search
main
0

Один плюс один – больше двух. Прикладные специальности плюс фундаментальное образование равно современный вуз

Хорошо помню то время, когда идея создания Большого университета (он предварительно назывался БЕГУ – Большой евразийский государственный университет) собирала под свои знамена как поклонников, так и оппонентов. Сейчас существование УрФУ стало реальностью. Уральский федеральный университет, созданный в 2010 году, объединил в себе два ведущих вуза региона: Уральский государственный университет и Уральский государственный технический университет. И если виртуальные социальные сети автоматически меняют прежние названия двух вузов-прародителей на новую аббревиатуру, то на бытовом уровне разделение еще сохраняется. «Ты где учился, в УрГУ или УПИ? Ты куда будешь поступать?..»

Прошло достаточно времени, чтобы делать выводы: что приобрело высшее образование Урала с появлением УрФУ или, может быть, утратило? С этого вопроса начался наш разговор с Виктором КОКШАРОВЫМ, ректором Уральского федерального университета. – Безусловно, федеральный университет больше суммы двух университетов, что подтверждают рейтинги. В российских рейтингах УрФУ находится в десятке лучших вузов, в рейтинге стран СНГ, БРИКС – в двадцатке, участвует и в общемировом. Был сделан определенный рывок в развитии во многом благодаря изменению статуса. Мы получили серьезное дополнительное финансирование. Инфраструктура вузов в 90-е годы пришла в упадок, новое совершенное оборудование просто некуда было ставить. Нам удалось построить химико-фармацевтический центр, общежитие, бассейн, отремонтировать лаборатории, оснастить аудитории современной техникой. В обновление инфраструктуры за последние годы вложено около двух миллиардов рублей, в научное оборудование – еще больше. Объективные показатели говорят о резком увеличении научной активности. Количество статей ученых, публикуемых в международных журналах, прирастает на 40-50 процентов ежегодно. Объем научных исследований увеличился с 2010 года практически вдвое. Появилась возможность привлекать к работе ведущих иностранных преподавателей, а к учебе – студентов разных стран. Стоит задача дальнейшей интернационализации образования, выхода на мировую арену. Не будь мы федеральным университетом, возможностей такого масштаба не было бы. В результате всех перемен можно сказать, что бренд Уральского федерального среди абитуриентов более популярен, нежели бренд двух университетов, его составивших.- Виктор Анатольевич, какие специальности сейчас наиболее востребованы? Удалось ли преодолеть «гуманитарный уклон» и «инженерный дефицит»?- Отмечаю рост заинтересованности в техническом образовании. Это отражается в пристрастиях абитуриентов относительно выбора базового государственного экзамена. В 2014 году больше 26 процентов поступающих сдают физику, а в 2011 году таких было лишь 20 процентов. Наблюдается повышение среднего проходного балла ЕГЭ на технические специальности. Увеличивается интерес к биологии, химии. Конечно, у большого числа абитуриентов по-прежнему популярны специальности социально-гуманитарного блока. Кстати, еще один бонус федерального университета – возможность удерживать на достаточно высоком уровне бюджетные места по гуманитарным направлениям. В нынешнем году общее количество бюджетных мест увеличилось на 212 и достигает 6064 единицы. Но все-таки государство и общество сейчас делают акцент на развитии инженерного и естественно-научного образования. – Какова ситуация с трудоустройством выпускников в соответствии с полученными специальностями? Задача высшего образования конкретна: подготовка кадров для экономики и науки либо она выше, шире?- По Российской Федерации пока не отработана система мониторинга трудоустройства выпускников в соответствии с полученной специальностью. Первые подходы, возможно, будут сделаны в следующем учебном году как раз на базе вузов Уральского федерального округа. Новая система предполагает тарификацию данных совместно с пенсионным фондом и службами социальной защиты. Мониторинг эффективности вузов, обязательный для высших учебных заведений страны, показывает, что с трудоустройством у наших выпускников проблем нет: уровень трудоустройства после получения диплома составляет 96-97%. Кто хочет найти работу, тот ее находит. Это тоже повышает рейтинг университета. – Портрет сегодняшнего студента, его основные черты… – Сегодняшний студент отличается от того, каким он был 20-30 лет назад. Сейчас у него больше возможностей: обладать информационными ресурсами, взаимодействовать со сверстниками напрямую и виртуально, встречаться с иноязычными ребятами, выезжать за границу. Он более открытый, общительный, раскованный в хорошем смысле. – Означает ли это, что он предъявляет больше требований к вузу? – Студент всегда предъявляет требования к вузу, и это правильно. Современный студент имеет больше материала для сравнения и может требовать, чтобы родной вуз соответствовал самым высоким стандартам. Екатеринбург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте