search
main
0

Один день с Натальей Шерри

Рассказ о том, что сравнительно недавно назначенная заместителем руководителя Департамента образования Наталья Шерри ездит по округам и выступает, объясняя свое видение того, как будет развиваться московская система образования, до определенного момента был на уровне легенды. Честно говоря, никто не верил, что чиновник высокого уровня станет разговоры разговаривать с разными людьми, будет стараться сделать их своими единомышленниками и приглашать к сотрудничеству. Однако все это оказалось абсолютной правдой.

Встреча в Юго-Восточном округе обещала быть сложной. Наследство от прежних лет и прежних руководителей начальнику Юго-Восточного окружного управления образования Людмиле Митрюк досталось сложное, стародавние конфликты дают о себе знать и сегодня. Хоть и не часто, но приходится Митрюк принимать сложные управленческие решения, а это всегда вызывает не менее сложную ответную реакцию. Но за несколько лет ей при работе, как говорят, практически 24 часа в сутки удалось все же нормализовать ситуацию, теперь можно сосредоточиться на многих других проблемах, устремленных не только в настоящее, но и в будущее, в частности на переходе округа к жизни в рамках нового экономического механизма. Кстати, в позапрошлом году речь об этом шла на выездном совещании директоров ЮВАО. Тогда Людмила Викторовна впервые сказала о том, о чем, собственно говоря, должна была нынче идти речь на встрече с Натальей Шерри. Вот только тогда, два года назад, подобные инновации были не в чести, считалось, что уж с чем-чем, а с экономикой образования в столице все в порядке и ничего менять не нужно. Сегодня сменилась управленческая команда в городе, и выяснилось, что и дефицит городского бюджета есть, и внешние долги, и что нужно по-хозяйски распоряжаться бюджетными деньгами. Словом, некоторая уверенность в том, что директора, профсоюзные лидеры и родители правильно воспримут новую политику Департамента образования, была, но оставалось все же и волнение – слишком разные аудитории должны были встречаться с заместителем руководителя департамента, и то, удастся ли настроить их на деловой лад, оставалось вопросом.Встречу решили провести в кадетском корпусе №9 (то есть в кадетской школе-интернате – Московском пансионе государственных воспитанниц), который ласково называют девичьим. Решили отчасти потому, что тут уютно и тепло, как в настоящем доме, отчасти потому, что директор Виктория Силенская – человек суперответственный и может со своим коллективом принять на достойном уровне любое количество коллег, обеспечив им условия для работы. Все это особенно нужно было, так как уж очень большие ожидания были по поводу этой встречи. Могу отметить, что Юго-Восточный округ сумел некоторым образом позаботиться и о самой Наталье Шерри, ведь она многие годы была директором московской школы-интерната, поэтому для нее встречу устроили, что называется, в хорошо знакомой обстановке. Первая аудитория была сложной – директорской. Если учесть, что на встречу приехал сам Владимир Абрамович Караковский, звезда отечественной педагогики, имеющий всероссийскую известность и не боящийся сказать правду в лицо независимо от того, кто стоит перед ним, можно было себе представить, какой была эта аудитория. К тому же в этот день директора старались пройти в зал вместе со своими заместителями, бухгалтерами, поэтому зал был набит до отказа. Не секрет, директорский корпус Москвы – это люди уважаемые, привыкшие к тому, что их слово весомо, что жизнь их давно вошла в привычную колею, что никто не требует от них никаких кардинальных изменений, лишь бы школы работали на полную загрузку, лишь бы дети сдавали хорошо ГИА и ЕГЭ, лишь бы родители не жаловались. Но Наталья Шерри должна была сказать им о том, что жить по-старому в новых условиях нельзя, что придется идти на некоторые изменения. Например, на нормативно-подушевое финансирование, на новую систему оплаты труда. Могли ли директорам понравиться слова Шерри о том, что все школы будут скорее всего получать одинаковые средства на каждого ученика, а средства сверх норматива – по конкурсу, представив программы развития, словом, все так, как было до того предусмотрено в рамках ПНПО? (В самом деле, на первый взгляд есть резон в том, что дети, учащиеся в школе, лицее или в гимназии, имеют право на единую оплату своей учебы по базовому нормативу.) А она еще подтвердила, что Единой тарифной сетки теперь не будет, будет новая система оплаты труда, которая учтет, кто из педагогов и какой вклад в общую работу внес, а потому заслуживает премии из стимулирующего фонда, правда, у директоров оплата составит три средние оплаты учителей. Еще без обиняков Наталья Шерри сказала директорам, что теперь они должны стать в полном смысле слова менеджерами, что от их работы напрямую зависит и материальное благополучие учебных заведений, и зарплата учителей, и многое другое. Ей удалось очень удачно подчеркнуть, что речь не идет об экономических реформированиях ради реформирования, что все делается во имя повышения качества, и прежде всего качества работы ОУ. Что интересно, никто из директоров не протестовал, видимо, настало такое время, когда они и сами понимают – жить по-старому нельзя, весь вопрос в том, какой будет эта жизнь. Может быть, весьма существенным аргументом стало и то, что в презентации Натальи Шерри был рассказ об обычной сельской школе в одном из регионов России, которую хотели закрыть по причине малокомплектности, но коллектив не согласился с этим решением и сделал школу не только выживающей, но и процветающей. Для начала педагоги добились присоединения к школе сельской библиотеки, перенесли туда книги из школьной, за счет этого освободили помещение в школе и открыли там кадетский класс. Теперь в эту школу дети ездят учиться даже из города – такое тут качественное образование, а еще и профориентация. А еще тут дают работу сельчанам, то, что в селе стали меньше пить, а больше работать – заслуга педагогов. Люди работают, получают зарплату, платят налоги, пополняя сельский бюджет. Так постепенно школа стала бюджетообразующим учреждением в селе, что, конечно, сделало ее уважаемой в обществе. Сначала я подумала, что напрасно Наталья Сергеевна сугубо городским директорам рассказывает об успехах сельской школы, а потом поняла: Шерри намекала директорам, если сельские справились с такими трудными задачами, то городским сам Бог велел, особенно таким умным. Вопросы директоров были по существу и касались исключительно того, когда новшества будут вводиться, кто, кого и как будет перед этим учить, дадут ли время на раскачку и вхождение в проблематику. Следующая аудитория отличалась от директорской – председатели первичных профсоюзных организаций. С одной стороны, лидеры, избранные коллективами. С другой – простые учителя, которые иногда предпочитают не ссориться с администрацией, поскольку в своей профессиональной деятельности зависимы от нее. Но Наталья Шерри прежде всего сообщила профсоюзным лидерам, сколь большую надежду связывает с их деятельностью Департамент образования, ведь новая система оплаты труда прежде всего предполагает активное общественно-государственное управление в каждом образовательном учреждении. Министр образования Москвы Исаак Калина так вообще считает, что директор, который не работает в контакте с профсоюзом, вряд ли будет успешен в своей управленческой деятельности. Профсоюз в школах и детских садах сегодня единственная крупная общественная организация, администрация должна быть заинтересована в сотрудничестве с ней. В самом деле, ведь профсоюз заключает с директором коллективный договор, может многое прописать в нем, а потом контролировать выполнение этого договора. Но при этом нужна иная, более активная позиция профсоюза. Очень интересно то, что у профсоюза нынче есть своя материальная заинтересованность, скажем в повышении зарплаты учителя: выше зарплата члена профсоюза, выше его членские взносы, больше сумма собранных взносов, больше для учителя при этом может сделать профсоюзная организация, в которой остается половина взносов, больше может сделать организация, выше ее авторитет в педагогической среде, больше тех, кто захочет вступить в профсоюз.Под самый вечер зал заполнили родители – председатели школьных родительских комитетов, в сотрудничестве с которыми департамент заинтересован еще больше, чем в сотрудничестве с профсоюзами, ведь родители – заказчики и потребители образовательных услуг, а еще строгие контролеры качества обучения и воспитания детей. Не секрет, что порой одно письмо-жалоба семьи может многое изменить и в судьбе школы, и в судьбе отдельного педагога. Надо сказать, родители очень внимательно выслушали рассказ Натальи Шерри о грядущих изменениях в системе образования столицы. О чем они говорили после этого? Одни интересовались, могут ли они определять содержание учебных программ, другие – тем, как помочь школе материально, чтобы потом никого не наказывали за их стремление стать благотворителями, третьи заявляли, что желают платить из своего кармана зарплату учительнице и никто им в этом не может помешать. У каждого было свое, индивидуальное, но у всех собравшихся было еще и общее желание, которое они высказали: чтобы Департамент образования не реагировал на анонимные обращения, дескать, если человек хочет указать на недостатки, заинтересован в улучшении положения дел, то должен выступать открыто, в этом случае с ним можно контактировать, сотрудничать на благо общего дела.Около восьми часов с небольшими перерывами шла встреча в зале кадетской школы, и казалось, когда она закончилась, теперь, после этого длинного и сложного марафона, Наталья Шерри может наконец немного отдохнуть. Но не тут-то было, в виртуальном пространстве Интернета стартовало другое совещание – традиционная встреча Исаака Калины, его заместителей, начальников окружных управлений образования, председателей городского совета родительской общественности Альфии Галимовой и Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования Сергея Кузина, на которой принято подводить итоги прошедшей недели, обсуждать проблемы, намечать планы на следующую неделю. Совещание, на котором Наталье Шерри нужно было выступить дважды. В первый раз, когда речь шла о лишении аккредитации школы №874, во второй раз, когда нужно было рассказать о своем видении работы с кадровым резервом. Вот это второе и было самым интересным для всех. Кстати, весь день и вечер Наталья Сергеевна говорила без всяких предварительно написанных тезисов, и это было тоже удивительно.Шерри предложила в работе с управленцами школьного звена вести такую линию: «Очень важный аспект – формирование кадрового резерва управленческих кадров и осуществление жесткого отбора на руководящие должности на основе целого набора показателей, в том числе на основе обучения, стажировок, конкурсного отбора на этапе зачисления, квалификационного экзамена после обучения, профессионального тестирования по пригодности этого человека к управленческой работе, в том числе с включением тренинга по выявлению его личных качеств, готовности к этой работе. Все это сегодня нормальная западная схема испытаний при приеме на работу и зачислении в кадровый резерв. Я думаю, что такой набор в кадровый резерв должен быть объявлен для всех желающих педагогов, но осуществляться на основе жестких критериев, результатов прохождения предварительного тестирования и экзамена. Обучать мы будем кандидатов в руководители в течение года, в каникулярное время, потому что вполне вероятно, что не все действующие руководители ОУ захотят отпускать их или даже поощрять желание молодежи выдвигаться в руководители в будущем. Мы будем создавать сеть площадок для обучения и стажировок этого кадрового резерва на базе тех образовательных учреждений, руководители которых стабильно демонстрируют высокие показатели, выбирая эти площадки на конкурсной основе. Вполне возможно, что формирование такого резерва будет осуществляться на основе софинансирования и самого кандидата в кадровый резерв, так как это несколько повысит ответственность и не позволит попасть в резерв тем случайным людям, которые не подходят по тем или иным качествам. Это будет скорее воспитательный момент, нежели получение каких-то дополнительных средств для подготовки управленческих кадров». День в Юго-Восточном  округе для Натальи Шерри завершился поздним вечером. Трудно было сказать, испытывает ли она чувство глубокого удовлетворения тем, как он прошел, можно было только констатировать, что он был очень полезен, информативен и прагматичен и для нее самой, и для тех, кто с ней встречался. Пока не проведены встречи во всех десяти округах, конечно, нельзя сказать, насколько подготовленными окажутся педагогическое сообщество, профсоюз и родители к грядущим изменениям, сотворчеству и сотрудничеству, но хочется верить, что единомышленников в результате этих встреч Наталья Шерри все же обретет.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте