search
main
0

Одаренность и упорство. Качества, которые ценят в пушкинском лицее

Радость познания – наверное, самое яркое человеческое чувство. Не случайно брянский городской лицей №1 носит имя автора «Бориса Годунова», сказавшего: «Как хорошо! Вот сладкий плод ученья! Как с облаков ты можешь обозреть все царство вдруг: границы, грады, реки. Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни… Учись, мой сын, и легче и яснее державный труд ты будешь постигать». Брянские лицеисты, следуя заветам Пушкина, стремятся так же, как он, прослыть людьми эрудированными и разносторонне образованными.

Директор и основатель лицея Антонина Семеновна Курасова считает, что развитию одаренности в детях способствуют три условия: благоприятная среда для учебы, хорошее сотрудничество учеников и учителей и связь с вузами. Правда, для личностного роста еще обязательно участие в олимпиадах. Все эти условия в лицее соблюдаются неукоснительно.

Взаимодействию с учреждениями высшего профессионального образования по подготовке учащихся к участию в предметных олимпиадах уделяется огромное внимание.

Бытовавшее мнение о легкости (почти легковесности) пушкинского дарования опровергается отзывами людей, знавших его близко. Пушкин не любил говорить о своей творческой «лаборатории». В наше время он даже мог бы прослыть затворником, настолько избегал выступлений и разговоров «на публику». Он раскрывался, был неподражаемо искрометным только в кругу друзей, ценить которых умел как никто другой.

Искрометность в лицее тоже в почете. Лицей – многопрофильное образовательное учреждение. Кроме углубленной подготовки по определенным предметам здесь приоритетным считается обучение иностранным языкам. Ведь они позволяют интегрироваться в мировую культуру, а это в эпоху глобализации весьма важно.

Обучение в лицее ведется по 5 профилям: медико-биологическому, физико-математическому, гуманитарному, экономическому, академическому.

Постоянно повторяемые утверждения о творческой лени, деревенской неге, праздности – всего лишь маска, надетая еще в лицейские годы. Напротив, Пушкин в жизни предельно подвижен, быстр на решения (что бы повременить с роковой дуэлью!), стремителен и дерзок. Далек от истины еще один устоявшийся миф – что поэт все получал благодаря таланту, от Бога, не прилагая больших усилий. Викентий Вересаев рассказывал: «Перед современниками, знавшими его в молодости, поэт неожиданно предстает как глубокий мыслитель, разносторонний эрудированный ученый, знаток истории человечества и человеческой культуры…»

Брянские поклонники таланта великого поэта тоже не любят лениться. В лицейской малой академии наук рождаются конкурсные проекты учеников. Для уникальных разработок здесь создано множество лабораторий: «Занимательная математика», «Проба пера», прикладной биотехнологии и аналитической химии. Богата событиями клубная жизнь. Лицеисты посещают клубы «Хронос» и «Краевед», географические собрания «Геклы» и заседания «Экосистемы». Признаются в том, что любят физику, на встречах в «Архимеде» и готовят разящие убедительностью аргументы к сражениям в «Дебатах».

Пушкин умел учиться и мог плодотворно работать в «кабинетной тиши». В нем оставалась студенческая привычка – не выставлять ни знаний, ни трудов своих. От этого многие в нем обманывались и считали его талант природным, не заработанным ни размышлением, ни ученостью. Но то, что другие достигали долгим учением и упорным трудом, он светлым своим умом схватывал на лету.

Так, наверное, происходило с работой над проектом «Космическая эра» Марины Бирюковой, с размышлениями Анастасии Ржавской, охватившей три века русской поэзии, с попыткой Ильи Шлыка сделать высококлассную презентацию родной альма-матер. В свою кропотливую систематизацию они добавили немного куража и личного обаяния, и их труды оценили по достоинству на открытом международном конкурсе компьютерных работ среди детей, юношества и студенческой молодежи «Цифровой ветер».

Пушкин не только литератор. Он историк, философ, общественный деятель, человек, которому по плечу любая плодотворная деятельность. Адам Мицкевич констатировал: «Пушкин увлекал, изумлял слушателей живостью, тонкостью и ясностью ума своего, был одарен необыкновенной памятью, суждением верным, вкусом утонченным и превосходным. Когда он говорил о политике внешней и отечественной, можно было думать, что слушаешь человека, заматеревшего в государственных делах и пропитанного ежедневным чтением парламентских прений».

Председатель совета лицея Павел Лобинский мечтает поступить в Высшую школу экономики, чтобы знать, как его родной стране лучше развиваться дальше. Он чувствует, что способен решать важные для государства вопросы экономики. Тем более опыт школьного самоуправления его уверенность только укрепляет.

В 2003 году в Брянской области состоялось событие чрезвычайной важности. При городском лицее №1 появилось общежитие. Сбылась давняя мечта о равных условиях для сельских и городских детей. Юноши и девушки из 26 районов региона впервые переступили порог лицея с огромным желанием учиться, пониманием того, что получение фундаментального образования – это способ, который позволит им в жизни быть востребованными людьми, а лицейское образование будет для них охранной грамотой на долгие годы.

Победы на конференциях, олимпиадах, конкурсах – это важный шаг в образовании. Но главное не награды, а опыт и знания, главное – то счастье, которым ребята обладают здесь, счастье быть умным.

Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)

Литератор Надежда Александровна ПУЗАНОВА – гордость всей области

5-й класс

Лицеисты желают учиться и приумножать славу своего лицея

Председатель совета лицея Павел ЛОБИНСКИЙ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте