search
main
Топ 10
В Госдуме предложили пересмотреть подход к начислению зарплат учителям «Учитель года России – 2023»: как прошла торжественная церемония открытия финального этапа конкурса Об избирательной системе России расскажут российским школьникам 25 сентября на «Разговорах о важном» Примерно 1,5 тысячи челябинских девятиклассников после осеннего ОГЭ останутся на второй год Школьникам рассказали об избирательной системе России на занятии «Разговоры о важном» Минобрнауки представило проект приказа по порядку набора в вузы на следующий учебный год Стали известны имена 15 лауреатов конкурса «Воспитатель года России – 2023» Минобрнауки утвердило минимальные баллы ЕГЭ для поступления в вузы Абсолютным победителем конкурса «Сердце отдаю детям-2023» стала педагог из Уфы Меры социальной поддержки педагогов в Ивановской области закрепят в законе Ирина Димова: конкурс «Учитель года» открыл много прекрасных преподавателей, «моцартов» в педагогике В Карачаево-Черкесии назвали 15 лауреатов конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы – 2023» Решали задачи и писали контрольные: учителя физики и математики Ямала поучились в ведущем вузе России Родителям из Подмосковья объяснили, что такое рейтинг ученика в приложении «Моя школа» Родителям облегчили получение данных о посещении детьми школ и колледжей Москвы «Выборы» директора школы, меры поддержки педагогов, советский опыт профориентации: новости образования Сергей Кравцов, Анастасия Зырянова и Андрей Воробьев напутствовали финалистов конкурса «Учитель года России–2023» Томских школьников и педагогов приглашают навстречу вызовам Школьнику в помощь: полезные советы для успешной учебы В Белгородской области состоялось открытие первого центра одаренных детей
0

Один пишем, два в уме

Развитие пространственного мышления

Математика ум в порядок приводит.

Михаил Ломоносов


Одной из целей современного школьного образования является развитие мышления учащихся, приобщение их к достижениям информационного общества, формирование умения самостоятельно конструировать приложение собственных знаний. Задача школы – научить выпускника находить и извлекать необходимую ему информацию, усваивать эту информацию в виде новых знаний. Пространственное мышление – одно из важнейших качеств личности учащегося, часть его общего интеллектуального развития.

Основная идея метода проектов – создание условий, при которых учащиеся:

– самостоятельно и с желанием приобретают недостающие знания из различных источников, осваивая при этом умение учиться (таким образом, достигается метапредметный результат с точки зрения ФГОС);

– учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

– приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

– развивают исследовательские умения (постановка проблемы, сбор информации, наблюдение, анализ, построение гипотез, проведение эксперимента, обобщение).

Главным результатом проектной деятельности становится сформированная система компетентностей (личностных, метапредметных, предметных), формируемых на основе универсальных учебных действий. Одной из функций универсальных учебных действий в системе метапредметных компетенций является обеспечение формирования целостной картины мира.

Обучение геометрии является эффективным средством знакомства учащихся с методами познания окружающего (физического, действительного, реального) их пространства.
Так, например, изучение проекций позволяет математически объяснить принципы получения зрительных образов на сетчатке глаза, изображения глубины пространства художниками, которыми пользуются портретисты, получения фотографических снимков, построения технических чертежей.

Примером проектного задания, предлагаемого на уроке, может служить следующий кейс: «Ученик изобразил сечение куба плоскостью. Объясните, почему сечение построено неверно. Какие именно теоретические утверждения нарушены? Исправьте ошибки».

Темой комплексного проектного задания для группы учащихся может служить «Изображение фигур и объектов окружающего мира в центральной проекции». Примером одного задания проекта из данного комплекса является следующее: «Построение центральной проекции отрезка». При выполнении задания требуется рассмотреть различные случаи расположения отрезка относительно прямой (линия горизонта), не имеющей проекции на плоскости изображений.

При выполнении проекта учащиеся показывают приемы, к которым прибегали художники прежних времен, рисуя предметы с натуры. На рисунке, взятом из книги (1525 г.) немецкого художника и ученого Альбрехта Дюрера, показан один из способов построения перспективы при помощи сетки и отверстия.

Одним из этапов работы над проектом является исследование возможностей применения центральной проекции, например ее применение в живописи (здесь имеют место так называемые прямая перспектива, используемая для изображения удаленных от рисующего объектов, и обратная перспектива, лежащая в основе иконописи).

Признаком высокого уровня развития пространственного мышления является умение оперировать пространственными образами в уме. Если выполнение этих операций для учащихся затруднительно, то можно предложить использовать модели.

Развитие пространственного мышления учащихся представляет одну из актуальных и в то же время сложных задач обучения математике в средней школе. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся позволит, на наш взгляд, прийти к решению этой задачи наиболее рациональным способом.

Алевтина ВАСИЛЕНКО, учитель математики школы №2000, кандидат педагогических наук, доцент

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте