search
Топ 10
Как похудеть, когда за сорок и все время хочется есть – врач назвала 4 продукта, которые помогут Всемирный день поцелуя отмечают 6 июля, но целоваться советуют значительно чаще Как получить на ЕГЭ 300 баллов: советы краснодарского выпускника В Краснодаре педагог, решив наказать 9-летнюю девочку, насильно остригла ей волосы Акула напала еще на одну туристку в Египте Молодцы, девчонки: выпускницы из Кирова и Смоленска набрали по 300 баллов на ЕГЭ Главархив: как студенты проходили практику сто лет назад Как сдать ОГЭ без расстройства для психики? Советы от ученика Апокалипсис отменяется: астероид пролетит мимо, но 14 июля к Земле приблизится самая большая комета Учителя предложили коллегам поучаствовать в конкурсе сочинений «Как я провел лето» День трудоголиков, который отмечают 5 июля, придуман для учителей, медиков и всех, кто любит работать На вид кот, а в душе – тигр: в Канаде домашний кот защитил от медведя своих хозяев Неужели дождались – принят закон о снижении бюрократической нагрузки на педагогов Во сколько вузов можно подавать документы в 2022 году Россия отменяет коронавирусные ограничения на пересечение границы с 15 июля Бюджетный отдых в России: эксперты назвали самые недорогие курорты на Черном море Госдума приняла закон «О российском движении детей и молодежи» Рособрнадзор предлагает провести в 2022 году оценку качества подготовки школьников по модели PISA Единственный одиннадцатиклассник Висимской школы отметил выпускной с учителями

Один пишем, два в уме

Развитие пространственного мышления

Математика ум в порядок приводит.

Михаил Ломоносов


Одной из целей современного школьного образования является развитие мышления учащихся, приобщение их к достижениям информационного общества, формирование умения самостоятельно конструировать приложение собственных знаний. Задача школы – научить выпускника находить и извлекать необходимую ему информацию, усваивать эту информацию в виде новых знаний. Пространственное мышление – одно из важнейших качеств личности учащегося, часть его общего интеллектуального развития.

Основная идея метода проектов – создание условий, при которых учащиеся:

– самостоятельно и с желанием приобретают недостающие знания из различных источников, осваивая при этом умение учиться (таким образом, достигается метапредметный результат с точки зрения ФГОС);

– учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

– приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

– развивают исследовательские умения (постановка проблемы, сбор информации, наблюдение, анализ, построение гипотез, проведение эксперимента, обобщение).

Главным результатом проектной деятельности становится сформированная система компетентностей (личностных, метапредметных, предметных), формируемых на основе универсальных учебных действий. Одной из функций универсальных учебных действий в системе метапредметных компетенций является обеспечение формирования целостной картины мира.

Обучение геометрии является эффективным средством знакомства учащихся с методами познания окружающего (физического, действительного, реального) их пространства.
Так, например, изучение проекций позволяет математически объяснить принципы получения зрительных образов на сетчатке глаза, изображения глубины пространства художниками, которыми пользуются портретисты, получения фотографических снимков, построения технических чертежей.

Примером проектного задания, предлагаемого на уроке, может служить следующий кейс: «Ученик изобразил сечение куба плоскостью. Объясните, почему сечение построено неверно. Какие именно теоретические утверждения нарушены? Исправьте ошибки».

Темой комплексного проектного задания для группы учащихся может служить «Изображение фигур и объектов окружающего мира в центральной проекции». Примером одного задания проекта из данного комплекса является следующее: «Построение центральной проекции отрезка». При выполнении задания требуется рассмотреть различные случаи расположения отрезка относительно прямой (линия горизонта), не имеющей проекции на плоскости изображений.

При выполнении проекта учащиеся показывают приемы, к которым прибегали художники прежних времен, рисуя предметы с натуры. На рисунке, взятом из книги (1525 г.) немецкого художника и ученого Альбрехта Дюрера, показан один из способов построения перспективы при помощи сетки и отверстия.

Одним из этапов работы над проектом является исследование возможностей применения центральной проекции, например ее применение в живописи (здесь имеют место так называемые прямая перспектива, используемая для изображения удаленных от рисующего объектов, и обратная перспектива, лежащая в основе иконописи).

Признаком высокого уровня развития пространственного мышления является умение оперировать пространственными образами в уме. Если выполнение этих операций для учащихся затруднительно, то можно предложить использовать модели.

Развитие пространственного мышления учащихся представляет одну из актуальных и в то же время сложных задач обучения математике в средней школе. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся позволит, на наш взгляд, прийти к решению этой задачи наиболее рациональным способом.

Алевтина ВАСИЛЕНКО, учитель математики школы №2000, кандидат педагогических наук, доцент

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте