. Сказать себе, что одиночество не вечно и что дела пойдут лучше. Подумать о занятиях, в которых вы всегда преуспевали в жизни, – спорт, учеба, домашнее хозяйство, искусство. Убедить себя, что большинство людей бывают одинокими в тот или иной момент времени. Отвлечься от чувства одиночества, серьезно задумавшись о чем-то другом. Подумать о возможной пользе испытанного вами чувства – вы научились быть уверенным в себе, поняли свои новые цели отношений с обществом, друзьями, любимыми – с теми, с кем произошел разрыв отношений.

Еще лучше, если вы попытаетесь изменить свою жизнь. Попытайтесь быть более дружелюбным с другими людьми. Например, приложите усилия к тому, чтобы заговорить с неприятными коллегами, родителями. Сделайте что-нибудь полезное для кого-то – помогите товарищу подготовить поурочные планы, добровольно возьмитесь выполнять общественное поручение. Попытайтесь найти новые способы встречаться с людьми – вступите в клуб, секцию, организуйте в школе диспут, вечер. Предпримите что-нибудь, что сделает вас более привлекательным для других – перемените прическу, купите или сшейте новую одежду, перейдите на диету, займитесь физкультурой. Сделайте что-нибудь для улучшения своих социальных навыков – научитесь танцевать, быть более уверенным в себе, овладейте психорегуляцией. Используя эти способы, вы преодолеете одну из самых опасных качеств «психологического моратория» – поиск негативной идентичности: «хочу стать ничем».

Директор Марии Ивановны поступает по-человечески, не вынуждая ее уходить на пенсию. Но есть и профессиональные пути помощи своему коллективу. И легче станет не только Марии Ивановне, а всем. Можно ведь прибегнуть к помощи психологов, давно разработавших тренинги для преодоления «одиночества в толпе». Вооружение педагогов элементами и приемами актерского и социально-психологического тренинга ускоряет их личностный рост, позволяет им осознавать коммуникативные свойства своей личности, грамотно пользоваться ими в общении с детьми, гармонизирует их взаимоотношения с окружающими людьми в целом.

Юлия ЛЕЩИНСКАЯ, психолог Таврического районного управления образования, Омская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте