Психология одаренности в настоящее время переживает драматический период. Впервые перед ней «сверху» (!) – президент страны – поставили конкретно сформулированную практическую задачу, более того, с ее решением связывается чуть ли не судьба России. Нам нужно сформулировать предложения по поиску и организации сопровождения одаренных молодых людей.
Если насчет «судьбы страны» скорее преувеличение, то задача поиска и сопровождения одаренных детей дословно сформулирована и зафиксирована в национальной концепции «Наша новая школа» под пунктом «два». Драматизм ситуации определяется прежде всего тем, что современная психологическая наука (российская и зарубежная) в вопросах методологического основания одаренности как психологической категории, ее объекте, источнике и механизмах развития не имеет единой точки зрения. Более того, существующие взгляды на само понятие одаренности крайне противоречивы. Однако сегодня уклониться от решения этих вопросов мы не можем – затронута «честь мундира», а продолжать, по сути, обманывать «заказчика» бесконечным усовершенствованием инструментария диагностики пусть даже незаурядных общих (или академических) способностей и связыванием развития таких детей с только с олимпиадным движением и созданием спецшкол для одаренных по крайней мере непрофессионально.Дело в том, что путь поиска детей с выдающимся IQ и их дальнейшее сопровождение – старый методологический тупик. То, что высокий и даже сверхвысокий уровень психометрического интеллекта не гарантирует творческих достижений, было доказано лонгитюдными исследованиями Термена еще в прошлом веке. Таким же тупиком стало крайне популярное до сегодняшнего дня у нас в стране методологическое связывание основания одаренности с креативностью в понимании Дж. Гилфорда, которое, к слову, так и осталось недоказанной гипотезой, о чем в последних работах также в конце прошлого века писал сам ее автор.В то же время отечественная концепция одаренности 2003 года, по сути, наметила магистральное направление выстраивания методологического, точнее, структурно-функционального онтологического основания одаренности, которое, с моей точки зрения, в своей основе имеет два хорошо проработанных в отечественной психологии теоретических положения, связанных с психологией развития человека. Прежде всего это направление, связанное с субъектно-личностным подходом. Субъектно-личностный подход в рамках методологического основания развития одаренности предполагает исследование «внутренних и внешних условий» возникновения и развития в человеке качественной характеристики высшего уровня развития его субъективности, которую мы определяем как творческость. Именно творческость как личностное новообразование мы рассматриваем в качестве внутренней психологической основы одаренности. Благодаря творческости человек способен не только самостоятельно и целенаправленно осваивать действительность, но и преобразовывать ее. При этом происходит становление центрального феномена одаренности, такого его личностного качества, как творческая самодеятельность, которую мы и рассматриваем в качестве внутреннего предметного содержания одаренности. Творческость обнаруживает себя как принципиальная личностная тенденция, меняющая общую жизнедеятельность человека и проявляющаяся в его устойчивой интеллектуальной самодеятельности.Не численность населения в стране, не количество школ и проводимых олимпиад, а возможность зарождения ситуаций субъективно значимой смысловой неопределенности – основной источник и важное социальное условие появления талантов и проявления одаренности.Обычная среда, являющая собой «школьно-задачный» поток действительности, предлагающая деятельность с полностью или частично познанным объектом, не несет тайны, загадки, а поэтому и не работает как источник развития творческости. Более того, она часто служит основанием затухания творческого потенциала в человеке. В рамках комплексной программы «Творческая компетентность», разработанной в лаборатории сопровождения одаренных учащихся Зеленоградского ЦПМСС, специально организованная окружная школьно-межшкольная система погружения познавательно активных школьников позволяет включать учащихся начальной школы в дифференцированные учебные ситуации смысловой неопределенности. По форме это факультативы, система занятий в рамках допобразования и проходящие в течение всего учебного года интеллектуальные соревнования, в основе которых заложен рефлексивный принцип развития структурных основ творческой компетентности в условиях совместного творчества («Убеди меня», «Сократовские диалоги», «Сказочники и фантазеры», «Код Сократа»). Реализуется и инновационный комплекс образовательных программ «Творческая компетентность», который содержит факультативные образовательные программы «Продуктивное воображение» (для детей 6-9 лет), «Миропонимание» (учащиеся начальной школы), «Нить Ариадны» (учащиеся средней школы) и «Поиск» (учащиеся старших классов). Этот комплекс программ не сумма, не простое сочетание случайно подобранных программ, развивающих в человеке творческие способности. Эта разработка представляет собой соответствующую современному методологическому уровню педагогики системную образовательную технологию, в которой каждая программа выступает как условие для пошагового взаимосвязанного процесса развития у познавательно мотивированных учащихся необходимых компетентностей, повышающих эффективность их творческой деятельности. Обучение по программам «ТК» позволяет одаренному учащемуся перейти с пути случайного на путь культурно-компетентного творческого мышления, творческой деятельности. Содержание, заложенное в образовательный комплекс «ТК», методологически опосредовано деятельностной точкой зрения на процесс развития структурного основания в ментальном опыте человека определенной картины мира, адекватной уровню развития его творческости.В процессе прохождения через комплекс образовательных программ интеллектуально одаренные учащиеся целенаправленно усваивают такие метастратегии продуктивной творческой деятельности:- метастратегия системного понимания – отрабатывается в рамках программы «Продуктивное воображение» с детьми старшего дошкольного возраста и учащимися начальной школы;- метастратегия целеобразования, целевого опредмечивания незнания – отрабатывается в рамках программы «Миропонимание» с учащимися 3-11-х классов;- метастратегия формулирования целевого замысла (метастратегия моделирования) – отрабатывается в рамках программы «Миропонимание» с учащимися 3-11-х классов;- метастратегия целенаправленной алгоритмизации познавательной активности – отрабатывается в рамках программы «Нить Ариадны» с учащимися 5-11-х классов;- метастратегия самоконтроля деятельности – отрабатывается в рамках программы «Поиск» с учащимися 5-11-х классов;- метастратегия самоаудита субъективного понимания (метастратегия рефлексии понимания) – отрабатывается в программе «Поиск» с учащимися 7-11-х классов, целенаправленно занимающимися учебной исследовательской деятельностью.Таким образом, можно точно определить те структурные изменения, которые должны быть осуществлены в программах сопровождения одаренных детей: они должны быть направлены на структурные изменения их ментального опыта, делающего возможным разговор об открытой познавательной позиции у ребенка – своеобразного структурного отношения к миру, позволяющего выстраивать вариативные и разнообразные способы структурно-смысловой интерпретации одного и того же события.Ю.БЕЛЕХОВ, кандидат медицинских наук, почетный работник общего образования, лауреат Премии мэрии Москвы в области науки и образования, директор Зеленоградского ЦПМСС
Комментарии