search
main
0

Один – это былинка, коллектив – могучий лес Тема “Свобода собраний и ассоциаций”. 6-8-е классы. Молодежный центр прав человека и правовой культуры

Цели: показать значение независимых общественных организаций и свободных собраний для функционирования гражданского общества и борьбы за права человека; научить создавать группы для отстаивания коллективных интересов; научить анализировать программные документы и деятельность различных общественных организаций (в частности, распознавать организации тоталитарного типа).

Урок 1. “Право на объединение. Цели и задачи общественных объединений”

Задача: учащиеся должны получить представление о том, почему люди объединяются и как они могут взаимодействовать друг с другом в группе.
План
Зачем людям объединяться?
Виды общественных объединений.

1. Игра “Ассоциация”
Этапы игры
Класс делится произвольным образом на группы по три-пять человек в зависимости от того, сколько людей играют. Лучше, если количество участников в группе будет нечетным, чтобы легче было проводить голосование. Членам групп предлагается определить, какое из предложенных действий им лучше делать вместе (в составе данного коллектива), чем по отдельности.

Возможный список коллективных действий
А – проводить вместе свободное время (если выбран этот вариант, определите, как именно вы будете проводить время. Согласитесь, что ходить в лес на лыжах и потусоваться на дискотеке – далеко не одно и то же);
Б – очистить прилегающую к школе территорию от мусора;
В – предложить администрации внести изменения в школьную программу;
Г – помочь отстающим ученикам;
Д – вступиться за Петрова, которого несправедливо выгнали с урока;
Е – организовать сбор игрушек и старой одежды для детского дома;
Ж – пойти к администрации и предложить организовать школьный совет, в состав которого могли бы войти и ученики, и родители, и учителя. Если в школе подобный орган уже существует, то можно сформулировать ситуацию по-другому: пойти на заседание школьного совета и предложить внести изменения в устав школы, который запрещает ученицам ходить в коротких юбках.
З – организовать школьный вечер;
И – поговорить “по душам” со старшеклассником Сидоровым, который “стреляет” деньги у более слабых ребят;
К – посадить в школьном дворе цветы.
Участники группы должны выработать коллективное мнение по этому вопросу, после 2-3-минутного обсуждения проводится “тайное” голосование (можно предложить ребятам закрыть глаза). Ведущий по очереди зачитывает список, и каждый из участников группы поднимает руку тогда, когда ведущий называет устраивающий его вариант. Ведущий подсчитывает голоса и объявляет победивший вариант в каждой группе. Те члены групп, чьи мнения разошлись с победившим, изгоняются из нее (об этом играющим лучше не говорить до окончания первого голосования).
Ведущий объявляет, что изгнанные могут присоединиться к той из групп, с которой, по их мнению, они могут вместе делать то, с чем не согласилась их группа, или организовать новую группу для этих целей. Они могут громко пропагандировать свою версию коллективных действий и так далее.
Команды же, где принят один и тот же вариант, объединяются. Если все из членов новой группы согласны с принятым вариантом, то она выбывает из игры, но изгнанники могут к ней присоединиться и попытаться устроить переворот и склонить членов группы к новому голосованию или согласиться с тем, что было принято в группе.
Игра может длиться минут 15-17, но желательно, чтобы образовалось хотя бы несколько стабильных групп.

Обсуждение итогов
Во-первых, нужно опросить группы, почему они выбрали тот или иной вариант коллективных действий. Пусть они попытаются обосновать, почему именно это действие лучше делать коллективно. Далее нужно опросить ребят, как они чувствовали себя, работая в группе и вне ее. Где им было легче? Если изгнанники так и не нашли подходящей группы, значит ли это, что им в любом случае легче действовать в одиночку или все же просто у них не нашлось единомышленников? Хотели ли они покидать свою группу или их заставили это сделать правила игры? При обсуждении данных вопросов можно использовать тексты “Книги для чтения” (гл. 1 “Зачем объединяться?”). В результате обсуждения ребята должны представить свои варианты ответов на вопрос, зачем людям нужно объединяться.
2. Общественные объединения.
Какие виды общественных объединений известны ребятам? Их можно записать на доске: профсоюз, движение, клуб, общество, партия, фонд и т.д. Чем они отличаются друг от друга? Для чего чаще всего создаются общественные организации в нашей стране? Если есть такая возможность, то здесь можно было бы сравнить результаты обсуждения с теми, которые были получены в результате социологических опросов. А для чего они хотели бы участвовать в общественной организации?
Теперь каждая группа представляет из себя ассоциацию, которой необходимо оформиться организационно, т.е. написать устав и небольшую программу, а также составить план коллективных действий по выбранному направлению. Что это будет за организация? Естественно, так или иначе выбранные ребятами ситуации должны повлиять на этот выбор. То есть если они выбрали для себя ситуацию А, то это будет клуб по интересам, если ситуацию Б – какая-то экологическая организация или движение, В – скорее политическая партия или движение, так как речь идет о том, чтобы тем или иным образом повлиять на решение тех, кто имеет власть в школе, Г – благотворительная, а Д – правозащитная. Какие реальные проблемы, существующие в вашем городе, они будут стремиться разрешить? Эту работу можно дать в качестве домашнего задания, если на уроке недостаточно времени.
Те ученики, которые не вошли ни в одну из групп, могут стать “экспертами” по деятельности организаций в государстве, которые будут затем определять доводы “за” и “против” их регистрации.
Примечание. Возможно, что ребята выберут для себя одинаковые варианты действий. Тогда можно предложить какой-то из групп еще раз посмотреть на ситуации, которые даны, и выбрать для себя второй по значимости пункт. Вариант: устроить небольшое соревнование между группами за право называться экологической организацией или клубом по интересам: например, назвать известные вам организации подобного рода. Выигрывает это право тот, кто назовет больше всего организаций такого направления.

Урок 2. “Границы свободы собраний и ассоциаций”

Задача: учащиеся должны познакомиться с законными и незаконными ограничениями, касающимися свободы ассоциаций и объединений.

План
Ограничения свободы ассоциаций и объединений.
Законы, регулирующие деятельность ассоциаций и объединений.

Игровая дискуссия “Ограничения свободы ассоциаций и объединений”
Урок начинается с презентации ассоциаций, которые были созданы на предыдущем занятии. Группы представляют свои программы, рассказывают о своей структуре. Задача каждой доказать, что их организация самая важная и нужная и именно она должна быть зарегистрирована. Задача же “экспертов” состоит в том, чтобы максимально ограничить деятельность общественных организаций. Значит, они должны придираться абсолютно ко всему – символике и предполагаемым действиям. Желательно, чтобы “эксперты” подкрепляли свои возражения выдержками из текстов. Хорошо, если будут представлены разные типы организаций, особенно политические партии, деятельность которых регламентируется более строго.

Возможные поводы для отказа в регистрации или ограничения деятельности организаций

Возможные поводы для отказа в регистрации
Благотворительная организация
1. Сокрытие информации об источниках финансирования, обвинение в “отмывании” грязных денег.
2. Использование средств для получения прибыли.

Правозащитная организация
1. Дублирование функций правоохранительных органов (“Зачем нам подобные организации, если защищать права человека призвано государство?”).

Политическая партия
1. Возможны “придирки” к программе: обвинение в стремлении к насильственному захвату власти, разжигании вражды.
2. Бесполезность политических партий вообще. Их борьба между собой может только раскалывать общество, в то время как оно, наоборот, должно быть единым перед лицом всяких там опасностей и кризисов.
3. Структура организации: она может быть “сделана” под лидера, т.е. быть причислена к тоталитарной организации (впрочем, такое обвинение можно при желании применить и к другим типам организаций).
4. Использование какой-нибудь оскорбляющей общественную мораль символики.

Экологическая организация
1. Вероятность того, что эти организации будут препятствовать развитию промышленности в регионе, так как будут выступать против размещения, например, химических производств или строительства экономичных, хотя и небезопасных атомных станций.
2. Использование этими организациями всех доступных средств для достижения своих целей, что небезопасно для государственной тайны.

Клуб по интересам
1. Это может быть организация, которая будет отвлекать людей от более важных дел.
2. Интересы членов данного клуба могут быть общественно не одобряемыми, например, увлечение рок-музыкой может быть опасным для подрастающего поколения, так как в этой среде очень часто распространяются наркотики, и вообще слишком громкие звуки могут как мешать спокойствию окружающих, так и пагубно влиять на неокрепшую психику подростков.

Кто должен решать судьбу организации? Здесь могут быть разные варианты. Можно отдать судьбу организации на откуп “экспертам”, или же если такой способ решения проблемы ребят не устроит, то создается суд. Для этого нужно из каждой группы выделить по одному человеку. Его задача – оценить справедливость обвинений, выдвинутых “экспертами”. Естественно, “присяжный” не голосует, если “защищается” его организация.
В ходе обсуждения выясняется, что необходимо для того, чтобы в государстве нормально действовали общественные объединения – список этих прав и свобод составляется на доске. Его можно оформить как “паутину”.
Игровая дискуссия заканчивается окончательным голосованием, в ходе которого “судьи” выбирают ту организацию, деятельность которой наиболее полезна и безопасна для общества.
После голосования проводится обсуждение итогов игры по следующим вопросам:
Если организации отказали в регистрации, то что нужно делать в этой ситуации: исправлять свою программу или продолжать действовать тайно?
Как изменятся во втором случае программа и структура организации?
Что может случиться с государством, если в нем слишком ограничена свобода собраний и ассоциаций?
Кто должен решать, какие организации запрещать, а какие разрешать? Для обсуждения может быть предложен текст о конфликте организации Баркашова и московского правительства.
Урок завершается знакомством с законодательными актами о свободе ассоциаций.

Урок 3. “Свобода демонстраций и выступлений и ее границы”

Задачи: учащиеся должны получить представление о целях и различных видах коллективных выступлений и демонстраций; определить допустимые пределы их проведения.
План
Свобода демонстраций и выступлений и ее границы.
Подведение итогов всей темы.

Ход урока

Ролевая игра “За и против”
Сюжет игры
В городе находится крупный завод, который получил от некой иностранной компании заказ на размещение комплекса по уничтожению ядерных ракет. Экологическая безопасность данного сооружения весьма сомнительна, однако это принесет городу значительные экономические выгоды, улучшит поступление налогов в бюджет и создаст новые рабочие места. Группа активных граждан намеревается добиться от администрации города запрещения реализации проекта.

Оборудование для игры
“Список возможных действий” – для групп экологов, профсоюзных активистов, администрации и милиции.
“Стоимость каждой акции” – для групп экологов и профсоюзных активистов.
Карта города – три маленьких экземпляра и один большой (на доску). На карте должны быть обозначены дома, административные здания (городская дума, мэрия, милиция, городской суд, прокуратура, тюрьма), парк и т.д. Завод находится в черте города, недалеко от него две школы, детский дом, районная больница. Через город проходит автомагистраль федерального значения и железная дорога.
Справочная информация для консультанта – статистические данные.
Памятка для судьи с указанием правонарушений и наказаний за них.

Роли
Группа активных жителей (“экологи”) – 4-5 чел.
Профсоюзные активисты – 4-5 чел.
Милиция – 2 чел.
Банкир – 1 чел.
Эксперт (консультант) – 1 чел.
Судья – 1 чел.
Журналисты – 2 чел.
Администрация города – остальные

Вводные
Для профсоюзных активистов. Вы заинтересованы в получении заказа, так как это позволит стабильно выплачивать зарплату работникам и создать новые рабочие места в городе. Администрация завода выделила вам для проведения кампании 90 тыс. руб. Назначьте одного из членов вашей группы бухгалтером. Он должен вести учет всех потраченных средств. Ваш бюджет может быть проверен.
Для группы активных жителей. Вы представляете группу активных граждан, которые добиваются от администрации города отказа от осуществления данного проекта, так как экологическая обстановка в городе может резко ухудшиться в ближайшем будущем. В группу входят как местная интеллигенция (студенты, учителя, домохозяйки, врачи), так и работники комбината. На проведение кампании вы собрали 30 тыс. Назначьте одного из членов вашей группы бухгалтером. Он должен вести учет всех потраченных средств. Ваш бюджет может быть проверен.
Для банкира. Вы имеете много денег, вы родились и выросли в этом городе. Здесь вы делаете хороший бизнес. У вас есть 50 тыс. свободных средств, которые вы можете потратить так, как сочтете нужным, так как вам одновременно поступило два довольно выгодных предложения: одно – вложить деньги в строительство сооружения, и тогда в течение следующих двух-трех лет ваши доходы возрастут в два раза. Второе предложение радикально отличается от первого – построить, точнее, переоборудовать бывший заводской дом отдыха под первоклассный пансионат. Этот проект окупится не так быстро и принесет на 30 процентов меньше чистой прибыли.
Для милиционеров. Ваша цель – следить за порядком в городе. Вся эта шумиха вокруг строительства комплекса по утилизации отходов сильно затрудняет вашу работу, так как выступления обеих сторон доставляют вам немало хлопот – они то и дело норовят нарушить общественное спокойствие. Поэтому все, кто хочет провести какое-то массовое мероприятие, обязаны обратиться к вам за разрешением. Вам нужно всегда быть начеку – ведь иногда те действия, которые вы разрешили, совсем не совпадают с теми, которые в действительности проводятся разными слишком уж активными гражданами. Тех, кто не слушается, приходится штрафовать за нарушение порядка. Ваш бюджет составляет 20 тыс.
Для радиожурналистов. Один из вас верит в правоту дирекции завода и профсоюза. Этот комплекс даст городу новые рабочие места, позволит стабильно выплачивать зарплату работникам. Второй пока еще не определил свое отношение к идее строительства комплекса. Не будет ли он опасен для здоровья горожан? Вы должны выступать с репортажами о событиях, проходящих в городе. По просьбе группы экологов или профсоюза вы можете готовить агитационные (рекламные) материалы в поддержку той или иной точки зрения. Что именно и как говорить, каждый решает самостоятельно. Деньги за выступления рекламного характера идут в фонды ваших радиостанций.
Для администрации города. Вы оказались в сложной ситуации: городу необходим этот заказ, так как он принесет доходы в городскую казну и создаст новые рабочие места. В то же время вы не знаете, не приведет ли осуществление проекта к еще более пагубным последствиям. Ваша цель – разобраться в ситуации и в конце игры принять какое-либо разумное решение. По ходу же ее вы должны будете оценивать действия конфликтующих сторон и следить за справедливостью действий милиции. Для решения социальных проблем города вам необходима сумма не менее 80 тыс.
Для судьи. Ваша задача – в спорных ситуациях определять правоту или виновность участников общественной кампании, милиции, отдельных граждан и назначать наказания в соответствии с памяткой. Как государственный служащий вы обязаны представить информацию о наказаниях по просьбе любого гражданина (но не предлагайте этого сами).
Для эксперта. Лучше, если эту роль возьмет на себя учитель (ведущий), основная задача – представлять статистические данные, давать игрокам рекомендации по ходу игры. Вашими консультациями могут пользоваться журналисты, профсоюзные и экологические активисты.
Выигравшей считается группа, в чью пользу будет принято решение администрацией города.

Этапы игры
1. Деление на группы и получение вводных – 3 минуты.
2. Разработка стратегии. Группы профсоюзных активистов и экологов разрабатывают свои стратегии, готовят необходимое для действий визуальное оформление – им нужно провести несколько акций, в которых они будут агитировать законодателей принять решение в свою пользу. Часть акций может быть описана на словах, часть – разыграна перед остальным классом. Для этого они выбирают место и время проведения акции и готовят заявление в администрацию города с просьбой разрешить ее проведение. Они могут попытаться получить дополнительные деньги у банкира.
Администрация должна для себя решить, проведение каких действий и в каких местах будет законным, а в каких незаконным. Милиционеры определяют для себя, какие действия необходимо пресекать. На основании своего решения администрация (для этого можно выделить одного-двух человек в специальную комиссию) выдает разрешения на проведение акций, а милиционеры оценивают законность поведения активистов. Группы могут попытаться их подкупить для того, чтобы преградить дорогу сопернику. В этом случае ведущий кидает кубик: если выпадают “один”, “два”, “три” – дача взятки раскрыта. Взяткодатель и взяточник платят штрафы.
Судья сидит отдельно. Он может наблюдать за приготовлениями других групп.
Радиожурналисты начинают готовить свои первые репортажи, посвященные проблеме строительства комплекса. С них начнется игра.
Консультант выдает статистические данные, которые группы могут использовать в своих акциях (писать на плакатах, произносить пламенные речи на митингах). На первом этапе ему может помочь судья.
Переходим к действиям. Через 5 минут группы должны начать свои кампании, причем они могут договориться друг с другом об очередности выступлений, или это могут предложить милиционеры. Перед началом акции группы должны получить соответствующее разрешение у городской администрации. Если разрешение не выдается, то они имеют право обратиться в суд и заявить о несправедливости действий администрации (в случае признания их правоты администрация выплачивает группе деньги за моральный ущерб) или попытаться провести акцию без разрешения. Тогда им дается минута свободного времени, после чего акция разгоняется и милиция взимает штраф за незаконность выступления. Но таким образом тем не менее группы могут привлечь внимание администрации к своей позиции.

В ходе акции могут возникнуть беспорядки. Ведущий кидает игральный кубик. Если выпадает “шестерка”, то противники их идей из толпы пытаются сорвать мероприятие: рвут плакаты, ругаются, отнимают мегафон. Если выпадает “единица”, один из пришедших на акцию начинает ругать милиционеров и администрацию города, оскорбляет прохожих. “Ваши действия?” – спрашивает ведущий. Что бы ни ответили играющие, милиционеры должны решить, кто виноват, и принять меры (в том числе оштрафовать группу или вообще лишить возможности проводить какие-либо мероприятия). При этом за справедливостью их действий также должны наблюдать администрация и суд. Судья сразу же выносит решение.
Впрочем, группы могут потратить свои деньги и на то, чтобы попытаться подкупить милицию и администрацию. Стратегия поведения банкира также может быть различной: он может дать деньги той или другой стороне на проведение кампании или вовсе присоединиться к одной из групп, пообещать законодателям дать деньги на решение тех или иных проблем в случае, если они примут то или другое решение.
Через определенные промежутки времени (или после каждого цикла акций, т.е. после того как каждая группа проведет по одной акции) предоставляется слово радиожурналистам. Каждый из них выступает с небольшим репортажем или агитационным материалом (не больше 30 секунд). Затем учитель сообщает группам, как повлияла их акция на общественное мнение горожан. Чем больше распространено материалов (или чем больше людей стали свидетелями), чем материалы ярче, доходчивее, тем больше сторонников привлекла на свою сторону группа.
Этот этап игры может занимать от 15 до 20 минут, так как законодатели к определенному сроку должны дать ответ правительству – будет или не будет размещаться данный комплекс на территории города. Если законодатели примут решение о том, что строительство комплекса все-таки нужно продолжать, то тогда бросается жребий. Если выпадет экологическая катастрофа, то все деньги, которые игроки получили в ходе игры, сгорают. При благоприятном исходе дела профсоюзу и администрации придется раскошелиться на обеспечение экологической безопасности, что также обойдется им недешево – они должны будут отдать не менее половины тех денег, которые заработают.
Таким образом, игроков можно подвести к мысли, что сиюминутная выгода может стоить гораздо дороже – за нее придется платить собственным благополучием.
Обсуждение итогов. При подведении итогов игры необходимо обсудить следующие вопросы:
Почему администрация приняла именно такое решение?
Чьи действия были более убедительны и почему?
Какие методы действия оказались наиболее действенными и почему?
Прислушивалась ли администрация к опросам общественного мнения?
Насколько справедливыми были действия милиции? Какие выступления государство имеет право запретить и с какой целью?
Наконец, с какой целью люди вообще выходят на демонстрации?
Закончить же блок занятий можно обсуждением проблемы свободы собраний.
Как вы думаете, почему тему свободы собраний мы обсуждаем после игры о свободе демонстраций и выступлений?
Как вы думаете, зачем гражданам государства нужна свобода собраний?
Каковы критерии свободного собрания? От кого или от чего оно должно быть свободным?
Когда вы работали в группе, было ли ваше обсуждение достаточно свободным? С каким из собраний у него было больше общего: с собранием тайного общества или с пионерским собранием?

Ольга ПОГОНИНА
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте