search
main
0

Одежда – способ самовыражения

В США, Израиле и многих европейских странах так вопрос вообще не стоит: у детей свободная форма одежды, и всякое замечание по этому поводу рассматривается как вмешательство в личную жизнь. Однако некоторые учебные заведения, например Англии и Франции, сохранили форму, причем заведения привилегированные. Ученики гордятся этой формой как принадлежностью к особому социальному слою.
Школьная форма дореволюционной России имела особое значение. Ученики обязаны были ее носить и во внеучебное время. И таким образом на учащихся накладывалась обязанность выполнять определенные уставом учебного заведения нормы поведения, она же и помогала это выполнение отследить. Форма до известной степени нивелировала имущественное неравенство: в кадетском корпусе, например, и сын великого князя, и сын беднейшего дворянина носили одинаковую форму, причем из одних и тех же, дешевых материалов. Считалось, что таким образом в будущих офицерах воспитывается дух товарищества и на деле воплощается идея равенства всего дворянского сословия.
Советское правительство, отменив сначала школьную форму, потом вернулось к ней, во многом использовав старые образцы. Справедливости ради надо заметить, что до революции гимназическая форма существовала не только для учеников, но и для учителей.
Последние почти десять лет российские учебные заведения отказались от единой школьной формы как от воплощения некоего “казарменного” духа, обезличивания и усреднения индивидуального характера. Произошло это спонтанно, “снизу”, а всевозможные инструкции и указы “узаконили” это, так сказать, постфактум. Немаловажную роль в этом сыграл, что греха таить, и материальный фактор: у огромной части населения просто не оказалось денег на подобные “излишества”, обучение дитяти и так влетает в копеечку.
Лично меня немаркий всеобщий коричневый цвет моего школьного детства раздражал гораздо больше, чем немыслимая пестрота одеяний моих сегодняшних учеников. Однако не могу не признать, что такая свобода самовыражения в стенах школы влечет за собой ряд проблем.
Казалось бы, чего проще: школа – учреждение официальное, и здесь деловой стиль в одежде будет единственно уместным. Однако как этот самый деловой костюм выглядит на семи-одиннадцатилетних детях? На мой взгляд, ужасно: эдакие маленькие старички. Даже в школе им необходимо играть, бегать, прыгать. Лишить их этого невозможно с точки зрения возрастной физиологии. А попробуй поиграй в деловом, с позволения сказать, костюме. Он вообще-то не для этого. Да и особенности нашего климата, помноженные на своеобразие работы коммунальных служб, плохо вяжутся с деловым костюмом в его привычном, европейском варианте. Зимой мы все, как никогда, тянемся к фольклору: “Стоит дед, во сто шуб одет…”
Ну ладно, Бог с ним, с деловым костюмом. Пусть одеваются просто прилично. Только как выработать критерий этой самой приличности? Что взять за образец? Личный вкус классного руководителя или директора школы? Я знаю людей, которые признают недостаток знаний, образования, опыта, денег, наконец. Но не знаю ни одного человека, который признал бы у себя недостаток вкуса. А нестыковку взглядов на этот предмет охотно объясняют тем, что вкусы у всех разные. Отсюда и казусы. “Ей, видите ли, не нравятся мои штаны, – возмущается подросток в новехонькой “камуфляжке”, – а мне, может быть, не нравится ее жуткая зеленая юбка, которой я любуюсь уже третий год! Ну и что? Я же ей ничего не говорю, почему она мне выговаривает?!”
Вкусы меняются, и понятия о недопустимом и приличном в одежде – тоже. Во времена Чехова сочетание розового с зеленым считалось воплощением безвкусицы, сегодня это обычное дело для многих ведущих модельеров мира. Когда я только начинала работать в школе, вид учительницы в брюках будоражил общественное мнение.
А являемся ли мы сами, мы, учителя, эталоном вкуса? В ответ на этот вопрос полстраны, я думаю, начнет гомерически хохотать, а другая половина (преподаватели и их близкие) возмущаться бестактностью постановки вопроса. Какой уж там эталон, когда большая часть моих коллег вообще не может сказать, что одевается соответственно своему вкусу – учительская зарплата мало этому способствует. А у учеников должны быть деньги, чтоб одеваться по нашему вкусу? Да, в дорогих магазинах столицы, куда я захожу иногда, так сказать, на экскурсию, вещи, как правило, отнюдь не вызывающие, а, как сказала бы моя мама, “приличные”. Вызывающие там только цены. А рынок, где одевается основная часть моих соотечественников, он и есть рынок и мало способствует воспитанию чувства стиля и элегантности.
Почему в нашей стране традиционно такое большое значение придается внешнему облику? Дело даже не в том, кто будет этому учить, а в том, что учи не учи, а внешний вид – отражение самоощущения человека, способ его самовыражения, да и много еще чего из области психологии и социологии.
Марина ФРОЛОВА,
преподаватель гимназии
Раменское

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте