Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для воспитания священного чувства любви к Родине.
Хочется поделиться небольшим накопленным опытом выполнения государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденной Правительством РФ.
Своим ученикам я стала прививать это чувство еще с 1‑го класса, с первых ступенек их школьной жизни. А во 2‑м классе благодаря совместным усилиям детей и их родителей у нас открылся кружок «Смуглянка». Название его появилось не просто так, а в связи с победой на школьном патриотическом конкурсе, посвященном Дню Победы. Так и начался наш путь в воспитании детей-патриотов в школе.
К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
В связи с этим хочется подчеркнуть, что патриотизм – это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого являются любовь, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к жертвам и подвигам ради нее.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. У педагога и воспитанника должны быть общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Основополагающими принципами в отношениях взрослого и ребенка являются равенство и взаимоуважение: «Ты еще ребенок, но такой же человек, как и я, и я отношусь к тебе с уважением, так же, как и к любому взрослому человеку. Мы вместе делаем общее дело». Достичь положительного результата можно лишь регулярным добавлением патриотической составляющей в урочную и внеурочную деятельность. Я считаю, работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Учитель в свою очередь на своем примере должен показывать, что ему небезразлично, какими станут его воспитанники, что происходит в его стране, что ожидает ее в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою Родину, то они ему будут верить, и тогда воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло, а результат не заставит себя ждать.
Поэтому уже начиная с 1‑го класса я выстроила следующую эффективную воспитательную цепочку:
1) любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям;
2) воспитание уважения к старшим, к людям труда, приобщение детей к традициям народа, проявление уважения к людям пожилого возраста, стремление чтить память погибших воинов;
3) любовь к родной природе, охрана окружающей среды.
В соответствии с этой цепочкой я выделила основные направления патриотического воспитания в моем классе.
Историко-краеведческое. Краеведение предусматривает усвоение ряда принципиальных положений, на которых строится работа по изучению края и использованию знаний о нем. Данные принципы носят характер самых общих указаний, правил, норм регулирования процесса познания и включают руководящие идеи, законы и закономерности.
Военно–патриотическое. Предусматривает воспитание школьников в духе патриотизма и готовности к военной службе.
Духовно–нравственное. В системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие ее ценностно-смысловой сферы посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под духовно-нравственными ценностями понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
Героико–патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости за героические деяния предков и их традиции.
В преддверии 75‑летия Победы дети готовились к конкурсу чтецов, учили стихи, делали открытки и рисунки на военную тему. Участвовали в конкурсе, где получили награды. Проводились классные мероприятия: выставка творческих работ, посвященных Дню матери в России, Дню космонавтики, Дню Победы.
Класс побывал на разных познавательных экскурсиях в парке Победы, парке «Зарядье», Зоологическом музее, Музее космонавтики, парке «Сокольники», Музее школы соловецких юнг, парке «Коломенское».
Нами были проведены тематические классные часы «Международный день пожилых людей», «Международный день инвалидов», «75 лет с начала операции по снятию блокады Ленинграда», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «85 лет со дня учреждения звания «Герой Советского Союза», «75‑летие Дня Победы», «Международный день школьных библиотек», «Всемирный день приветствий».
Все проведенные мероприятия еще раз доказывают, что патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, где ребята должны быть единым целым, и именно от этого зависит успех в воспитании патриотов страны. Они формируют единый большой коллектив, где один за всех и все за одного, где один не должен подвести другого.
Такая система работы по патриотическому воспитанию, как показывает опыт, обогащает учащихся знаниями и формирует историческое сознание, готовит к жизни и труду, с первых дней появления ребенка в школе включает его в многоплановую деятельность, которая органично сливается со всей жизнью растущего человека.
Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из важнейших направлений в воспитательной работе.
Необходимо особо подчеркнуть: то, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Воспитывая патриотов, деловых и здоровых людей, мы вносим свой вклад в развитие и становление стабильного и процветающего общества.
Мария РУДИНА, учитель начальных классов школы №1598
Комментарии