Все удачи, проблемы, трудности и методы их решения закладываются в начальной школе, которая является фундаментом всей последующей жизни человека. Как и в спорте, у детей должна быть поставлена цель, ответ на вопрос: «Для чего мне это нужно?» Ради пятерок современному школьнику неинтересно учиться. Должна быть совершенно иная система мотивации.
Уже в начальной школе ученик должен ощущать себя полноценным субъектом образования: сотрудничать с учителями, другими учащимися, высказывать свое мнение, доказывать и защищать свою позицию, не бояться ошибиться, уметь адекватно оценивать себя и своих товарищей, а в средних и старших классах проводить самодиагностику и подбирать задания по выявленным проблемам. Тогда мы сумеем вырастить самостоятельного человека, который непременно станет успешным.
И школьные оценки здесь играют скорее отрицательную роль. О двойках дети слышат еще до поступления в школу от родителей, старших братьев и сестер. Подсознательно, идя в школу в первый раз, они уже боятся оценивания.
Я пришла к выводу, что нужно дать возможность школьникам:
– сознаться в своем незнании (то есть обратиться за помощью к учителю и не переживать, что на нем это как-то негативно скажется);
– получить от учителя часть полномочий.
Если мы не дадим ребенку такой возможности, то вскоре он найдет способ, как обмануть учителя, родителей и скрыть свое незнание. Негативные последствия от этого велики: сначала он будет списывать у друзей, потом найдет решения в Интернете или решебниках. А проблемы будут накапливаться как снежный ком. При отсутствии решения проблемы и сохранении страха перед негативным оцениванием незнание станет хроническим.
Учитель должен дать понять детям, что он их помощник, эксперт в области знаний, а не инспектор, который «выписывает штрафы» в виде отрицательных оценок. А это возможно лишь при безотметочном обучении. Не отметки должны служить инструментом учителя, а диагностика и своевременная коррекция.
Я предложила родителям вместо старых дневников завести детям балльно-рейтинговые книжки учащихся сроком действия 4 года (на всю начальную школу). В отличие от дневников сюда не записываются домашние задания, для этой цели есть электронный дневник. Сюда вносятся баллы за разные виды работ, показываются участие ребенка в общественной жизни класса, победы на олимпиадах, выступления на конференциях с проектами и исследованиями.
Любые достижения детей надо грамотно показывать широкой публике. То, что у школьника получается хорошо, надо размещать на сайте школы, чтобы можно было получить от посторонних людей реальную оценку: отзыв, комментарии, рекомендации. Это большой стимул для учеников.
Коллеги, не стоит бояться безотметочного обучения! Начните с собственной самооценки. Самая важная наша задача – отследить продвижение ребенка в освоении всех умений, необходимых для формирования навыков письма, чтения, вычисления. Если не будет отметок, дети сами вам в этом помогут. Отдайте часть полномочий своим ученикам, увидите, как изменятся их результаты и отношение к учебе.
Ольга ИСАЙЧЕВА, учитель начальных классов школы №2070 имени Героя Советского Союза Г.А.Вартаняна
Комментарии