search
main
0

Одаренные дети – путь в будущее

В шестидесятые годы в знаменитом Новосибирском Академгородке были созданы Клуб юных техников, физико-математическая школа-интернат для одаренных учащихся из сельских и отдаленных районов Сибири, Дальнего Востока и республик Средней Азии. С тех пор и развивается в области практика организации работы с одаренными детьми и молодежью.

По замыслу академика М.А.Лаврентьева такая система обеспечивала преемственность в подготовке научных и инженерных кадров для Сибирского отделения Академии наук, а особенностью этого яркого проекта стала интеграция науки, высшей школы, общего и дополнительного образования. Опыт создания образовательных комплексов в Новосибирской области был успешно использован и в сфере музыкального искусства, физической культуры и спорта. Расширение использования наиболее успешных практик работы с одаренностью детей и молодежи привело в настоящее время к интенсивному развитию и распространению разнообразных форм работы с ними. В 2012 году была принята программа правительства Новосибирской области «Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой учащейся молодежи в Новосибирской области на 2013-2017 годы». О реализации программы мы поговорили с Дмитрием Александровичем Метёлкиным, заместителем министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.- Программа предполагает, что к концу 2017 года в Новосибирской области будет создано три региональных и 35 муниципальных ресурсных центров развития и поддержки одаренных детей и талантливой учащейся молодежи. На какой стадии находится этот процесс?- Ресурсные центры создаются не централизованно, это инициатива муниципальных органов управления образованием. На базе центров появится комплекс материально-технических, организационно-методических, психолого-педагогических условий для выявления, развития, поддержки и сопровождения талантливых ребят. На данный момент практически все муниципалитеты спроектировали, кто выступит в роли ресурсного центра. По определенному графику в центры начнут поступать средства поддержки из областного бюджета. – Как сейчас фактически идет работа по поиску одаренных детей? Что это значит в принципе – выявить таланты?- Надо понимать, что это не линейный отбор! Смысл программы – создать многообразные возможности найти свои интересы, в каких-то закрепиться и попытаться самореализоваться. Вот базовый подход проекта, идеологический и методологический. А образовательное учреждение – ключевое звено, позволяющее провести ребенка по пути многочисленных проб, где он может ознакомиться с разными видами деятельности и найти себя во всем многообразии современной технологической среды,  в том числе и в современной экономике. Нет детей «в программе» и «не в программе». Другое дело, что для тех ребят, кто готов углубляться в определенную тему, посвятить ей жизнь и уже показывает существенные результаты, предусмотрены дополнительные меры поддержки. Широкий социальный результат программы, как его понимают авторы, – создание развивающей среды, которая позволит молодежи более уверенно и более мотивированно сориентироваться в образовании, в карьере, в жизни.- Программа охватывает все предметы увлечения школьников – искусство, музыку, спорт тоже?- Да. По нашему мнению, ребенок, показывающий высокие результаты в спорте, в этом контексте мало чем отличается от того, который превосходно рисует или прекрасно решает нетиповые олимпиадные задачи!- Какие структуры осуществляют научно-методическое сопровождение программы?- Оператор программы – ГАОУ ДОД Новосибирской области «Центр развития творчества детей и юношества». В его состав 1 января 2014 года вошли три областных образовательных учреждения (Центр «ДИО-ГЕН», занимавшийся интеллектуальной одаренностью, Центр дополнительного образования детей и Детский оздоровительный центр им. Олега Кошевого). Понятно, что эти организации накопили большой методический опыт. Активно развивается межрегиональное сотрудничество. Добавлю, что общее руководство и контроль за ходом реализации программы осуществляет государственный заказчик-координатор программы – министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.Специализированные классыВ Новосибирской области в 2010 году начали создавать сеть специализированных классов математической и естественнонаучной направленности.В 2014-2015 учебном году в проекте участвует 41 общеобразовательное учреждение, где функционируют специализированные классы математической и естественнонаучной направленности в количестве 178, из них:- по математике – 103,- по физике – 43,- по химии – 32.Кроме этого, открыто 10 классов по спортивному направлению.В 35 школах области также будут работать 50 специализированных классов инженерно-технологического направления, предусматривающие специальную подготовку в области проектирования, конструирования, программирования, моделирования, технического творчества, черчения, а также специальные курсы (робототехника, инженерное дело, инженерная графика). Набор в инженерные классы составил 1250 человек.Общее количество педагогов профильных предметов в специализированных классах математической и естественнонаучной направленности составляет около 300 человек, число преподавателей вузов, задействованных в реализации регионального проекта, – около 450 человек.Конкурсы, фестивали, олимпиадыБолее 9000 школьников регулярно участвуют в мероприятиях, призванных выявлять и поддерживать одаренных ребят. Это региональные олимпиады (межпредметная олимпиада «Золотая середина», Всесибирская открытая олимпиада школьников, Сибирская геологическая олимпиада и др.), фестивали (межрегиональный экономический фестиваль школьников «Сибириада. Шаг в мечту»,  фестиваль детского и юношеского творчества «Театральная весна», Открытый конкурс-фестиваль Новосибирской области по робототехнике и т. д.), конкурсы и соревнования (первенство России по авиационным комнатным моделям, Кубок молодежи им. А.И.Покрышкина в классе радиоуправляемых судомоделей, конкурс-фестиваль ЮИД «Зеленая волна», конкурс «Безопасное колесо» и др.); проводится более 25 профильных смен, летних и зимних тренировочных сборов различной направленности.Творческая делегация Новосибирской области в течение нескольких лет является лидером общекомандного зачета Дельфийских игр России.Президентскими премиями для поддержки талантливой молодежи в рамках реализации национального проекта «Образование» в 2013 году были награждены 152 учащихся Новосибирской области.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте