В Москве завершился конкурс студенческих фильмов в рамках 37-го Международного студенческого фестиваля ВГИК. 25-27 октября прошел конкурсный фестивальный показ работ студентов. Наш автор обратил внимание на яркий режиссерский дебют.
«Один вечер» – курсовая работа режиссера Станислава Светлова (мастерская Меньшова и Туминова). Станислав сделал картину на драматургическом материале завязки пьесы Александра Володина «Пять вечеров». Завязка эта – вечер в московской квартире, где происходит диалог героя, Ильина с Зоей. После чего герой идет в дом по соседству, чтобы узнать о судьбе героини, с чего и начинается основная сюжетная линия пьесы.
Станислав же решил превратить второстепенный персонаж в полноценную героиню. Вполне оправданный шаг – в крохотном монологе портнихи Зои перед нами предстает судьба, не менее драматичная, чем судьба Тамары, достойная отдельной пьесы. Пьесы Володин писать не стал, а вот Светлов вырастил из этого монолога короткий метр, доказав величайший уровень мастерства драматургии Володина. Пять-семь предложений монолога, плюс нехитрые отношения героя и персонажа – а можно снять судьбу.
Фильм сделан с большим вниманием к деталям. Например, квартира портнихи Зои – это точное воскрешение послевоенных квартир. Художник картины Наталья Султанова не забыла чудных деталей вроде сделанных из маленьких деревянных бус межкомнатных «штор», металлических спинок кроватей и абажуров в форме юбки-полусолнце. Не забыла она и о ремесле героини – аккуратно повесила на стену лекала деталей мужского платья, поставила у стены два мужских манекена в костюмах и шляпах – отличный символ прошедших через сердце девушки равнодушных мужчин, лишенных выражений лиц.
Актриса Ольга Озоллапиня сыграла свою роль старательно, точно попадая в ноты, но в сломанную женскую судьбу ее героини, увы, не веришь. Те же вопросы и к герою Артема Кобзева – не читается в нем судьба, перечеркнутая не то лагерем, не то просто бегством в народ на Север. Не станем обвинять режиссера в не слишком мощной игре актеров. На такую драматургию все-таки требуются актеры такого уровня, который бюджет дебютанта не потянет.
Оператор Павел Медведев (мастерская Алисова) проникся внутренней катастрофой героини – то заставит абажур раскачиваться маятником, оплакивая Зоину проигранную жизнь, то снимет героев через спинку кровати. Подчеркнув, что кровать – единственное, что связывает этих людей, пытающихся согреть свое одиночество душ хотя бы телом. Зоя, подобно героине Уильямса Бланш, могла бы сказать о себе, что мужчины начинают видеть ее только тогда, когда ложатся с ней в постель.
Вообще, Володин – это русский Теннесси Уильямс. Он тоже писал о потерянных душах, раздавленных этим миром, слишком хрупких для того, чтобы выжить среди людоедов.
Лучшие пьесы Уильямса – «Ночь игуаны» и «Трамвай «Желание»» – о том же, о чем володинские «Пять вечеров» и «С любимыми не расставайтесь». «Ночь игуаны» и «Пять вечеров» – о встрече двух тонких и ранимых людей. Предназначенных друг для друга, но обреченных на расставание, потому что слишком хрупки для победы над жизнью. Мир раздавит их любовь, убьет игуану, вышвырнет прочь, в нелюбовь и безбытность, нежных и гордых, отправит скитаться, шофером или коммивояжером.
Бланш Дюбуа, как и Катя Лаврова, из-за предательства близких попадет в сумасшедший дом. Одну отправит туда муж, другую – сестра, собственно, какая разница? «С любимыми не расставайтесь» – о том же, что и «Трамвай «Желание» – напоминание того, что любовь может стать репетицией для предательства.
Пьесе «Пять вечеров» в следующем году исполнится 60 лет. Картина «Один вечер» смотрится как совершенно вневременное кино, не смотря на полную достоверность быта пятидесятых, воссозданного на экране.
Вечная современность – свойство великой драматургии. Хорошо, что юные российские кинематографисты это понимают и снимают свои дебютные работы на материале, который дает достойный старт в искусстве.
Изображение Павла Медведева
Комментарии